Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации права, в определении и характеристике форм и методов реализации права, рассмотреть особую форму реализации права – применение, проанализировать ее признаки, ознакомиться со стадиями правоприменительного процесса, раскрыть понятие акта применения права, дать его характеристику, изучить структуру и разновидности правоприменительных актов.
Введение ………………………………………………….……………3-4
Понятие и формы реализации права……………….………….5-11
Применение как особая форма реализации права…………..12-16
Правоприменительный акт: понятие, структура, виды….….17-20
Заключение…………………………………………………………...….21
Список литературы……………………………………………………...22
Приложение…………………………………………………………..23-25
Использование и не использование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, продажа и т.д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за зашитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке). При использовании права субъект имеет возможность осуществить выбор разных вариантов поведения. Одновременно с этим выбором, интенсивностью использования своих прав тесно связан феномен злоупотребления правом, когда нарушается баланс своих и чужих прав.
По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституцией РФ и специальным законом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Непосредственные формы реализации права могут быть осуществлены субъектами права в рамках правоотношений (участие в выборах), а также вне правоотношений (отказ от участия в выборах).6
Эффективность перевода норм права в реальное поведение зависит от объективных причин: материальной базы, научно-технического и ресурсного обеспечения, благоприятного морально-политического климата, организационных мер и т.п.
Важнейшая ключевая проблема реализации норм, субъективная сторона процесса – отношение людей к нормам. Здесь можно говорить о трех вариантах. Первый, когда граждане одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют в жизнь. Второй, когда граждане относятся к норме безразлично, норма – сама по себе, а поведение граждан – само по себе. Норма не проводиться в жизнь, но и не нарушается. Третий, самый неблагоприятный – когда граждане настроены против нормы, они активно противостоят ей, а подчас и нарушают. За этими вариантами скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона. Административно-командная практика и нормалистическая теория времен СССР не знали, на первый взгляд, этой проблемы. Правом считалась совокупность норм, значит, всякий закон – правовой, неправовой закон невозможен. Далее подразумевалось, что почти весь народ поддерживает и одобряет законы, активно претворяет их в жизнь7.
Имевшая место в 80-90-г.г. прошлого столетия практика невыполнения законов не преодолена до сих пор. В основе неисполнения законов и сейчас лежит их иллегитимность, безразличное отношение многих людей к принимаемым законам. В этой ситуации на первое место выступают средства прямого воздействия на волю и сознание людей.
История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений – это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.8
Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм, не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм направлено на удовлетворение воли их адресатов, и сам результат их реализации приносит желаемые блага (право на пенсию).
При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы, в качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага (заработная плата). Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не качественное. Некоторые люди исполняют обязанности добровольно, из чувства долга.
Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения (штраф, исправительные работы, лишение свободы).
Широко используются в целях обеспечения процесса реализации правовых норм политические (средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждения) методы. Политические методы воздействия имеют большое значение в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Идеологические методы, утраченные во времена перестройки и последующего периода становления Российского государства, в настоящее время завоевывают все большее значение в формировании отношения граждан к нормам права. Создание национальной идеи, ее широкое освещение в средствах массовой информации, использование ее принципов многими партийными течениями в России существенно изменяет мировоззренческие взгляды общества, способствует развитию правового сознания граждан. Наиболее это заметно на поколении людей 20-30 лет.
Реализация права – это понятие, включающее
в себя главное назначение правовых норм
– воплощение их в общественную жизнь.
II. Применение как особая форма реализации права
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. В случае, когда непосредственные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, возникает необходимость в использовании особой формы реализации права – применении права.
Существует неоднозначность и множественность подходов к понятию «применение права». Иногда применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах и компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строго соблюдения законности9. Другое трактование как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои социальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества10. Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному существованию правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов отношений реальной общественной жизни в рамках закона11.
Таким образом, применение права - это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении актов применения права (индивидуально-правовых актов).
Субъектами применения права являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями. Исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других. Отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без содействия органов государства:
-
необходимо официально
-
диспозиция нормы вообще не
реализуется без
- речь идет о реализации санкции (привлечение к юридической ответственности);
- существует спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел имущества).
Применение права отличается от форм непосредственной реализации рядом характерных признаков:
1) особый субъект - осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
2) осуществляется в рамках специфических правоотношений – властеотношений (правовое положение участников различно);
3) осуществляется в специально предусмотренных процессуальных формах;
4) является комплексной формой реализации юридических предписаний (одновременно реализуются использование и соблюдение права);
5) сложный процесс, состоящий из нескольких стадий
6) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела (См. Приложение 2). Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права.
1. Установление фактических обстоятельств дела – на этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение по делу и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину произошедшего. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств – материальных и нематериальных свидетельств, зафиксированных в документах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, а не логические аргументы, доводы в споре. Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения.
Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствии с процессуальными требованиями относимости, допустимости, достоверности и достаточности.12
Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые могут быть использованы в процессе юридической оценки ситуации.
Требование допустимости гласит, что получение необходимых материалов по делу должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса).
Требование достаточности (полноты) предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.
Требование достоверности подразумевает, что материалы, собранные по делу несут достоверную (правдивую) информацию.
2. Установление юридической основы дела - данная стадия является основной в процессе применения права, состоит из ряда этапов («подстадий»):
а) выбор нормы, подлежащей применению, анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц - предполагает решение вопроса, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Анализ выбранной правовой нормы, предполагает проверку ее действия во времени (действует ли норма в момент решения конкретного дела, или действовала на момент обнаружения ситуации, требующей правоприменения), в пространстве (действует ли норма на территории, где это дело должно быть разрешено) и по кругу лиц (распространяется ли действие нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена);
б) толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм - в задачу компетентного органа на данном этапе входит толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм, а также (при необходимости) преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии;
в) юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела - происходит установление формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела и выбранной нормой права.
3. Вынесение решение по юридическому делу - это завершающая и наиболее значимая фаза, итог применения права. Перед вынесением решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны, им дана правильная юридическая оценка, применяемая норма относится именно к данному случаю. Лишь после этого выносится властное решение. Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях.