Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 09:00, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение экономического развития страны в период НЭПа, вычленение особенностей развития различных секторов экономики, изучение причин эволюции государственной политики в отношении возродившегося предпринимательства. Особое место отведено критическому анализу экономических проблем и противоречий нэпа
В данной контрольной работе поставлены следующие задачи:
1. изучить образование СССР;
2. рассмотреть влияние НЭПа на развитие советского, земельного и процессуального права;
3. Ответить в чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Образование СССР…………………………………………………………5
2. Влияние НЭПа на развитие советского трудового, земельного и процессуального права………………………………………………………………8
3. В чём общность и различие Руководящих начал по уголовному праву 1919 г. и Общей части Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.?...........................19
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...22
Благодаря этим актам, а также постановлениям ВЦИК и СНК, скрепившим порядок внесения проектов нормативных актов на рассмотрение законодательных органов, удалось создать в целом стройную систему правотворческих органов и порядок устранения противоречий между актами разных уровней. Начиная с 1921 г., заметно активизировал свою законотворческую деятельность ВЦИК. За 1921—1922 гг. им было принято декретов и постановлений в два раза больше, чем за предшествующие два года.
Запрет
на издание наркоматами
В конечном итоге были созданы необходимые предпосылки для построения единой, иерархически непротиворечивой системы нормативных актов, последовательного развития и конкретизации норм, устанавливаемых высшими органами государственной власти и управления в актах, принимаемых наркоматами и местными советами. Только решив эту задачу, советское государство смогли в короткий срок осуществить разработку основополагающих актов по всем отраслям советского законодательства.
Значительные изменения претерпевают и виды правотворчества. Нормативные акты, принимаемые органами государства, безусловно, доминируют в системе источников советского права. При этом высшие органы государственной власти и управления не ограничиваются установлением только принципов законодательства как это было после Октябрьского переворота. Они принимают большое число конкретных норм, развивающих и дополняющих указанные принципы. Правотворчество местных советов в таких условиях носит локальный характер, а принятые ими нормативные акты действуют постольку, поскольку они соответствуют предписаниям вышестоящих органов.
Участие народных масс в правотворчестве вновь становится весьма активным, но теперь, носит иной характер. Основной формой участия трудящихся в правотворчестве становится обсуждение ими проектов нормативных актов. VIII Всероссийский съезд Советов обязал Президиум ВЦИК публиковать в печати проекты нормативных актов, вносимых на сессию ВЦИК, не позднее чем за две недели до начала сессии.
Возникает новый вид правотворчества: общественные организации наделяются правом издавать общеобязательные нормативно-правовые акты. ВЦСПС, например, получил право принимать нормативные акты по вопросам охраны труда и принял в 1922 несколько таких актов.
Советское государство отказывается от поправок и дополнений к действующему дореволюционному законодательству. На вооружение берется более прогрессивный способ правотворчества: при подготовке проекта нормативных актов правотворческие органы заимствуют нормы зарубежного и русского законодательства и приспосабливают их к условиям переходного от капитализма к социализму периода. Председатель СНК В.И. Ленин неоднократно обращал внимание Наркомата юстиции, готовящего проекты важнейших кодифицированных актов, на необходимость заимствовать все позитивное, что имеется у буржуазных государств в защиту трудовых прав рабочего класса. Подобный правотворческий прием использовался при подготовке гражданских, уголовных, уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, трудовых и других основополагающих нормативно-правовых актов.
В рассматриваемый период основные нормы гражданского, земельного, трудового, семейного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, исправительно-трудового отраслей права были закреплены кодифицированными актами. Одновременно значительно увеличилось и общее число нормативно-правовых актов высших органов государственной власти и управления РСФСР. К концу 1923 г. насчитывалось более 4 тыс. таких актов, образовавших в совокупности достаточно развитую нормативно-правовую базу советского государства. Последнее больше не нуждалось ни в правотворческой самодеятельности народных масс, ни в революционном правосознании народных судей и иных должностных лиц. Государство располагало вновь созданным государственным аппаратом и собственной системой права. Поэтому все дальнейшее развитие советского законодательства уже осуществлялось не на голом месте, а путем совершенствования, изменения действующих нормативно-правовых актов и с учетом практики их действия.
В основе законодательства периода нэпа лежит ряд принципов, которые были сформулированы и закреплены в нормативно-правовых актах в 1918 г., но не были реализованы в условиях гражданской войны. Так, продовольственный налог, ознаменовавший переход от военного коммунизма к правильному товарообмену, был установлен в конце 1918 г. Декрет ВЦИК от 23 мая 1921 г., который заменил продразверстку продналогом, по существу, развил и конкретизировал декрет 1918 г. применительно к новым условиям хозяйствования.
И то же время преемственности между законодательством периода иностранной интервенции и периода нэпа не наблюдается. Нэп был первым в истории советского государства резким поворотом в законодательной политике, когда значительная часть нормативных актов предшествующего периода если и не была отменена, то фактически утратила свое значение.
Наиболее интенсивное развитие в этот период нэпа получили такие отрасли права, как земельное, трудовое и процессуальное, которые подробнее рассмотрим ниже.
В условиях интенсивного развития товарно-денежных отношений акты, регулирующие трудовые отношения в период политики военного коммунизма, оказались безнадежно устаревшими и были отменены. 9 ноября 1922 г. ВЦИК принял новый Кодекс законов о труде, который воспроизводил значительную часть демократичных, прогрессивных норм КЗоТ 1918 г., дополнял и конкретизировал их применительно к новым экономическим и социальным условиям.
КЗоТ состоял из общей части и 16 разделов, регулирующих весь комплекс отношений, связанных с реализацией трудовых прав граждан РСФСР: 1) о порядке найма и предоставления рабочей силы; 2) о порядке привлечения к трудовой повинности; 3) о коллективных договорах; 4) о трудовом договоре; 5) о правилах внутреннего трудового распорядка; 6) о нормах выработки; 7) вознаграждение за труд; 8) гарантии и компенсации; 9) рабочее время; 10) время отдыха; 11) об ученичестве; 12) труд женщин и несовершеннолетних; 13) охрана труда; 14) о профессиональных союзах рабочих и служащих и их органах в предприятиях, учреждениях и хозяйствах; 15) об органах по разрешению конфликтов по рассмотрению дел по нарушению законов о труде; 16) о социальном страховании.
В основу трудовых отношений был положен свободный наем рабочей силы. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях для борьбы со стихийными бедствиями либо для пополнения важнейших государственных заданий по специальному постановлению СНК. Условия найма рабочих и служащих на отдельных предприятиях устанавливались коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем — органом управления предприятием, организацией, учреждением. При этом специально оговаривалось, что всякие условия договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего трудового распорядка, являются недействительными.
КЗоТ разрешал расторгать трудовой договор как по инициативе работника, так и нанимателя. Закон устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работников по инициативе нанимателя. В их числе назывались объективные обстоятельства, обусловленные полной или частичной ликвидацией предприятия, приостановление работ на срок более одного месяца, а также дисциплинарные проступки, совершенные работником: неявка на работу более трех дней подряд, систематическое неисполнение трудовых обязанностей и др. При этом решение о расторжении трудового договора нанимателем принималось самостоятельно и, как правило, без согласия профсоюзного органа. Такое согласие требовалось, лишь для увольнения членов профсоюзного комитета.
Наниматель обязывался предоставлять бесплатно в распоряжение работников инструменты и приспособления, необходимые для работы, а также бесплатно снабжать работников одеждой и обувью по нормам, устанавливаемым постановлениями СНК. Если предприятие не имело возможности выполнять эти обязательства перед работниками, то должно было компенсировать деньгами стоимость одежды, обуви и необходимых инструментов.
По вопросам рабочего времени КЗоТ воспроизводил нормы КЗоТа 1918 г. Продолжительность рабочего времени вновь устанавливалась в восемь часов. Для лиц в возрасте от 16 до 18 лет, лиц, занятых на подземных работах, а также умственным или конторским трудом, устанавливался шестичасовой рабочий день. При работе в ночное время продолжительность рабочего дня сокращалась на один час. Сверхурочные работы допускались лишь в особых исключительных случаях и подлежали дополнительному вознаграждению. При этом КЗоТ ограничивал общее количество сверхурочных работ 120 часами в год и четырьмя часами в течение двух дней подряд. Новый закон гарантировал каждому продолжительность отпуска не менее двух недель, тогда как старый предоставлял работникам право на месячный ежегодный отпуск. Устанавливалось семь праздничных дней в году, но отделам труда по соглашению с губернскими советами профсоюзов разрешалось дополнительно устанавливать праздничные дни, не свыше десяти в году, согласуя эти дни с местными условиями, составом населения, народными праздниками.
КЗоТ
обстоятельно регламентировал
КЗоТ
заменил систему
В социальное страхование входило: 1) оказание лечебной помощи, 2) выдача пособий при временной утрате трудоспособности, 8) выдача дополнительных пособий на кормление ребенка, предметы ухода, 4) выдачу пособия по безработице, 5) выдачу пособия по инвалидности, 6) выдачу пособия членам семьи умершего работника или безвестно отсутствующего. Социальной помощи в таком виде в то время не знало ни одно буржуазное государство. Достаточно сказать, что в США закон о социальном страховании был принят лишь в 1935 г., но реально стал действовать значительно позже.
Таким образом, КЗоТ 1922 г., в целом продолжил и закрепил курс советского государства на наиболее полное отражение в действующем законодательстве трудовых прав и свобод рабочих и служащих, на всемерную охрану их интересов. Однако КЗоТ 1992 г. сдал ряд позиций по сравнению с КЗоТ 1918 г. Это касается сокращения продолжительности ежегодного отпуска, возможности увольнения работника по инициативе администрации без согласия профсоюзного органа, отсутствия у работников права на применение труда по своей специальности и др.
КЗоТ действовал без какого-либо исключения на всех государственных предприятиях, в общественных организациях, в кооперации, концессионных и частнособственнических хозяйствах. И социалистические предприятия, и частный сектор должны были в равной мере исполнять и соблюдать требования КЗоТ. За нарушение трудового законодательства владельцы частных предприятий и администрация государственных заводов и фабрик привлекались к уголовной и административной ответственности, например, за непредоставление выходных дней, невыдачу выходного пособия, маскировку сверхурочных работ под видом ненормированного рабочего дня и др.
В декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов, рассмотрев вопросы становления и развития сельского хозяйства, признал необходимым в числе прочих мер «срочно пересмотреть действующее земельное законодательство» в целях полного согласования его с основами новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный и доступный пониманию каждого землевладельца свод законов о земле. Выполняя это поручение съезда, ВЦИК 30 октября 1922 г. принял Земельный кодекс РСФСР.
Земельный кодекс состоял из Основных положений и трех частей: «О трудовом землепользовании», «О городских землях и государственных земельных имуществах», «О землеустройстве и переселении».
Кодекс гарантировал крестьянам и всем гражданам РСФСР без различия пола, вероисповедания и национальности право на получение земли в трудовое пользование и самостоятельно, по своему усмотрению решать вопрос о форме землепользования: обрабатывать землю в составе земельного общества либо единолично. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, действовало бессрочно и прекращалось только по основаниям, установленным Кодексом. Это, в частности, добровольный отказ от земли всех членов двора, прекращение двором ведения самостоятельного хозяйства, переселение двора в другое место и др.
Информация о работе Развитие советского государства и права в условиях НЭПа