Исполнительное производство в
настоящее время представляет собой
предмет регулирования одной
из отраслей российского права –
исполнительного права, без которого
система права не может нормально
функционировать.
Исполнительное право регулирует
правоотношения, складывающиеся в процессе
исполнительного производства, где
субъективное материальное право или
охраняемый законом интерес, нарушенный
или оспоренный должником и подтвержденный
юрисдикционным актом, получает свою реализацию
через механизм государственного принуждения.
Таким образом, исполнительное производство
представляет собой деятельность судебных
приставов-исполнителей и других участников
правоотношений, складывающуюся в процессе
реализации судебных исполнительных листов
и иных исполнительных документов,
указанных в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном
производстве», посредством государственного
принуждения.
Задачи исполнительного производства
определяются задачами правосудия по
гражданским делам, но не совпадают
с ними. Главной задачей исполнительного
производства является правильное и
своевременное исполнение судебных
актов, актов других органов и
должностных лиц, а в предусмотренных
законодательством Российской Федерации
случаях – исполнение иных документов
в целях защиты нарушенных прав,
свобод и законных интересов граждан
и организаций.
75.Оперативно-розыскная
деятельность как специальная
правоохранительная функция. Задачи
и принципы оперативно-розыскной
деятельности. Вид деятельности, осуществляемый гласно
и негласно оперативными подразделениями госорганов
посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты
жизни, здоровья, прав и свобод человека
и гражданина, собственности, обеспечения
безопасности общества и государства
от преступных посягательств.
ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности».
Цели: добывание информации, выявление скрытых
преступлений, признаков и фактов преступной
деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся
лиц.
Задачи:
- Пресечение, предупреждение, раскрытие преступлений
- Добывание информации по событиям и действиям, представляющим угрозу
- Выявление и установление лица, подготавливающего или произведшего противоправные действия
- Розыск лиц без вести пропавших
Принципы: законности, уважения и соблюдения прав
и свобод человека и гражданина, конспирации,
сочетания гласных и негласных методов
и средств.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, направления их деятельности.
Осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями госорганов
в пределах своих полномочий: ОВД, УВД,
ФСБ, ФСО, таможенные органы, внешняя разведка,
Федеральные службы исполнения наказания,
органы наркоконтроля, Министерство обороны.
76.Субъекты оперативно-розыскной
деятельности. Права и обязанности
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность. Теория оперативно-розыскной деятельности
органов внутренних дел традиционно относит
к субъектам (силам) ОРД подразделения
и входящих в них должностных лиц органов,
уполномоченных на осуществление ОРД,
а также иных лиц, добровольно участвующих
в подготовке или проведении оперативно-розыскных
мероприятий (действий) и реализующих
свое право на это в гласной или негласной
форме. Будучи наделенными действующим
законодательством определенными правами
и взявшие на себя обязательства, они,
в рамках их полномочий, становятся субъектами
этой формы государственной деятельности.
Государство, в свою очередь, берет на
себя обязанность по их правовой, социальной
и иной защите.
Различное правовое положение, реальные
возможности участия в ОРД
позволяют разделить всех представителей
указанных сил на три основные
категории:
- штатные сотрудники подразделений
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность
- лица, гласно участвующие в
подготовке или осуществлении
отдельных оперативно-розыскных
мероприятий;
- лица, конфиденциально содействующие
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность.
Под субъектом оперативно-розыскной
деятельности можно понимать такого
ее исполнителя, на которого законодатель
возложил эту функцию, соответствующие
задачи и обязанности, для выполнения
которых он наделен соответствующими
правами на применение конкретных мер
ОРД и использование оперативных
и оперативно-технических средств.
Таким субъектам присущи специфические
общие признаки, а именно они:
представляют государственные
правоохранительные органы;
являются полномочными субъектами
ОРД, наделенными комплексными оперативно-розыскными
функциями борьбы с преступностью,
которым отвечают их задачи и обязанности;
имеют право для выполнения задач
ОРД использовать гласные и негласные
поисковые, разведывательные и контрразведывательные
меры, а также оперативные и
оперативно-технические средства;
находятся в различной ведомственной
подчиненности, которая в отдельных
случаях имеет разную правовую и
процессуальную регламентацию;
подконтрольны прокурору по надзору
за соблюдением законности в процессе
осуществления ОРД, а также органам
государственной власти и управления;
имеют в своем составе гласных
и негласных штатных работников,
а также привлеченных на добровольной
основе для выполнения задач ОРД
негласных работников.
При решении определенных настоящим
Федеральным законом задач оперативно-розыскной
деятельности органы, уполномоченные
ее осуществлять, обязаны:
1. Принимать в пределах своих
полномочий все необходимые меры
по защите конституционных прав
и свобод человека и гражданина,
собственности, а также по обеспечению
безопасности общества и государства.
2. Исполнять в пределах своих
полномочий поручения в письменной
форме органа дознания, следователя,
руководителя следственного органа
о проведении оперативно-розыскных
мероприятий по уголовным делам
и материалам проверки сообщений
о преступлении, принятым ими
к производству, а также решения
суда по уголовным делам.
(в ред. Федеральных законов
от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
3. Выполнять на основе и в
порядке, предусмотренных международными
договорами Российской Федерации,
запросы соответствующих международных
правоохранительных организаций,
правоохранительных органов и
специальных служб иностранных
государств.
4. Информировать другие органы,
осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность на территории Российской
Федерации, о ставших им известными
фактах противоправной деятельности,
относящихся к компетенции этих
органов, и оказывать этим органам
необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности.
6. Содействовать обеспечению в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, безопасности
и сохранности имущества своих
сотрудников, лиц, оказывающих
содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,
участников уголовного судопроизводства,
а также членов семей и близких
указанных лиц от преступных
посягательств.
Статья 15. Права органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
При решении задач оперативно-розыскной
деятельности органы, уполномоченные
ее осуществлять, имеют право:
1. Проводить гласно и негласно
оперативно-розыскные мероприятия,
перечисленные в статье 6 настоящего
Федерального закона, производить
при их проведении изъятие
документов, предметов, материалов
и сообщений, а также прерывать
предоставление услуг связи в
случае возникновения непосредственной
угрозы жизни и здоровью лица,
а также угрозы государственной,
военной, экономической или экологической
безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов,
предметов, материалов при проведении
гласных оперативно-розыскных мероприятий
должностное лицо, осуществившее
изъятие, составляет протокол
в соответствии с требованиями
уголовно-процессуального законодательства
Российской Федерации.
Если при проведении гласных
оперативно-розыскных мероприятий
изымаются документы, то с них
изготавливаются копии, которые
заверяются должностным лицом,
изъявшим документы, и передаются
лицу, у которого изымаются документы,
о чем делается запись в
протоколе. В случае, если невозможно
изготовить копии или передать
их одновременно с изъятием
документов, указанное должностное
лицо передает заверенные копии
документов лицу, у которого были
изъяты документы, в течение
пяти дней после изъятия, о
чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении
пяти дней после изъятия документов
заверенные копии документов
не были переданы лицу, у которого
изъяты документы, заверенные
копии документов в течение
трех дней должны быть направлены
по почте заказным почтовым отправлением,
о чем делается запись в протоколе с указанием
номера почтового отправления.
Копии документов направляются
по адресу места нахождения
юридического лица или адресу
места жительства физического
лица, указанному в протоколе.
(п. 1 в ред. Федерального закона
от 26.12.2008 N 293-ФЗ)
2. Устанавливать на безвозмездной
либо возмездной основе отношения
сотрудничества с лицами, изъявившими
согласие оказывать содействие
на конфиденциальной основе органам,
осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность.
3. Использовать в ходе проведения
оперативно-розыскных мероприятий
по договору или устному соглашению
служебные помещения, имущество
предприятий, учреждений, организаций,
воинских частей, а также жилые
и нежилые помещения, транспортные
средства и иное имущество
частных лиц.
4. Использовать в целях конспирации
документы, зашифровывающие личность
должностных лиц, ведомственную
принадлежность предприятий, учреждений,
организаций, подразделений, помещений
и транспортных средств органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, а также личность
граждан, оказывающих им содействие
на конфиденциальной основе.
5. Создавать в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке предприятия, учреждения,
организации и подразделения,
необходимые для решения задач,
предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
Законные требования должностных
лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, обязательны для исполнения
физическими и юридическими лицами,
к которым такие требования
предъявлены.
Неисполнение законных требований
должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,
либо воспрепятствование ее законному
осуществлению влекут ответственность,
предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
77.Органы дознания и
их задачи. Юридическое значение
результатов дознания.
Дознание – это собирание официальными органами
сведений об определенном обстоятельстве
или факте или же собирание доказательств
такого факта. Дознание может иметь место
по отношению ко всякого рода делам, подлежащим
судебному рассмотрению, гражданским,
административным и уголовным, и при всяком
положении дела.
Расследование в форме дознания
осуществляют дознаватели (следователи)
органов внутренних дел, органов
Федеральной службы безопасности, дознаватели
органов Госнаркоконтроля России, Службы
судебных приставов, таможенных органов,
командиры воинских частей и соединений,
начальники военных учреждений и
гарнизонов, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы Минюста
России, дознаватели органов Государственной
противопожарной службы.
По уголовным делам о преступлениях,
совершенных отдельными категориями
лиц (занимающими государственные
должности, прокурорами, следователями,
адвокатами), дознание производится следователями
прокуратуры.
И государственные органы, и должностные
лица, уполномоченные законом производить
дознание и имеющие другие процессуальные
полномочия, именуются органами дознания.