Роль государства в развитии гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли государства в развитии гражданского общества.
Объектом исследования является государство, предмет исследования – роль государства в развитии гражданского общества.
На основе поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) раскрыть понятие государства, рассмотреть его типы, формы и структуру;
2) обозначить основную функцию государства, как формирование условий для достойной жизни и развития человека;

Работа состоит из  1 файл

новая курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

По мнению населения, соблюдение прав человека зависит практически в равной степени от всех ветвей и видов власти – ответственность лежит на власти в целом, нет никакой иерархии, кроме лидерства Президента (2).

Доктор политических наук А.Н. Аринин для активизации гражданской активности предложил реализовать создание 3-х общественных институтов – института общественных слушаний по социально значимым правовым проблемам, института общественной законодательной инициативы и института всенародного обсуждения законопроектов (3). Другими словами, инициатива заключается в реализации элементов демократии участия, призванных исправить неизбежные прорехи представительной демократии, предполагающей практически полную отстраненность граждан от принятия политических решений.

Исторический опыт показывает, что государство, обосабливающееся от неугодных ему граждан, предрекает себе неизбежную гибель. Для предотвращения революционных событий необходимо возвращение на путь укрепления правового государства. Установив определенные правовые нормы и обеспечивая их соблюдение всеми своими учреждениями и гражданами, [государство] обязано очерчивать пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению (1).

Мощной проблемой, стоящей на пути становления гражданского общества является неэффективная экономическая система, подконтрольная государству. В стране еще не устоялась система распределения собственности, слабо развиты механизмы ее перераспределения в интересах эффективного пользования. Присутствие государства в экономической сфере остается выше общественно полезного уровня (2).

Гражданское общество необходимо строить, издавая законы, стимулирующие производство, повышая покупательную способность граждан, постепенно создавая и усиливая средний класс (3). Именно малая доля средней экономической прослойки населения являлась препятствием для развития гражданского общества в царской России. Та же самая проблема присутствует и в настоящее время.

Становление и укрепление гражданского общества – процесс невероятно трудный и носит затяжной характер. Однако, именно он означает историческое движение индивидуума из состояния рабства перед социумом и государством к состоянию свободы и гражданской зрелости как личности (4).

В России всегда существует и продолжает существовать свое гражданское общество, хотя чаще всего оно выступает как меньшинство. Но именно оно и есть душа России, ее духовное ядро. Все остальное – либо государство, либо послушно-агрессивное большинство (5).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

Само гражданское общество нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом.

Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключает непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.

В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (с изменениями на 23 июля 2010 года) «Об общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: http://graph.document.kremlin.ru/images/819/819923.zip (Дата обращения: 07.11.2011).

2.      Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]: URL: http://graph.document.kremlin.ru/images/1/110/1110701.zip (Дата обращения: 07.11.211).

3.      Путин В.В. Интервью агентству «Франс Пресс». [Электронный ресурс]: URL: http://www.government.ru/docs/10948/ (Дата обращения: 07.11.211).

4.      Состоялось ли гражданское общество в России («круглый стол») // Социс. 2007. № 1.

5.      Агранат Д. Л., Ткаченко А. В. Правовая социализация молодежи: науч. монография /; отв. ред. Вал. А. Луков. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.

6.      Борисенков А. А. Политология: Теория политической жизни. М.: ГУУ, 2009.

7.      Левашов В. К. Мера гражданственности в социоизмерении // Социс. 2007.

8.      Малько А.В. Теория государства и права. М., 2006.

9.      Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2008.

10. Перегудов С. П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. № 2.

 

 

29

 



Информация о работе Роль государства в развитии гражданского общества