Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:16, шпаргалка
Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
Понятие правосудия и его признаки.
Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Принцип презумпции невиновности.
38.Компетенция (полномочия) Верховного Суда. 1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
2. Верховный Суд Российской
3. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
4. Верховный Суд Российской
1) изучает, обобщает судебную
практику и в целях
2) разрешает в пределах своей
компетенции вопросы,
3) публикует судебные акты
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
39.Судебный департамент при Верховном Суде, его основные функции. Является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена — гражданских и военных, специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный
департамент, его органы и
Судебный
департамент возглавляет
Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.
Структура: главные управления — организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения деятельности военных судов, финансово-экономическое, управления — контрольно-ревизионное, делами, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений и отделы — учебных и образовательных учреждений, международно-правового сотрудничества и др.
Работники аппарата,
органов и учреждений
Задачи: разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения о финансировании судов, вносит предложения о создании либо об упразднении судов, определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кадров на должность судей, разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппарата судов, во взаимодействии с органами юстиции ведет судебную статистику, организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их, осуществляет информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей, организует материальное и социальное обеспечение судей.
Аналогичные мероприятия осуществляют, в пределах своей компетенции, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ. Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организаци¬онное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответст¬вии с законом о статусе судей; организуют и обеспечивают работу экзамена¬ционных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры ло ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независи¬мости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятель¬ности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.
40.Право законодательной инициативы. Разъяснения по вопросам судебной практики, их значение. Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке. Правом законодательной инициативы обладают, как правило, члены парламента и правительство, однако, в зависимости от принятых в отдельно взятом государстве норм, это их право может быть ограничено. Глава государства также может быть наделён этим правом. В ряде стран с законодательной инициативой могут выступать самостоятельные группы граждан. В этом случае закон определяет минимальную численность инициативной группы и особую процедуру прохождения предложенного проекта. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом. Законодательная инициатива может являться средством политической борьбы и лоббизма[2].
Разъяснения По Вопросам Судебной Практики
- функция, возложенная Конституцией
РФ на Верховный Суд РФ и Высший
Арбитражный Суд РФ. Непосредственно
она выполняется пленумами этих
судов на основе результатов обобщения
судебной практики и статистических
данных. Оформляются такие разъяснения документами,
именуемыми постановлениями соответствующих
пленумов. Разъяснения Пленума Верховного
Суда РФ обязательны для судов общей юрисдикции, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение, а разъяснения Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ - для арбитражных
судов. (К. Г.)
В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР «О
судоустройстве РСФСР» руководящие разъяснения
Пленума Верховного Суда РФ обязательны
для судов, других органов и должностных
лиц, применяющих закон, по которому дано
разъяснение. Все правоохранительные
органы должны соблюдать требования, изложенные
в постановлениях Пленума Верховного
Суда РФ. Разъяснения Пленума Верховного
Суда РФ способствуют точному и единообразному
применению как материального так и процессуального
закона, укреплению законности и правопорядка
в государстве.
41.Военные суды в судебной системе РФ. Особенности задач военных судов, их полномочия. Входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному
принципу по месту дислокации воинских
частей и учреждений Вооруженных
Сил РФ. Военные суды создаются
и упраздняются федеральным законом.
Никакой военный суд не может
быть упразднен, если отнесенные к его
ведению вопросы не были одновременно
переданы в юрисдикцию другого суда.
Количество военных судов и численность
их судей устанавливаются
В систему военных судов входят:
1. гарнизонные военные суды (рассматривают в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности военных судов высшего и среднего звена. В частности, им подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением преступлений, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни)
2. окружные (флотские) военные суды (выполняют функции первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств)
3. Высшее звено - Военная коллегия в составе Верховного суда.
Задачи военных судов во многом сходны с задачами общих судов. Однако между военными и гражданскими судами есть ряд отличий:
1. правосудие в военных судах
осуществляется в основном по
уголовным делам и в отношении
военнослужащих и
2. уголовные дела в отношении
гражданских лиц
3. судьи военных судов являются
офицерами и генералами
4. их деятельность по проверке
правомерности решений
42.Подведомственность
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
"О военных судах Российской Федерации"
Статья 7. Подсудность дел военным судам
1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и
2) дела о преступлениях,
в совершении которых
3) дела об административных
правонарушениях, совершенных
По первой инстанции гарнизонные
военные суды рассматривают все
подсудные военным судам
Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств) в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу. Исходя из положений, содержащихся в ст. 29 УПК, он также принимает вышеуказанные процессуальные решения досудебного производства, которые отнесены к компетенции суда.
Гарнизонным военным судом рассматриваются также жалобы на действия (бездействие) и решения органов, осуществляющих досудебное производство в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"