Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по судоустройству.doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)

              Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно приказом прокурора, наложившим его, или вышестоящего прокурора, если прокурорский работник проявил дисциплинированность и добросовестность по службе.

 

92.Образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь (БССР).

Адвокатура — негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Занимая важное место в системе правоохраны, она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения.

В Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 г.г. и 1588 г. достаточно подробно регламентировался правовой статус "прокураторов" (так именовались в то время адвокаты), их права, обязанности, правила этики, случаи  бесплатного оказания адвокатской помощи и др.

В Северо-западном крае Российского государства адвокатура была учреждена Судебными уставами 1864 г. и являлась самоуправляемой организа­цией лиц свободной профессии. В 1874 г. вводится институт частных поверенных, не имевших корпоративной организации.

В начальный период своего развития адвокатура российского государства получила небывалый расцвет.

В ходе Октябрьской революции этот правовой институт был упразднен.

30 ноября 1918 г. были реорганизованы в коллегии защитников, обвинителей, представителей сторон в гражданском процессе.

26 июня 1922 г. Ш сессия ЦИК БССР утвердила Положение об адвокатуре БССР.

Положением о судоустройстве БССР 1925 г. вместо ранее существовавшей одной коллегии защитников создавались коллегии защитников при окружных судах.

Дальнейшее развитие организационные формы адвокатской деятельности получили в Положении об адвокатуре СССР, утвержденном постановлением СНК СССР от 16 августа 1939 г

В соответствии со ст. 13 Основ законодательства о судоустройстве 1958 г. в БССР после значительного перерыва в связи с расширением прав союзных республик в области законотворческой деятельности 15 июня 1961 г. было принято Положение об адвокатуре. Оно наряду с областными коллегиями адвокатов предусмотрело организацию республиканской коллегии адвокатов со съездом адвокатов БССР. Однако такая организационная структура адвокатуры просуществовала недолго, до 1965 г., когда республиканская  коллегия адвокатов и ее съезд были упразднены по причине дублирования деятельности органов самоуправления областных коллегий адвокатов.

Конституции БССР 1978 г. (ст. 160), в которых впервые на высшем юридическом уровне закреплялась правовое положение коллегий адвокатов, указывалось на бесплатное оказание юридической помощи гражданам в случаях, предусмотренных законом, на регулирование организации и деятельности адвокатуры законодательством Союза.

Новый этап в развитии адвокатуры в Беларуси начался с принятия Верховным Советом 15 июня 1993 г. Закона “Об адвокатуре”

 

 

 

93.Понятие и задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям. Оказание бесплатной правовой помощи.

Право на юридическую помощь – это неотъемлемое право каждого человека и гражданина, его обеспечение является важнейшим принципом существования и развития правового государства. Оно должно гарантировать право каждого на получение юридической помощи, поскольку от этого зависит реализация в полной мере прав и свобод человека и гражданина.

Право на юридическую помощь  гарантируется государством и обеспечивается прежде всего посредством оказания квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе. Ее осуществляют адвокаты, лица, имеющие лицензию на оказание юридической услуг, нотариусы, работники юридической службы предприятий, учреждений и организаций.

Адвокатура представляет собой независимый правовой институт, призванный осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Основное назначение адвокатуры – оказание квалификационной  юридической помощи гражданам и организациям.

Задачами адвокатуры являются следующие:

1) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

              Эта помощь оказывается по всем отраслям права и во всех судах, иных  государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях  и в отношениях с должностными лицами;

2) участие в разъяснении  законодательства   и правовом воспитании граждан.

              Оно выражается в чтении адвокатами лекций, проведении бесед и “круглых столов” на правовые темы перед население, выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и конференциях юристов, в средствах массовой информации;

3) служение принципам законности, справедливости и гуманизма.

Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, перечислены в ст. 5 Закона “Об адвокатуре”. К ним относятся:

1) дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству.

2) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера.

3) осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

4) участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

 

94.Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

Адвокатом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности (после получения диплома) не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью.

Не допускаются лица:

                    признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Это возможно лишь по решению суда на основании ст.ст. 29 и 30 Гражданского Кодекса РБ;

                    ранее совершившие умышленные преступления. При этом не имеет значения факт наличия или отсутствия судимости за указанные преступления. Даже если судимость за умышленное преступление погашена или снята в установленном законом порядке, это является препятствием для допуска к адвокатской деятельности. В то же время совершение преступления по неосторожности  (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия и др.) таковым не является;

                    в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии на право занятия адвокатской деятельностью, исключенные (уволенные) из коллегии адвокатов, а также уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Это основание действует в течение пять лет со дня принятия соответствующих решений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Для решения вопросов о допуске к адвокатской деятельности в Республике Беларусь действует Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности. Она создается Министерством юстиции Республики Беларусь сроком на три года в составе не менее девяти членов из числа представителей государственных органов, адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, и иных специалистов в области права. Председатель  Республиканской коллегии адвокатов входит в ее состав по должности. Персональный состав Квалификационной Комиссии утверждается приказом Министра юстиции Республики Беларусь. Председателем Квалификационной Комиссии является заместитель Министра юстиции.

Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, претендующих на право занятия адвокатской деятельностью.

Решение Квалификационной комиссии объявляется в день сдачи экзамена, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Лицензия на право занятия адвокатской деятельностью выдается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности сроком на пять лет.

Продление срока действия лицензии на пять лет производится Министром  юстиции по заявлению гражданина  с учетом соблюдения им законодательства об адвокатской деятельности по результатам аттестации, проведенной соответствующей коллегией адвокатов.

 

 

 

 

 

 

]

 

 

 

 

 

95.Организационные формы деятельности адвокатов (организация адвокатуры).

Адвокатская деятельность в Республике Беларусь может осуществляться только лицами, являющимися членами коллегий адвокатов. Поэтому граждане, получившие в установленном порядке лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, осуществляют ее путем вступления в члены коллегии адвокатов (ч. ч. 1 и 6 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”). В нашем государстве действуют областные, Минская городская, Белинюрколлегия и Республиканская  коллегия адвокатов.

Таким образом, система адвокатских объединений в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Коллегии адвокатов созданы и действуют в административно-территориальных единицах – в каждой области и городе Минске, а в масштабах республики объединяются в Республиканскую коллегию адвокатов. Принцип специализации в организации белорусской адвокатуры проявляется в наличии коллегии адвокатов, оказывающей особый вид юридической помощи. Это Белинюрколлегия, которая оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам Республики Беларусь за границей, а также иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Республики Беларусь.

Порядок внутренней организации и деятельности коллегий адвокатов, их структура, статус руководящих органов и иные вопросы, касающиеся деятельности коллегий, определяются их уставами, если иное не предусмотрено актами законодательства

Областные, Минская городская коллегии адвокатов и Белинюрколлегия являются основанными на принципах самоуправления добровольными  объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензий, выданных Министерством юстиции Республики Беларусь. Коллегия адвокатов – это юридическое лицо, имеющее печать и штампы со своим наименованиям.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание членов коллегии (конференция), ее исполнительным органом – Президиум, контрольно-ревизионным органом – Ревизионная комиссия. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год. Оно правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов коллегии, а конференция – при участии в ней не менее двух третей от общего числа избранных делегатов.

Президиум коллегии адвокатов избирается сроком на три года. Его численный состав не может быть менее 5-ти членов. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимается тайным или открытым голосованием.

Председатель Президиума коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным или открытым голосованием сроком на три года и утверждается Председателем Республиканской коллегии адвокатов.

Ревизионная комиссия коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным или открытым голосованием сроком на три года. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя комиссии. В ее функции входит проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности Президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций.

 

96.Республиканская коллегия адвокатов. Ее задачи, состав и полномочия.

Республиканская коллегия адвокатов объединяет областные и Минскую  городскую коллегии адвокатов и осуществляет функции постоянно действующего республиканского органа адвокатского самоуправления (ч. 3 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”). Она является некоммерческой организацией, приобретает права юридического лица с момента утверждения ее Положения в Министерстве юстиции Республики Беларусь, имеет печать и штамп со своим наименованием.

Основными задачами Республиканской коллегии адвокатов являются: комплексное управление коллегиями адвокатов; согласование и координация деятельности руководящих органов коллегии адвокатов ; обобщение результатов работы коллегий адвокатов по республике; осуществление организационных, распорядительных, контрольных и административных функций при проверке соблюдения законодательства руководящими органами коллегий адвокатов и адвокатами; разработка концепции социально-экономического развития адвокатуры республики и методов ее реализации; оказание помощи коллегиям адвокатов в организации правовой помощи гражданам и организациям.

Республиканская коллегия адвокатов в соответствии с возложенными на нее задачами:

                    осуществляет методическое руководство адвокатской деятельностью по оказанию правовой помощи, анализирует и обобщает  опыт этой деятельности;

                    прогнозирует потребность республики в адвокатах;

                    участвует  совместно с государственными органами в законотворческой деятельности и правовом воспитании граждан, защищает профессиональные права, представляет интересы адвокатов в государственных, общественных и иных органах;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"