Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли государства в развитии гражданского общества.
Объектом исследования является государство, предмет исследования – роль государства в развитии гражданского общества.
На основе поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) раскрыть понятие государства, рассмотреть его типы, формы и структуру;
2) обозначить основную функцию государства, как формирование условий для достойной жизни и развития человека;
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов».
Изучая проблему гражданского общества в России, не следует отбрасывать все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом.
Современная концепция правового государства и гражданского общества – это сплав представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти, о справедливом разграничении интересов общества и личности. Становление гражданского общества и правового государства – это непрерывный, бесконечный процесс.
Сегодня идеи гражданского общества и правового государства общепризнанны как идеал, на который нужно постоянно ориентироваться.
Целью курсовой работы является определение роли государства в развитии гражданского общества.
Объектом исследования является государство, предмет исследования – роль государства в развитии гражданского общества.
На основе поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) раскрыть понятие государства, рассмотреть его типы, формы и структуру;
2) обозначить основную функцию государства, как формирование условий для достойной жизни и развития человека;
3) обозначить гражданское общество, как среда удовлетворения основных потребностей человека;
4) изучить структуру современного гражданского общества;
5) рассмотреть основные государственные механизмы формирования гражданского общества: правовые, экономические;
6) обозначить основные тенденции развития гражданского общества.
Курсовая работа состоит из двух глав.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Государство: понятие, формы, элементы форм, типы, структура.
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга: страна – понятие географическое, общество – социологическое, государство – политическое. И вместе с тем они взаимосвязаны.
Государство – это территориально-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, имеющая аппарат публичной власти.
С точки зрения теории управления государство является сложной открытой системой, обладающей свойствами целенаправленной адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью к самоуправлению, саморегуляции своего развития. Управляющее воздействие высшей иерархической структуры реализуется прямыми связями с управляемой системой; контроль за выполнением, адекватность реакции на управляющее воздействие определяется информацией, поступающей по каналам обратной связи.
Государственному управлению присущи целенаправленное воздействие специализированных учреждений и структур на различные сферы жизни общества и методы легитимного регулирования взаимоотношений граждан путем применения государственной власти. Государство располагает мощным арсеналом средств воздействия на общество, среди которых наиболее распространенными и универсальными являются идеологические и экономические.
Теория, практика и искусство управления предлагают различные способы и рациональные методики, направленные на достижения целей деятельности государственных структур и позволяют выработать стратегию, тактику, комплекс средств и приемов для решения поставленных задач при персональной ответственности за принимаемые управленческие решения. Определение целей, стратегии и методов воздействия на общество, реализация принятых решений составляют основу государственного управления.
Основной целью государственного управления есть и всегда будет счастье и благополучие народа. А это возможно, если только государство обеспечит безопасность и единство страны, развитие социальных и экономических систем, духовный и культурный прогресс общества.
Каждый из управляемых объектов является системой, состоящей из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Причем система приобретает новые свойства, которыми не обладают составляющие ее элементы.
Типология государства тесно связана с понятием формы государства.
Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. Соотношение типа и формы государства:
1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;
2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;
3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе устойчивость государственных институтов.
Элементы формы государства
Форма правления Форма Политический
устройства (государственный)
Рис. 1
Форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
Форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составным территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греч. «единовластие») – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора),
Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли населения.
Республика (от лат. «государственные, общественные дела») – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики: выборность власти; срочность; зависимость от воли избирателей.
Структура государства:
Структура государственного механизма должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций. Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в данном механизме образующих элементов – государственных органов и их системных образований в сочетании с выполняемыми ими функциями. Исходя из структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) государственных органов, образующих механизм современного Российского государства:
– Президент Российской Федерации,
– органы представительной и законодательной власти,
– органы исполнительной власти,
– органы судебной власти,
– прокуратура Российской Федерации,
– Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования.
1.2 Функции государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать, прежде всего, политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной агрессии.
Различают внутренние и внешние функции государства.
А. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако, государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
Информация о работе Роль государства в развитии гражданского общества