Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли государства в развитии гражданского общества.
Объектом исследования является государство, предмет исследования – роль государства в развитии гражданского общества.
На основе поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) раскрыть понятие государства, рассмотреть его типы, формы и структуру;
2) обозначить основную функцию государства, как формирование условий для достойной жизни и развития человека;
Третий структурный элемент гражданского общества – его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей – «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации.
Это, однако, не означает тождества свободы личности и правового положения гражданина. Свобода, как уже отмечалось, обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы. И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.
При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество – социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека и гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.
2.2 Основные государственные механизмы формирования
гражданского общества
Под механизмом формирования и поддержки институтов гражданского общества понимается совокупность общественных и государственно-правовых (публичных) отношений, субъекты которых с помощью различных методов, способов и средств, с учетом правовых (система национального законодательства), политических (политический режим), социальных (обязанность государства по социальному обеспечению малоимущих и нетрудоспособных лиц, право общества требовать от государства выполнения этой обязанности) и экономических факторов (свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности) воздействуют на:
– возникновение институтов гражданского общества (например, официальное признание государством их существования путем государственной регистрации организационно-правовой формы их деятельности и учредительных документов);
– развитие институтов гражданского общества (например, общественное одобрение результатов деятельности общественной правозащитной организации, присоединение к ней волонтеров; проведение конкурсов, выделение государством ежегодных грантов, премий; льготный налоговый режим).
Механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества состоит из государственно-правового и общественного механизма, каждый из которых реализуется по нескольким направлениям.
Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества представляет собой реализуемое государством посредством принятия системы национального законодательства и в лице уполномоченных органов государственной власти с помощью совокупности методов, способов и средств, приводимых в действие механизмом государственного (властного) принуждения, двустороннее воздействие на институты гражданского общества: непосредственное (прямое) воздействие и косвенное воздействие, через другие государственно и общественно значимые институты.
Основными направлениями непосредственного формирования и поддержки институтов гражданского общества с помощью государственно-правового механизма являются:
а) создание благоприятного законодательного режима для возникновения (государственной регистрации), профессиональной деятельности и развития институтов гражданского общества;
б) предоставление субсидий (финансирования) и других форм государственной поддержки (например, ежегодные субсидии, выдаваемые некоторым фондам);
в) сотрудничество органов государственной власти с институтами гражданского общества, способствующее налаживанию диалога и взаимопонимания между обществом и государством;
г) определенная доля участия органов государственной власти в деятельности некоторых институтов гражданского общества (например, участие специалистов Минюста России и судей в тех или иных видах деятельности квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ, а именно в проведении квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката).
Основными направлениями косвенного формирования и поддержки институтов гражданского общества с помощью государственно-правового механизма являются:
а) экономические (основами гражданского общества в экономической сфере являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения);
б) социально-политические (децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона);
в) духовные (отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания, цивилизованность, высокая духовность и нравственность).
Под концепцией формирования и поддержки государством институтов гражданского общества следует понимать основанную на национальном законодательстве, политическом режиме и государственной социально-экономической политике систему государственных гарантий и механизмов деятельности органов государственной власти РФ, направленных на реализацию следующих концептуальных задач:
а) общие задачи:
– обеспечение эффективной реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина;
– формирование демократического правового государства;
– развитие экономики страны, предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
б) специальные задачи:
– создание благоприятного законодательного режима для регистрации и деятельности общественных объединений;
– невмешательство государства в деятельность негосударственного сектора, если такая деятельность не противоречит законодательству РФ;
– разработка и реализация государством и привлекаемыми им третьими лицами государственных программ финансовой, методической и организационно-правовой поддержки институтов гражданского общества;
– обеспечение участия институтов гражданского общества в правовой реформе, антикоррупционной деятельности, экспертизе проектов законодательных и нормативных актов.
2.3 Основные тенденции развития гражданского общества
Несмотря на то, что гражданское общество ограничивает полномочия государства, его развитие необходимо для государства. Ведь колоссальные диспропорции, существующие в экономике, доходах и оплате труда, угроза крупномасштабных социальных конфликтов вынуждает государство добиваться привлечения всех заинтересованных сторон к активному диалогу, выводящему на согласованные решения (2).
Об этом свидетельствует и позиция В.В. Путина: «…наша задача в том, чтобы наше гражданское общество мужало, росло, укреплялось и чувствовало свою силу» (3). С ней солидарен и Д.А. Медведев. Его замечание о том, что «гражданское общество слабо, а уровень самоорганизации и самоуправления низок» – неотъемлемая часть стратегии модернизации, направленной на то, чтобы заменить командно-административный метод управления, веками насаждавшийся в России, на принцип личной инициативы и участия гражданского общества в политической жизни (4).
Сотрудничество государства и общества проводится через деятельность «Гражданского форума», Общественной палаты, молодежных прокремлевских движений.
Однако инициатива такого диалога принадлежит государству, а проявления гражданской инициативы, такие как «марши несогласных» подавляются. «Данная тенденция обнаруживает стремление политической власти к тому, чтобы создать общественное пространство, в котором обсуждение всех проблем происходит на условиях и по правилам, установленным властью» (1).
Общественная палата также создана по инициативе власти. Исходя из законодательства, она призвана обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях чета потребностей и интересов граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (2).
Общественная палата создана, в том числе с целью «… защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации…» (3). В Федеральном законе так же указывается, что осуществляет свои цели Общественная палата путем привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижение и поддержки гражданских инициатив; осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления. (4)
Общественная палата оказывает поддержку некоммерческим организациям России. «Благодаря ее вмешательству, удалось смягчить положения принятого в конце 2005 г. Закона о некоммерческих организациях. При активном участии Палаты общественные организации страны получили государственную финансовую поддержку (на конкурсной основе)» (1).
Несмотря на некоторые положительные моменты, тем не менее, данный институт был и остается подконтрольным государству. Деятели палаты вполне лояльны нынешней власти, все ее решения носят лишь рекомендательный характер, а потому она не имеет реальной силы и не выступает в роли противовеса государственным органам.
Другая инициатива государственной власти по отношению к стимулированию развития гражданского общества заключается в создании на уровне регионов так называемых 'молодежных парламентов'. Цель развития молодежного парламентаризма – привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего молодежных парламентах (2).
Рассмотрим некоторые возможные сценарии развития отношений между политической властью и гражданскими объединениями.
По одному из вариантов государство может навязать правила общежития 'сверху', используя свои возможности для максимальной нейтрализации культурного разнообразия. Такого рода тенденции проявляются в акциях устрашения неугодных оппозиционеров, так называемых 'несогласных' (запреты на проведение мирных акций, аресты и т.д.), давление на независимые СМИ.
В другом варианте государство может пойти по пути защиты своих корпоративных интересов, представленных чиновниками всех уровней государственной власти. В таком случае государство трансформируется в полицейское, постепенно отдаляется от своих граждан, превращается в обособленную группу интересов, подавляющих другие силовым путем.
В третьем варианте развития событий возможно возвращение после некоторого периода реакции к политике поощрения гласности и активного диалога с представителями различных по своим взглядам гражданских объединений. Некоторые тенденции такого процесса так же не остаются незаметными. Например, недавнее вынесение таких глобальных законопроектов, как реформирование МВД и уголовно-исправительной системы, для открытого рассмотрения всеми желающими на государственных форумах. Такое нововведение продемонстрировало немалый интерес граждан к возможности выражения своей позиции.
Несомненным является тот факт, что институты гражданского общества в современной России крайне слабы. Государство по-прежнему играет ключевую роль в регулировании общественной жизни. Во многом вина лежит на самом обществе. «Многие наши люди впадают в некую политическую апатию. Они как бы опять принимают свое старое советское состояние, они живут в патерналистском обществе, они ориентированы на своего вождя и его слово является почти абсолютным…» (1).
Информация о работе Роль государства в развитии гражданского общества