Республиканская форма правления. Понятия и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Форма государства - одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Содержание

Введение 3
1. Республиканская форма правления. 5
1.1. Признаки республиканской формы правления 5
1.2. Виды республик. 6
1.2. Процесс передачи власти 14
2. Импичмент президенту 16
3. Российская федерация как смешанная республика 20
Заключение 22
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая ТГП.docx

— 53.67 Кб (Скачать документ)

    Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.

    Наиболее  характерные черты президентской  республики:

    - внепарламентский метод избрания  президента и формирование правительства;

    - ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом;

    - более широкие, чем в парламентской  республике, полномочия главы государства.

    Классической  президентской республикой считаются  Соединенные Штаты Америки. В  конституции США определено, что  законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту (должность премьер-министра в структуре  государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования (выборов) - через  коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих  к его партии.

    Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается  кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента с 1991 г. установлен в России.

    Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента; является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное положение; утверждает законы путем их подписания; нередко представительствует в правительстве; принимает участие в назначении членов высших судебных инстанций.

    В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек  и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

    Разновидностью  республиканской формы правления  является полупрезидентская, или смешанная  республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция  и др.). В государствах с такой  формой правления сильная президентская  власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность  одновременно перед президентом  и парламентом страны.

    История России, а также зарубежный исторический опыт свидетельствует о необходимости  централизации государственного управления в странах не только с большой  территорией, но и с большими проблемами. И того, и другого у России на современном этапе исторического  развития имеется в достаточной  мере. Следует заметить, что сильная  власть и авторитаризм - это далеко не синонимы. Например, канцлер ФРГ  обладает очень большим объемом  властных полномочий, но его трудно назвать диктатором.

    В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением.

    Государственное правление представляет собой своего рода конгломерат традиционной формы  с полудиктаторским управлением. Фактически абсолютная власть далеко не всегда является гарантией стабильного социально-экономического строя государства. Как правило, в таких государствах уровень  жизни населения находится на низком уровне.

    За  период с 1985 по 2004 г. средний темп роста  экономики Латинской Америки  составил 2,6%. В целом в мире этот рост составил 3,5%, а в странах  Азии - 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки  в 90-х годах XX столетия, не позволили  решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности в 2004 г., составляла 54,7%, в Боливии - 62%, в Мексике - 37%.1

    В таких государствах особый статус президента закрепляется в текстах конституций. Ряд конституций уполномочивает их "олицетворять нацию" (Конституция  Перу) или провозглашает "верховным  главой нации" (Конституция Аргентины). В своих руках он концентрирует  всю полноту власти: является главой государства, возглавляет исполнительную власть и вооруженные силы. В период внутренних беспорядков и межгосударственных вооруженных конфликтов он обладает широким кругом чрезвычайных полномочий.

    При сверхпрезидентских формах государственного правления, как было отмечено в докладе  Программы развития ООН по Центральной Азии,

 
  1. Анатомия  семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми  проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
  2.  

«президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной»1.

    В таких государствах при наличии  всех формальных атрибутов демократии отсутствуют реальные рычаги воздействия (противовесы) на принимаемые президентом  решения.

    В государствах Центральной Азии сверхпрезидентские формы правления практически  стали правилом, а не исключением. Как показывает практика, они способны обеспечить политическую стабильность, эффективность государственного управления и высокие темпы роста экономического развития. Как правило, назначение на руководящие должности в таких  государствах основывается прежде всего  на личной преданности кандидатов. Для удержания власти создается  система тотального централизованного  контроля за всеми сферами общественной жизни. Еще одной особенностью по вполне понятным причинам (притягательность к власти, страх перед возможным  юридическим преследованием) следует  считать проблему добровольного  ухода суперпрезидента с политической арены.

    По  оценкам специалистов, в мире насчитывается  более 130 глав государств, именуемых  президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность  переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время  находятся во главе руководства  страны. По состоянию на 2 марта 2005 года "долгожителями" на своих постах являлись президенты следующих республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3

 

1. Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.

 августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).1

    В то же время региональные политические традиции в странах Латинской  Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания  Второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии  сменилось по 30 глав государств, а  в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити - более двадцати.

    Нередко в ряде стран на высшие государственные  посты избираются женщины. В этом можно убедиться, ознакомившись  со следующей таблицей

  1. Президент Либерии Джонсон-Серлиф Элен, избрана 8 ноября 2005 г. 
  2. Президент Чили Бачелет Мишель, избрана 15 января 2006 г.
  3. Президент Финляндии Халонен Тарья, избрана 29 января 2006 г.
  4. Президент Ирландии Макализ Мэри, избрана 31 октября 1997 г.
  5. Президент Филиппин Макапагал-Арройо Глория, избрана 10 мая 2004
  6. Канцлер Гармании меркель Ангела, избрана 18 сентября 2005 г.2
 
 
 
 
 

__________________________________________________________________

1.Президенты  с самым большим стажем. Топ-10 // Коммерсантъ 2005. 2 марта

2.Васильева А. Любимые женщины избирателя // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля  

    1. Процесс передачи власти.

    Процесс передачи власти в государствах с  республиканской формой правления  также имеет свои особенности. В  странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в  строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес  в голосах победителя над проигравшим.

    Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 г. парламентских выборов в  Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская  коалиция усомнилась в объективности  и полноте подсчета голосов. После  дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный  кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока  во главе с Романо Проди. Такое  решение не вызвало негативной реакции  несогласной части избирателей.

    В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали "успешное" осуществление ряда "цветных революций" (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку  их проведения (Белоруссия в марте 2006 г.). Сценарии такого способа прихода  к власти разрабатывались и финансировались  из-за границы.

    Опыт  Китая показывает, что организованная и планомерная передача высшей власти в рамках недемократической системы  не только возможна, но является одним  из важнейших факторов ее стабильности. Китайская политическая элита на протяжении последних двадцати лет (с середины 80-х годов XX столетия) идет по пути формализации и институционализации  механизмов распределения и передачи власти. В стране введены формальные ограничения на продолжительность  пребывания высшего руководства  на своих постах. Процедура выдвижения новых лидеров осуществляется в  рамках "внутрипартийной демократии". Это позволяет сохранить сложившуюся систему власти, в основе которой лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов.

    Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в  марте 1998 г. путем избрания его заместителем председателя КНР. Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 г. он стал заместителем председателя центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 г. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР.1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Операция «Наследник» (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля. 
2. ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТУ.

   Исторический  опыт ряда государств свидетельствует  о том, что общество не может быть застраховано от неправомерных действий даже лидеров государств. Поэтому  в качестве административно-предупредительной  меры, имеющей своей направленностью  не только недопущение, но при необходимости  и пресечение антиконституционных  действий, в государствах с республиканской  формой правления предусматривается  возможность объявления импичмента президенту страны (в том числе  и в России). В период официального объявления импичмента тексты конституций  предусматривают ограничения полномочий президентов, связанные с возможностью введения ими в действие особых правовых режимов или роспуском парламентов.

    Порядок объявления импичмента носит усложненный  процедурный характер. Временные  границы и последовательность действий определенных законом инициаторов  процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями  власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.

Информация о работе Республиканская форма правления. Понятия и признаки