Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:02, курсовая работа
Форма государства - одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.
Введение 3
1. Республиканская форма правления. 5
1.1. Признаки республиканской формы правления 5
1.2. Виды республик. 6
1.2. Процесс передачи власти 14
2. Импичмент президенту 16
3. Российская федерация как смешанная республика 20
Заключение 22
Библиографический список
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее
характерные черты
-
внепарламентский метод
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
-
более широкие, чем в
Классической
президентской республикой
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента с 1991 г. установлен в России.
Характерным
для всех президентских республик,
несмотря на их разнообразие, является
то, что президент совмещает
В
цивилизованных странах президентскую
республику отличает сильная исполнительная
власть, наравне с которой по принципу
разделения властей нормально
Разновидностью
республиканской формы
История
России, а также зарубежный исторический
опыт свидетельствует о
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением.
Государственное
правление представляет собой своего
рода конгломерат традиционной формы
с полудиктаторским управлением. Фактически
абсолютная власть далеко не всегда является
гарантией стабильного
За период с 1985 по 2004 г. средний темп роста экономики Латинской Америки составил 2,6%. В целом в мире этот рост составил 3,5%, а в странах Азии - 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки в 90-х годах XX столетия, не позволили решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности в 2004 г., составляла 54,7%, в Боливии - 62%, в Мексике - 37%.1
В
таких государствах особый статус президента
закрепляется в текстах конституций.
Ряд конституций уполномочивает
их "олицетворять нацию" (Конституция
Перу) или провозглашает "верховным
главой нации" (Конституция Аргентины).
В своих руках он концентрирует
всю полноту власти: является главой
государства, возглавляет исполнительную
власть и вооруженные силы. В период
внутренних беспорядков и
При сверхпрезидентских формах государственного правления, как было отмечено в докладе Программы развития ООН по Центральной Азии,
«президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной»1.
В таких государствах при наличии всех формальных атрибутов демократии отсутствуют реальные рычаги воздействия (противовесы) на принимаемые президентом решения.
В
государствах Центральной Азии сверхпрезидентские
формы правления практически
стали правилом, а не исключением.
Как показывает практика, они способны
обеспечить политическую стабильность,
эффективность государственного управления
и высокие темпы роста
По оценкам специалистов, в мире насчитывается более 130 глав государств, именуемых президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время находятся во главе руководства страны. По состоянию на 2 марта 2005 года "долгожителями" на своих постах являлись президенты следующих республик: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3
1. Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г. - в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).1
В то же время региональные политические традиции в странах Латинской Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания Второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии сменилось по 30 глав государств, а в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити - более двадцати.
Нередко в ряде стран на высшие государственные посты избираются женщины. В этом можно убедиться, ознакомившись со следующей таблицей
______________________________
1.Президенты с самым большим стажем. Топ-10 // Коммерсантъ 2005. 2 марта
2.Васильева А. Любимые
женщины избирателя // Коммерсантъ. 2006.
1 февраля
Процесс передачи власти в государствах с республиканской формой правления также имеет свои особенности. В странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес в голосах победителя над проигравшим.
Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 г. парламентских выборов в Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская коалиция усомнилась в объективности и полноте подсчета голосов. После дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока во главе с Романо Проди. Такое решение не вызвало негативной реакции несогласной части избирателей.
В
то же время в некоторых бывших
социалистических государствах результаты
выборов спровоцировали "успешное"
осуществление ряда "цветных революций"
(Грузия, Киргизия, Украина) или попытку
их проведения (Белоруссия в марте 2006
г.). Сценарии такого способа прихода
к власти разрабатывались и
Опыт
Китая показывает, что организованная
и планомерная передача высшей власти
в рамках недемократической системы
не только возможна, но является одним
из важнейших факторов ее стабильности.
Китайская политическая элита на
протяжении последних двадцати лет
(с середины 80-х годов XX столетия)
идет по пути формализации и институционализации
механизмов распределения и передачи
власти. В стране введены формальные
ограничения на продолжительность
пребывания высшего руководства
на своих постах. Процедура выдвижения
новых лидеров осуществляется в
рамках "внутрипартийной демократии".
Это позволяет сохранить
Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в марте 1998 г. путем избрания его заместителем председателя КНР. Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 г. он стал заместителем председателя центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 г. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР.1
1. Операция
«Наследник» (в России нет механизмов
не только демократической, но и недемократической
передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.
2. ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТУ.
Исторический
опыт ряда государств свидетельствует
о том, что общество не может быть
застраховано от неправомерных действий
даже лидеров государств. Поэтому
в качестве административно-
Порядок объявления импичмента носит усложненный процедурный характер. Временные границы и последовательность действий определенных законом инициаторов процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.
Информация о работе Республиканская форма правления. Понятия и признаки