Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
1. Предмет теории государства и права 3
2. Методология теории государства и права 3
3. Теория государства и права в системе наук 4
4. Закономерности происхождения государства 5
5. Особенности становления государственности у различных народов мира 7
6. Основные теории происхождения государства 8
7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства 10
8. Право, государство и глобальные проблемы человечества 10
10. Гражданское общество и правовое государство 11
11. Проблемы становления Российского правового государства 11
14. Правовой статус личности: понятие и структура 14
15. Права и свободы граждан 14
16. Понятие и признаки государства 15
17. Государственная власть, ее свойства и методы осуществления 16
19. Советское государство и право: особенности и уроки 17
20. Функции государства: понятие и виды 18
21. Функции современного Российского государства 19
22. Форма государства: понятие и структура 19
23. Формы государственного правления 20
24. Формы государственного устройства 20
25. Механизм государства 21
26. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 22
27. Понятие и структура политической системы общества 22
28. Государство в политической системе общества 23
29. Разделение властей 24
34. Понятие и признаки права 24
37. Правовой нигилизм и правовой идеализм 25
39. Принципы права 26
40. Функции права 27
41. Право и закон 27
42. Субъекты права 28
43. Субъекты правовых отношений 29
44. Правовая система общества 30
46. Основные правовые семьи народов мира. 30
47. Виды социальных норм 31
48. Нормы права: понятие и признаки 32
49. Структура норм права 33
50. Право и мораль 33
51. Классификация правовых норм 35
52. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы 35
53. Правосознание: понятие и структура 36
54. Формы (источники) права. Понятие и виды. 37
55. Закон в системе нормативно-правовых актов 38
56. Законность: понятие и основные требования. 38
57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы 39
58. Механизм правового регулирования. 40
59. правотворчество и законотворчество. Основные стадии законотворческого процесса. 40
60. Систематизация нормативно-правовых актов. 41
61. Виды и способы правового регулирования. 42
62. Понятие и виды правовых отношений. 42
63. Содержание и объекты правоотношения. 43
64. Юридические факты: понятие, значение, классификация. 43
65. Юридическая обязанность, ее виды и значение 44
66. Субъективное право: понятие, виды, значение 45
67. Гарантии законности 45
68. Формы реализации права 46
69. Применение норм права: понятие и характерные черты. 47
70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 47
71. Понятие и виды толкования правовых норм 48
72. Способы толкования правовых норм 48
73. Правовое воспитание 49
74. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 49
75. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 50
76. Правоприменительные акты (понятие и виды) 51
77. Субъекты и основные стадии применения норм права 51
78. Публичное и частное право. 52
79. Официальное толкование правовых норм. 52
80. Юридический процесс и его виды 53
82. Правомерное поведение и его основные черты 54
83. Юридическая практика 55
84. Эффективность норм права 55
85. Коллизионные нормы. Обратная сила правовых норм 55
86. Правонарушения (понятие, виды, причины) 56
87. Меры государственного принуждения 57
88. Понятие и виды юридической ответственности 57
89. юридическая ответственность: цели, принципы, основания возникновения 58
90. Правопорядок: понятие и характерные черты 59
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
24. Формы государственного устройства
Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство
— это целостное
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные.
Федеративное государство (федерация) •— сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).
Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него—и к федеративному всеевропейскому государству.
25. Механизм государства
Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой.
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
в) его основным элементом
выступают государственные
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает в себя.
1) государственные
органы, которые находятся в тесной
взаимосвязи и соподчиненности
при осуществлении своих
2) государственные
организации — это такие
3) государственные
учреждения — это такие
4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
5) государственных служащих
(чиновников), специально занимающихся
управлением. Государственные
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
26. Принципы организации
и деятельности
Аппарат государства
есть система государственных
Такими принципами могут выступать:
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина — предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
принцип демократизма — выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) — создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
принцип законности — означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами конституции, законов и подзаконных актов;
принцип гласности —
обеспечивает информированность
учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
принцип профессионализма
— создает благоприятные
принцип сочетания коллегиальности и единоначалия — обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
принцип сочетания выборности
и назначаемости — выражает оптимальное
соотношение децентрализации и
централизации в
принцип иерархичности — заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных
и некоторых иных принципов как
при образовании
27. Понятие и
структура политической
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая
система общества», вошедшее в научный
оборот во второй половине XX в., показывает,
как регулируются политические процессы,
как формируется и
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества,
в том числе и политическая,
представляет собой целостное, упорядоченное
множество элементов, взаимодействие
которых порождает новое качест
Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"