Республиканская форма правления. Понятия и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Форма государства - одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Содержание

Введение 3
1. Республиканская форма правления. 5
1.1. Признаки республиканской формы правления 5
1.2. Виды республик. 6
1.2. Процесс передачи власти 14
2. Импичмент президенту 16
3. Российская федерация как смешанная республика 20
Заключение 22
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая ТГП.docx

— 53.67 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                 ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»                    ФАКУЛЬТЕТ «НЕПРЕРЫВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  специальности 030501 «Юриспруденция»

Тема: «Республиканская форма правления. Понятия и признаки». 
 
 

Выполнил: студент Маслюк А.В.

Проверил: доцент Лавриненко Н.И.

Дата сдачи  работы: «__»  февраля 2010 г.

Дата защиты работы: «__»  февраля 2010 г.

Оценка: ______________ 
 

Ростов-на-Дону                                                                                                                  2010  

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение 3
1. Республиканская форма правления. 5
1.1. Признаки республиканской формы правления 5
1.2. Виды республик. 6
1.2. Процесс передачи власти 14
2. Импичмент президенту 16
3. Российская федерация как смешанная республика 20
Заключение 22
Библиографический список 23

 

    ВВЕДЕНИЕ.

    Форма государства - одна из важнейших категорий  понятийного аппарата теории государства  и права. Она в значительной степени  обусловлена сущностью государства  и непосредственно связана с  главным вопросом политики - вопросом об организации государственной  власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную  организацию, принципы, способы образования  и взаимодействия органов государственной  власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное  затрагивает наиболее важные стороны  жизнедеятельности (функционирования) государства.

    Разнообразие  форм государства объясняется рядом  причин. В качестве основных среди  них можно выделить следующие:

    - исторические традиции развития национальных государств;

    - исторические особенности становления национальных государственностей;

    - реальное соотношение социальных сил в стране;

    - национальный состав населения страны;

    - менталитет населения, выражающийся в "терпимости" по отношению к власти;

    - зарубежный опыт;

    - уровень жизни населения;

    - степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

    - роль мирового сообщества.

    Основными составляющими данной категории  являются такие понятия, как "форма  правления", "форма государственного устройства" и "политический режим".

    Формы государственного правления - это структура  высших органов государственной  власти, порядок их образования и  распределения компетенции между  ними. Различаются две формы правления:

    - монархия (древневосточная, римская  централизованная, средневековая раннефеодальная,  сословно-представительная, абсолютная, современная конституционная);

    - республика (афинская демократическая,  римская аристократическая, спартанская  аристократическая, средневековые  города-республики, современные парламентские,  президентская, социалистическая).

    Для монархии (от греч. "monarchia" - единодержавие) характерно единовластие, т.е. принадлежность власти в государстве одному лицу и особая форма передачи власти от одного верховного правителя другому, как правило в порядке престолонаследия. Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (или неограниченная), конституционная, сословно-представительная и выборная.

    Республика (от лат. "res" - дело и "publicus" - общественный) - форма правления, при которой  в основе организации и функционирования высших органов государственной  власти лежат принципы выборности и  периодической сменяемости. Иными  словами, при республиканской форме  правления высшие органы государственной  власти либо избираются на определенный срок и к их избранию юридически допускаются граждане, либо образуются общенациональным представительным учреждением. В данной курсовой работе попытаемся определить основные признаки республиканской формы правления, виды республик существующие сейчас, а так же поговорим о форме правления в Российской Федерации.

 

  1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
    1. Признаки республиканской формы правления.

    Республика - это форма правления, при которой  верховная власть осуществляется выборными  органами, избираемыми населением на определенный срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

    Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

    1. Существование единоличного или коллегиального главы государства – президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

    2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так президент и парламент должны избираться народом на определенный срок.

    3. Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа.

    4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

    5. Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.

    6. Обязательность решений верховной государственной власти.

   История становления республиканской формы  государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

    Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

    1. Виды республик.

    Классификация республик связана с тем, каким  именно образом осуществляется государственная  власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

    - как избирается парламент;

    - как формируется правительство;

    - какой объем правомочий принадлежит  президенту.

    В большинстве современных республик  глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан  страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также  ограничена в зависимости от Конституции  - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских  функций (Австрия, Германия, Италия).

    В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических  государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и  в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют  все граждане страны. Однако и в  настоящее время в некоторых  странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х годов не имели  права голоса негры и мулаты.

    В республиках отменен институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рожденные на территории страны имеют гражданство.

    Однако  республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы президента либо происходят на безальтернативной основе. В тоже время  во многих государствах-монархиях  демократические институты широко распространены. И все же, в республиках  больше возможностей для развития демократии.

    Исторически сложились три основные разновидности  демократической республики: президентская, парламентская и смешанная (иногда эту форму называют полупрезидентской). Но, наряду с этим, можно выделить советскую республику, исламскую  республику, народную республику.

    Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

    В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

    Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентских республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства  также разделяется представителями членов федерации. В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

    Глава государства в парламентской  республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает  главу правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики.

    Парламентская форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу  личности; создает справедливые условия  человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К  парламентским республикам можно  отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Информация о работе Республиканская форма правления. Понятия и признаки