Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
1. Предмет теории государства и права 3
2. Методология теории государства и права 3
3. Теория государства и права в системе наук 4
4. Закономерности происхождения государства 5
5. Особенности становления государственности у различных народов мира 7
6. Основные теории происхождения государства 8
7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства 10
8. Право, государство и глобальные проблемы человечества 10
10. Гражданское общество и правовое государство 11
11. Проблемы становления Российского правового государства 11
14. Правовой статус личности: понятие и структура 14
15. Права и свободы граждан 14
16. Понятие и признаки государства 15
17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления 16
19. Советское государство и право: особенности и уроки 17
20. Функции государства: понятие и виды 18
21. Функции современного Российского государства 19
22. Форма государства: понятие и структура 19
23. Формы государственного правления 20
24. Формы государственного устройства 20
25. Механизм государства 21
26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 22
27. Понятие и структура политической системы общества 22
28. Государство в политической системе общества 23
29. Разделение властей 24
34. Понятие и признаки права 24
37. Правовой нигилизм и правовой идеализм 25
39. Принципы права 26
40. Функции права 27
41. Право и закон 27
42. Субъекты права 28
43. Субъекты правовых отношений 29
44. Правовая система общества 30
46. Основные правовые семьи народов мира. 30
47. Виды социальных норм 31
48. Нормы права: понятие и признаки 32
49. Структура норм права 33
50. Право и мораль 33
51. Классификация правовых норм 35
52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы 35
53. Правосознание: понятие и структура 36
54. Формы (источники) права. Понятие и виды. 37
55. Закон в системе нормативно-правовых актов 38
56. Законность: понятие и основные требования. 38
57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы 39
58. Механизм правового регулирования. 40
59. правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. 40
60. Систематизация нормативно-правовых актов. 41
61. Виды и способы правового регулирования. 42
62. Понятие и виды правовых отношений. 42
63. Содержание и объекты правоотношения. 43
64. Юридические факты: понятие, значение, классификация. 43
65. Юридическая обязанность, ее виды и значение 44
66. Субъективное право: понятие, виды, значение 45
67. Гарантии законности 45
68. Формы реализации права 46
69. Применение норм права: понятие и характерные черты. 47
70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 47
71. Понятие и виды толкования правовых норм 48
72. Способы толкования правовых норм 48
73. Правовое воспитание 49
74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 49
75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 50
76. Правоприменительные акты (понятие и виды) 51
77. Субъекты и основные стадии применения норм права 51
78. Публичное и частное право. 52
79. Официальное толкование правовых норм. 52
80. Юридический процесс и его виды 53
82. Правомерное поведение и его основные черты 54
83. Юридическая практика 55
84. Эффективность норм права 55
85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм 55
86. Правонарушения (понятие, виды, причины) 56
87. Меры государственного принуждения 57
88. Понятие и виды юридической ответственности 57
89. юридическая ответственность: цели, принципы, основания возникновения 58
90. Правопорядок: понятие и характерные черты 59
5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении у правомоченного лица.
Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.); в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).
Субъективное право — определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента:
1) возможность положительного
поведения самого
2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;
3)возможность прибегнуть
к государственному
4) возможность пользоваться
на основе данного права
Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.
67. Гарантии законности
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.
Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.
Общие условия - объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Условия, выступающие гарантиями законности.
1. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.
2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата.
3. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
4. Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере.
5. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны.
Специальные средства обеспечения законности—это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).
Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими.
Среди юридических гарантий различают следующие.
Средства выявления, (обнаружения) правонарушений.
Средства предупреждения правонарушений.
Средства пресечения правонарушений.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений.
Юридическая -ответственность.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение.
Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
68. Формы реализации права
Под реализацией права
понимается процесс воплощения юридических
предписаний в правомерных
Реализация права –
воплощение предписаний правовых норм
в поведение людей и
В науке различают четыре основные формы реализации права:
1) соблюдение
2) исполнение,
3) использование,
4) применение.
При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.
При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.
Использование — это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.
Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.
69. Применение
норм права: понятие и
Применение — это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами — одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.
Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ.
Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).
В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).
В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки; 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
2) имеет индивидуальный характер;
3) направлено на установление
конкретных правовых
4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:
5) завершается вынесением
индивидуального юридического
70. Пробелы в
праве. Аналогия закона и
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.
Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона.
В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.
Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.
Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения.
Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"