Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Содержание

1. Предмет теории государства и права 3
2. Методология теории государства и права 3
3. Теория государства и права в системе наук 4
4. Закономерности происхождения государства 5
5. Особенности становления государственности у различных народов мира 7
6. Основные теории происхождения государства 8
7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства 10
8. Право, государство и глобальные проблемы человечества 10
10. Гражданское общество и правовое государство 11
11. Проблемы становления Российского правового государства 11
14. Правовой статус личности: понятие и структура 14
15. Права и свободы граждан 14
16. Понятие и признаки государства 15
17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления 16
19. Советское государство и право: особенности и уроки 17
20. Функции государства: понятие и виды 18
21. Функции современного Российского государства 19
22. Форма государства: понятие и структура 19
23. Формы государственного правления 20
24. Формы государственного устройства 20
25. Механизм государства 21
26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 22
27. Понятие и структура политической системы общества 22
28. Государство в политической системе общества 23
29. Разделение властей 24
34. Понятие и признаки права 24
37. Правовой нигилизм и правовой идеализм 25
39. Принципы права 26
40. Функции права 27
41. Право и закон 27
42. Субъекты права 28
43. Субъекты правовых отношений 29
44. Правовая система общества 30
46. Основные правовые семьи народов мира. 30
47. Виды социальных норм 31
48. Нормы права: понятие и признаки 32
49. Структура норм права 33
50. Право и мораль 33
51. Классификация правовых норм 35
52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы 35
53. Правосознание: понятие и структура 36
54. Формы (источники) права. Понятие и виды. 37
55. Закон в системе нормативно-правовых актов 38
56. Законность: понятие и основные требования. 38
57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы 39
58. Механизм правового регулирования. 40
59. правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. 40
60. Систематизация нормативно-правовых актов. 41
61. Виды и способы правового регулирования. 42
62. Понятие и виды правовых отношений. 42
63. Содержание и объекты правоотношения. 43
64. Юридические факты: понятие, значение, классификация. 43
65. Юридическая обязанность, ее виды и значение 44
66. Субъективное право: понятие, виды, значение 45
67. Гарантии законности 45
68. Формы реализации права 46
69. Применение норм права: понятие и характерные черты. 47
70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 47
71. Понятие и виды толкования правовых норм 48
72. Способы толкования правовых норм 48
73. Правовое воспитание 49
74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 49
75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 50
76. Правоприменительные акты (понятие и виды) 51
77. Субъекты и основные стадии применения норм права 51
78. Публичное и частное право. 52
79. Официальное толкование правовых норм. 52
80. Юридический процесс и его виды 53
82. Правомерное поведение и его основные черты 54
83. Юридическая практика 55
84. Эффективность норм права 55
85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм 55
86. Правонарушения (понятие, виды, причины) 56
87. Меры государственного принуждения 57
88. Понятие и виды юридической ответственности 57
89. юридическая ответственность: цели, принципы, основания возникновения 58
90. Правопорядок: понятие и характерные черты 59

Работа состоит из  1 файл

ТГПшп.doc

— 784.00 Кб (Скачать документ)
  1. властвеотношения
  2. отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка
  3. отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

Определение пределов правового  регулирования касается главным  образом правотворчества, ибо именно в этой области необходимо установить, в какой мере возможно и целесообразно вмешательство в те или иные общественные отношения. Поэтому речь по существу идет о пределах не любого, а общего правового регулирования.

Под пределами общего правового регулирования следует понимать границы юридического вмешательства в актуальные общественные отношения, обусловленные определенными факторами объективного и субъективного характера.

Факторы, которыми обуславливаются  пределы общего правового регулирования, многочисленны и разнообразны.

1. правовое регулирование  может распространятся на все  виды общественных отношений,  и его пределы возрастают по  мере изменения в тех или  иных сферах соотношения объективного  и волевого в пользу последнего.

2. даже при наличии волевого момента то или иное общественное отношение может подвергаться регулирующему влиянию только при наличии в нем объективной возможности выбора варианта поведения.

3. заинтересованность  регулирующей подсистемы и целесообразность  юридического воздействия на те или иные отношения.

4. внутренние закономерности  самого права, потенциальные возможности  его свойств.

5. распределение предметов  ведения между участниками регулирующей  подсистемы.

6. возможность «разумной  человеческой деятельности», психические  способности человека к сознательному восприятию правовых предписаний.

 

58. Механизм правового  регулирования.

 

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать  общественные отношения, обеспечивая  реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Механизм правового  регулирования — это система  юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения  можно выделить признаки, характеризующие  цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового  регулирования — обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать  справедливое удовлетворение интересов  субъектов.

Механизм правового  регулирования — система различных  по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой — все же взаимосвязанных общей целью в единую систему.

Механизм правового  регулирования — организационное  воздействие правовых средств, позволяющее  в той или иной степени достигать  поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Понятие механизма правового  регулирования позволяет собрать  и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность  проблемы удовлетворения интересов  как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие  основные элементы механизма правового  регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт  или фактический состав (особенно  организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации  прав и обязанностей;

5)   охранительный  правоприменительный акт (факультативный  элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма  правового регулирования могут  выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

 

59. Правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса.

 

Правотворчество — это  деятельность прежде всего государственных  органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества  выступают государственные органы, Негосударственные структуры (органы местного самоуправления, Профсоюзы  и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при  принятии законов на референдумах.

Сущность правотворчества  состоит в возведении государственной  воли в нормы права, т.е. в форму  юридических предписаний, имеющих  общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных  процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется  тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная продукция  его — юридические нормы, воплощающиеся  главным образом в нормативных  актах (кроме этого, в нормативных  договорах, правовых обычаях, юридических  прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых  нормативных актов — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Законотворческий процесс  — главная составная часть  правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего  характеризует данный процесс в  целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные  нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество —  сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива  — закрепленное в Конституции  РФ право определенных субъектов  внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что  достигается с помощью двух  механизмов голосования (простым  большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б)  одобрение закона Советом Федерации 

в) подписание закона Президентом  РФ;

4) опубликование закона.

 

60. Систематизация нормативно-правовых актов.

 

В ходе общественного  развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как  взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация  — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести  Собрание законодательства Российской Федерации. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных  материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке  подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

 

61. Виды и способы  правового регулирования.

 

Правовое регулирование  – воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.

В процессе правового  регулирования используются три  способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1) Дозволение связано  с предоставлением субъектам  возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором).

3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования).

Под типами правового  регулирования понимаются те или  иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования  основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип  правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный же тип  правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и  строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"