Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Содержание

1. Предмет теории государства и права 3
2. Методология теории государства и права 3
3. Теория государства и права в системе наук 4
4. Закономерности происхождения государства 5
5. Особенности становления государственности у различных народов мира 7
6. Основные теории происхождения государства 8
7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства 10
8. Право, государство и глобальные проблемы человечества 10
10. Гражданское общество и правовое государство 11
11. Проблемы становления Российского правового государства 11
14. Правовой статус личности: понятие и структура 14
15. Права и свободы граждан 14
16. Понятие и признаки государства 15
17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления 16
19. Советское государство и право: особенности и уроки 17
20. Функции государства: понятие и виды 18
21. Функции современного Российского государства 19
22. Форма государства: понятие и структура 19
23. Формы государственного правления 20
24. Формы государственного устройства 20
25. Механизм государства 21
26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 22
27. Понятие и структура политической системы общества 22
28. Государство в политической системе общества 23
29. Разделение властей 24
34. Понятие и признаки права 24
37. Правовой нигилизм и правовой идеализм 25
39. Принципы права 26
40. Функции права 27
41. Право и закон 27
42. Субъекты права 28
43. Субъекты правовых отношений 29
44. Правовая система общества 30
46. Основные правовые семьи народов мира. 30
47. Виды социальных норм 31
48. Нормы права: понятие и признаки 32
49. Структура норм права 33
50. Право и мораль 33
51. Классификация правовых норм 35
52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы 35
53. Правосознание: понятие и структура 36
54. Формы (источники) права. Понятие и виды. 37
55. Закон в системе нормативно-правовых актов 38
56. Законность: понятие и основные требования. 38
57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы 39
58. Механизм правового регулирования. 40
59. правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. 40
60. Систематизация нормативно-правовых актов. 41
61. Виды и способы правового регулирования. 42
62. Понятие и виды правовых отношений. 42
63. Содержание и объекты правоотношения. 43
64. Юридические факты: понятие, значение, классификация. 43
65. Юридическая обязанность, ее виды и значение 44
66. Субъективное право: понятие, виды, значение 45
67. Гарантии законности 45
68. Формы реализации права 46
69. Применение норм права: понятие и характерные черты. 47
70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 47
71. Понятие и виды толкования правовых норм 48
72. Способы толкования правовых норм 48
73. Правовое воспитание 49
74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 49
75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 50
76. Правоприменительные акты (понятие и виды) 51
77. Субъекты и основные стадии применения норм права 51
78. Публичное и частное право. 52
79. Официальное толкование правовых норм. 52
80. Юридический процесс и его виды 53
82. Правомерное поведение и его основные черты 54
83. Юридическая практика 55
84. Эффективность норм права 55
85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм 55
86. Правонарушения (понятие, виды, причины) 56
87. Меры государственного принуждения 57
88. Понятие и виды юридической ответственности 57
89. юридическая ответственность: цели, принципы, основания возникновения 58
90. Правопорядок: понятие и характерные черты 59

Работа состоит из  1 файл

ТГПшп.doc

— 784.00 Кб (Скачать документ)

в-шестых право и мораль выступают в качестве фундаментальных  общеисторических ценностей, показателей  социального и культурного прогресса  общества, его созидательных и  дисциплинирующих начал. Цель права  — «установить совместную жизнь  людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил» (И.А. Ильин). Таково же в сущности и назначение морали. Ведь право — возведенная в закон нравственность.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют  существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль  различаются прежде всего по  способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы  создаются либо санкционируются  государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. Нормы морали же создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

2.  Право и мораль  различаются по методам их  обеспечения. Если право создается  государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.

3.  Право и мораль  различаются по форме их выражения,  фиксации. Если правовые нормы  закрепляются  в специальных юридических  актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни.

4.  Право и мораль  различаются по характеру и  способам их воздействия на  сознание и поведение людей.  Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

5. Право и мораль  различаются по характеру и  порядку ответственности за их  нарушение. 

6.  Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.

7.  Право и мораль  различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо  шире правового, границы их  не совпадают. 

9. Наконец, у права  и морали различные исторические  судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

Из тесной взаимосвязи  указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и  функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии наличность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Право и мораль плодотворно  «сотрудничают» в сфере отправления  правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции.

 

 

51. Классификация  правовых норм

 

Классификация позволяет  более четко обозначить место  и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие  основные виды правовых норм:

1) в зависимости от  содержания они подразделяются  на: исходные нормы, которые определяют  основы правового регулирования  общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления   (это,   например,  декларативные   нормы,   провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые  присущи общей части той или  иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые  относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права  и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2)  в зависимости  от предмета правового регулирования  (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3)  в зависимости  от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические  и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4)  в зависимости от методов правового регулирования делятся на: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5)  в зависимости  от времени действия — на  постоянные (содержащиеся в законах)  и временные (указ Президента  о введении чрезвычайного положения  в определенном регионе в связи  со стихийным бедствием);

6)  в зависимости  от функций — на регулятивные (предписания, Устанавливающие права  и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие  права и обязанности граждан,  президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты); 

7) в зависимости от  круга лиц, на которых распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные, относительно определенные  и альтернативные

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные, региональные  и локальные;

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от  способа правового регулирования — на управомочивающие, обязывающие  и запрещающие;

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы  права многообразны. Это связано  с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

 

52. Правовая культура  общества и личности: понятие  и элементы

 

Правовая культура —  часть общей культуры общества или отдельной личности — особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Под правовой культурой предлагается понимать систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно  в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или Иначе с  применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового  принципа «не запрещенное законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом.

Поэтому усиление культурного  и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Культура — это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура — многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю.

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый  уровень правового сознания, полноценное  законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать—уважать—соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

 

53. Правосознание: понятие и структура

 

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение  к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость  и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным  и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права).

Если признать право  объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции  людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник  права. Это обусловлено тем, что  право — регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и  правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно  взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности.

 

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

Массовое — это  когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан выступают За сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет Желать лучшего.

Групповое отражает правосознание  определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание  представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"