Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по судоустройству.doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)

Независимо от ведомственной принадлежности следственный аппарат строится по территориальному или территориально-специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения образуются применительно к административно-территориальному делению.

Следователями прокуратуры производится следствие по делам об убийствах, изнасилованиях, разглашении врачебной тайны, нарушениях неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан, насилии в отношении судьи или заседателя, получении и дачи взятки и т.д.

Следователи транспортной прокуратуры производят следствие о преступлениях, совершенных на железнодорожном и воздушном транспорте.

Следователями могут быть назначены граждане Республики Беларусь, которые имеют высшее юридическое образование и владеют необходимыми личными, деловыми и моральными качествами. На эти должности не могут быть назначены лица, которые привлекались к уголовной ответственности.

На должности прокурорских работников могут также назначаться граждане, имеющие иное высшее образование, причем количество их не может превышать двух процентов от штатной численности прокурорских работников.

Порядок назначения следователей и освобождение их от должности регламентируется Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь.

Следственный аппарат прокуратуры, построенный в соответствии с системой прокуратуры Республики Беларусь, имеет три звена:

1) Следственный аппарат прокуратуры Республики Беларусь состоит из начальников управлений и их заместителей отделов, старших следователей по особо важным делам,  следователей по особо важным делам, старших следователей криминалистов.

2) Следственные аппараты прокуратуры областей, г. Минска и приравненных к ним прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей- криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

3) Следственные аппараты в прокуратурах районов(городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратур состоят из старших следователей и следователей.

Следователи подлежат аттестации, порядок прохождения которой определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры. Следователям прокуратуры присваиваются классные чины.

 

75. Действующая система органов дознания. Их задачи и компетенция.

Органами дознания являются :

1)       органы милиции;

2)       органы государственной безопасности;

3)       командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4)       начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

5)       органы пограничных войск;

6)       таможенные органы;

7)       органы финансовых расследований;

8)       органы государственного пожарного надзора;

9)       капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

10)главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

              Независимо от их ведомственной принадлежности, общим для всех органов дознания является то, что при производстве дознания они выполняют одни и те же задачи.

Уголовно-процессуальный закон определяет две формы дознания: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Среди перечисленных выше органов дознания необходимо в первую очередь выделить милицию. Милиция является одной из структур Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В соответствии  со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. “О милиции”, задачами милиции являются: охрана общественного порядка; обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений; обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; защита всех форм собственности от противоправных посягательств; оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством и тд.

Милиция в Республике Беларусь состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности, специальной, транспортной  и милиции по организованной преступности  и коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

76.Милиция как орган дознания. Ее задачи, виды и структура специализированных служб.

Милиция в Республике Беларусь состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности, специальной, транспортной  и милиции по организованной преступности  и коррупции.

Криминальная милиция решает задачи выявления и раскрытия преступлений. В состав криминальной милиции входят подразделения:

-             уголовного розыска;

-             по борьбе с экономическими преступлениями;

-             экспертно-криминалистические;

а также другие подразделения и учреждения

Милиция общественной безопасности выполняет указанные выше задачи милиции, кроме тех, которые возлагаются на криминальную милицию.

В состав милиции общественной безопасности входят: дежурные части; подразделения патрульно-постовой службы; паспортной службы, виз и регистрации; службы дознания; участковые инспектора милиции; изоляторы временного содержания задержанных; спецприемники; приемники –распределители; учебные пункты и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции.

Как криминальная, так и милиция общественной безопасности входят в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел.

Специальная милиции, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам; милиция режимных территорий и объектов; государственная автомобильная инспекция; дорожно-патрульная служба; высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов и другие задачи, вытекающие из обязанностей милиции.

Милиция по организованной преступности и коррупции в пределах своей компетенции решает задачи предотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, актов терроризма, незаконного оборота оружия, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций и тд.

Руководство милицией Республики Беларусь осуществляется Министром внутренних дел.

 

77.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Их задачи и система.

Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов. Она способствует решению задач уголовного процесса и защите прав и свобод личности, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно-опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных (ст. 7 УПК).

В задачи оперативно-розыскной деятельности входит способствование решению задач уголовного процесса негласными методами. Поскольку многие опасные преступления, совершаются в условиях неочевидности, раскрытие их без негласной работы практически невозможно. Поэтому согласно ст. 9 Закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе этим органам.

              К оперативно-розыскным мероприятиям относятся:  опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование  предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, участков местности, транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических средств связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

              Проведение оперативно-розыскных мероприятий не противоречит требованиям Конституции Республики Беларусь. О возможности определенного ограничения прав и свобод гражданина сказано в ст. 23 Конституции Республики Беларусь: “ Ограничения прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц”.

 

78. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь.

Международная организация уголовной полиции – Интерпол – была образована в 1923 г. Интерпол, сама непосредственно  не занимаясь расследованием, обеспечивает международное сотрудничество государств в области борьбы с международной уголовной преступностью (контрабанда, наркобизнес, терроризм, т.е. бандитизм на внутренних и международных линиях гражданской авиации, розыск преступников и без вести пропавших, розыск произведений искусства и др.) путем кооперации и координации действий полиции разных стран. Ее назначение – в быстром обмене информацией (получение и передача) в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений транснациональной направленности, связанной с международной организованной преступностью.

В задачи входит:

1. Способствовать широкому взаимному сотрудничеству всех органов уголовной полиции в пределах действующего в странах законодательства и Всеобщей декларации прав человека.

2. Создавать и развивать институты, которые могут содействовать успешному предупреждению и борьбе с уголовной преступностью.

В соответствии с этим документом Национальное центральное бюро Интерпола возглавляет начальник, имеющий своего заместителя. В бюро действуют три отделения: уголовных преступлений и международного розыска; анализа и обработки информации и технического обеспечения.

Национальное центральное бюро Интерпола поддерживает постоянную связь с правоохранительными органами республики, информирует их о возможностях, принципах и формах международного полицейского сотрудничества в рамках Интерпола, предоставляет и ведет обмен оперативной информацией, проводит семинары и встречи с работниками органов правоохраны и т.д.

 

 

 

79.Учреждение и развитие прокуратуры в БССР, Республики Беларусь.

Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства.

Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию “сдержек и противовесов” в системе разделения властей. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем, прокуратура всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, ограниченность “усеченность” полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти.

История создания органов прокуратуры Республики Беларусь берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР были созданы органы охраны революционной законности. Положением о народном комиссариате юстиции БССР, утвержденным Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах.

Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, который был ответственен перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"