Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:52, курсовая работа
Задачи работы: изучить и кратко отразить главные проблемы данной темы; определить, что такое реалицация права и ее основные формы; выявить особый способ реализации норм права, т.е. применение норм права, дать общую характеристику её признакам, функциям; обозначить требования, предъявляемые к применению норм права; рассмотреть стадии процесса применения права. В ходе написания работы я столкнулась с проблемой двойственного понятия к рассмотрению применения права и выделению стадий правоприменительного процесса, что зависит от подходов в различных юридических школах.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Реализация права, её способы, формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 2. Применение норм права как особый способ реализации норм права, её
признаки, функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 3. Требования, предъявляемые к применению норм права и
стадии правоприменительного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Исполнением как формой
Особенностью исполнения
Для возникновения и
Соблюдение права нередко
Глава 2
Применение
норм права как
особый способ реализации
норм права, её признаки,
функции
Применение права - это способ реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями. Исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства. Применение права является особым способом реализации права. Применение права от других форм реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие, право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других.16 Отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность. По мнению В. П. Грибанова, осуществление права есть совершение реальных, конкретных действий, связанных с превращением возможности действовать определенным образом в действительность.17 «Реализация права, - пишет А. С. Пиголкин, - это та часть правового регулирования, которая сводится к осуществлению требований правовых норм в деятельности участников общественных отношений».18 В этом смысле понятие «реализация права» тождественна понятию «реализация норм права».
Как
уже говорилось, высказывается мнение,
что правоприменение не
Применение права как особый способ реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких границ начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы), которым с целью активизации участие масс в управлении общественными делами в юридической сфере передаются некоторые государственно-властные функции по применению права. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительской кооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени не теряют своих властных авторитарных качеств. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан. Как отмечает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие – охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они не исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий реализации прав и свобод – сфера деятельности исполнительной власти».20
Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).
Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г. Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права»21 Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права».
Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.
Во-вторых,
применение права осуществляется всегда
в рамках конкретных правовых отношений,
получивших в специальной литературе
название правоприменительных отношений.
Правовое положение участников в подобных
правоотношениях различно. Активная и
определяющая роль принадлежит субъекту,
обладающему в данном конкретном отношении
властными полномочиями.
Субъект правоприменения – это наделенный
государством соответствующей компетенцией
активный участник правоприменительных
отношений, которому принадлежит ведущая
роль в развитии и движении этих отношений
в направлении разрешения конкретной
жизненной ситуации при помощи акта применения
права.
В-третьих, в форме применения права реализуются не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и речи. Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа.
В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
У судебных органов, рассматривающих гражданские или уголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско-процессуальной и уголовно-процессуальной отраслей права.
Степень регламентации правоприменительной
деятельности других государственных
органов, например, административных органов,
и должностных лиц, всегда намного меньше,
чем у судебных и следственных органов.
Это можно наблюдать в повседневной деятельности
многочисленных исполнительных органов
государственной власти, администрации
предприятий и учреждений в
России, занимающихся вопросами приема
и увольнения, оформления отпусков, пенсий,
пособий по безработице и другими вопросам
правоприменительной деятельности.
Информация о работе Реализация права и правоприменительной деятельности