Реституция в Римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:13, контрольная работа

Описание

Институт реституции пришел в правовую науку и практику из римского права. Так, Новицкий И.Б. в учебнике римского права, в параграфе об особых средствах преторской защиты, пишет : ”Restitutio in integrum (восстановление в первоначальное положение). В особо уважительных случаях претор позволял уничтожить наступившие юридические последствия (например, расторгнуть заключенный договор) ввиду того, что он признавал несправедливым применение в подобного рода случаях общих норм права.

Содержание

Реституция ..................................................................................................................3
Реституция в Римском частном праве .................................................................. 12
Казусы………………………………………………………………………………..14
Список литературы.....................................................................................................18

Работа состоит из  1 файл

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 38.62 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ  ВПО ЗУИЭП)

                                             г. Пермь

                                              Юридический факультет 
 
 

                                       Контрольная работа

                                   По дисциплине: «Римское право»

                                                 Вариант 3 
 
 

                                         Выполнила: студентка

                                                    2 курса / 5 лет обучения

                             

                Проверила: к.ю.н.  

                                                                                          
                 
                 
                 

                                           Содержание

 Реституция ..................................................................................................................3

Реституция  в Римском частном праве .................................................................. 12

Казусы………………………………………………………………………………..14

  Список литературы.....................................................................................................18

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              

                                     

                                           Реституция. 

  Институт  реституции пришел в правовую науку  и практику из римского права. Так, Новицкий И.Б. в учебнике римского права, в  параграфе об особых средствах преторской защиты, пишет : ”Restitutio in integrum (восстановление в первоначальное положение). В особо уважительных случаях претор позволял уничтожить наступившие юридические последствия (например, расторгнуть заключенный договор) ввиду того, что он признавал несправедливым применение в подобного рода случаях общих норм права. Постановление о таком восстановлении прежнего положения или реституции претор выносил после предварительного выяснения обстоятельств дела(causa cognita)”._ Причем в продолжении определения указывает, что реституцию может получить и лицо,терпящее значительный ущерб от сделки, заключенной под влиянием угроз и обмана.

  В гражданском праве под реституцией  понимается возврат сторонами, заключившими сделку, всего полученного или  по сделке в случае признания ее недействительной. Причем выделяют двусторонюю  реституцию - когда возврат всего  полученного по сделке производится обеими сторонами, например ст. 50 ГК РМ_, и односторонюю реституцию - когда  возврат всего переданного по сделке производится по стороне, действующей надлежащим образом, а стороне, действующей ненадлежащим образом(с умыслом) возврат не производится,например ст. 51 ГК РМ. При невозможности возвратить полученное по сделке в натуре, сторона возмещает его стоимость в деньгах (ст. 58 ГК РМ).

  Из  всего вышеперечисленного видно, что  институт реституции является сложным  правовым механизмом, он не существует отдельно, а является составной частью правовой отрасли и взаимосвязан с другими правовыми институтами. Более того наступление реституции предшествует возникновение правовой ситуации, требующей разрешение именно с помощью этого института. Этот механизм не может применяться автономно, он является логическим следствием возникшей правовой ситуации и требует подробного рассмотрения обстоятельств, явившихся причиной возникшего.

  В то же время, не стоит забывать все вышеперечисленные особенности реституции, как института римского и гражданского права, т.к. они пересекаются с механизмом реституции международного права.

а.) Развитие и становление института реституции

культурных  ценностей.

Процессу  реституции культурных ценностей в  международном праве неизменно  предшествует незаконное перемещение  этих ценностей из одного государства  в другое. Под незаконным перемещением понимаются самые различные действия, носящий противоправный характер: хищение, кражи, контрабандная перевозка, незаконный вывоз и т.д.

В основном эти действия сопутствуют вооруженным  конфликтам. Война стала неотъемлемой частью истории человечества. На протяжении веков не было и дня, чтобы в  каком-либо уголке земного шара не велось боевых действий, которые влекут разрушение, смерть, пожары и разграбление.

Одной из основных целей ведения войны, особенно в древности, являлось обогащение. За счет разграбление завоеванных стран  крепли и возвышались победители. Оставляя порабощенный народ в нищете, они убивали “двух зайцев”: обогащались  сами и обкрадывая побежденных, не давали им восстановить свои силы, тем самым  сохраняли свою власть на долгие года и века. Среди имущества, которое  завоеватели вывозили в качестве “Трофея” особым уважением у высшего  сословия пользовались культурные ценности. Если простому люду было все равно, что привезти из военного похода: коня, повозку, пару мешков пшеницы или  золотой сосуд тонкой работы, то знать стремилась пополнить свои трофеи за счет именно культурных ценностей  порабощенного народа, делала это  осознанно. А затем украшала свои имения, дома и виллы вывезенными  военными трофеями.

  В древности в этом особенно преуспел Рим, ведя активную колонизаторскую  политику в эпоху своего рассвета. Так, завоевав Древнюю Грецию, римляне  полностью разграбили эту страну, славившуюся своим культурным развитием. Добычей римских завоевателей стали  великие творения Поликлета, Праксителя, Фидия._

  Лишь  один полководец Фульвий Нобилиор привез в Рим 280 медных и 230 мраморных статуй. Во времена императора Нерона, из Дельф  были вывезены 500 скульптур, которые  затем пошли на украшение дворцов  и парков. Всего же за эту компанию из Греции вывезли около 100000 ценных предметов искусства. Такое варварское поведение вынудило более 2000 лет  назад греческого летописца Полибия  написать такие слова: ” Я надеюсь, что будущие завоеватели научаться  не разорять покоряемые ими города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов”.На протяжении всего XIX века начинает постепенно формироваться норма обычного международного права о реституции имущества, незаконно  изъятого и вывезенного одним  государством с оккупированной территории другого. принцип реституции культурных ценностей (некоторых архивов и  ценностей), захваченных во время  войны находит отражение в  текстах ряда мирных договоров. Этот принцип соблюдается в той  или иной мере (либо официально ставится вопрос о его соблюдении) в большинстве  войн, ведущихся в XIX веке:

  Крымская  война 1855 - 1856 годов, русско-турецкая война 1877-1878 годов, франко-прусская война 1870-1871 годов.

  В 1899 году на мирной конференции в  Гааге были кодифицированы обычные  нормы, регулирующие законы и обычаи войны. На 2-ой мирной конференции в  Гааге в 1907 году конвенции были доработаны и вошли в историю как Гаагские конвенции о законах и обычаях  войны. На институт реституции культурных ценностей эти конвенции повлияли непосредственным образом, о чем  мы поговорим в следующей главе.

  Правовое  закрепление правила о реституции получили и в системе мирных договоров, заключенных после окончания  первой мировой войны. Эти правила  говорили о реституции имущества, но в некоторых случаях обговаривались и конкретно-культурные ценности.

  Так, ст.238 Версальского договора (1919 года) предусматривала  возвращение Германией “живого  инвентаря, всякого рода предметов  и забранных, захваченных или  секвестированных ценностей в тех  случаях, когда будет возможно опознать их на территории Германии или на территории ее союзников”, а ст.126 Нейского договора обязывала Болгарию провести розыск и возвратить все “документы и  архивы, и все предметы, представляющие археологический, исторический или  художественный интерес, которые во время войны были вывезены с территорий оккупированных стран” (Греция, Румыния, Сербия).

  Польский  юрист С. Нахлик, анализируя нормы  Парижских мирных договоров 1919 года, отмечал следующие особенности:

1) они  не ограничиваются ликвидацией  последствий только первой мировой  войны. Требования о возврате  культурных ценностей касались  претензий, относящихся к более  отдаленным срокам;

2) впервые  предусматривалась реституция не  путем возврата тех же ценностей,  а путем замены их аналогичными. Этот принцип был применен  в отношении обязательства Германии  вернуть университету в Лувене (Бельгия) рукописи, инкунабулы, печатные  книги и объекты коллекции,  соответствующие по числу и  ценности объектам, уничтоженной  Германией в библиотеке Лувена_;

3) В  ряде случаев предусматривалось  возвращения определенных объектов  в то место, с которым они  были традиционно связаны. 

      Таким образом, к началу XX века постепенно в международном праве сформировался институт реституции. На это указывают международные документы, принятые в это время, а также объективные обстоятельства, явившееся причиной развития этого института. Такими причинами были:

1) Вовлечение  в вооруженные конфликты большое  количество стран, приводящее  к разрастанию очага войны  на большую территорию.

2) Использование  в результате научно-технического  прогресса в вооруженных конфликтах  более совершенной техники, способной  нанести больше урона. 

3) Совершенствование  военной техники и разрастание  вооруженных конфликтов до мировых  войн наносит непоправимый вред  культурным ценностям стран, вовлеченных  в конфликт, что приводит к  незаконному перемещению этих  культурных ценностей. 

  Все выше перечисленное можно в полной мере отнести и к ситуации, сложившейся  в ходе Второй мировой войны.

  В ответ на попрание фашистской Германией  всех правил ведения войны, организацию  разграбления оккупированных территорий, Правительства США,СССР, Великобритании и других пятнадцати государств приняли  декларацию от 5 января 1943 года, в которой  говорилось, что правительства этих стран делают предупреждение ”... что  они намерены сделать все возможное  для ликвидации методов лишения  собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны...”

      Данная декларация нашла отражение в Парижских мирных договорах 1947 года, развивших положение о реституции.

  Как уже отмечалось выше, в 1954 году была принята Гаагская конвенция о  защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Протокол с  этой конвенции предусматривает  реституцию культурных ценностей.

  Также положения о реституции содержат и ряд других международно-правовых документов: Конвенция ООН о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года; Конвенция по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям 1995 года. Последний документ является логическим обобщением тех  международно-правовых норм, сложившихся  в мире за последние 100 лет.

  Таким образом, в истории человечества культурные ценности прошли долгий путь от военного трофея до цивилизованному  подходу к их правовому статусу  и необходимости их реституции в  случае незаконного перемещения.

б.) Механизм действия института реституции культурных ценностей согласно международным  конвенциям.

Информация о работе Реституция в Римском частном праве