Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".
1. Проблема объекта и предмета теории государства и права.
В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Объект науки - те явления, которые она изучает. Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте.
Объект ТГП - ГиП, гос-правовые явления. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования ГиП. Она как бы вычленяет ГиП из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае ГиП рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью.
Различают общие закономерности возникновения, развития и функционирования ГиП, присущие ГиП как общественным явлениям и изучаемые философией, социологией, общественными науками. ТГП опирается на эти данные. Поскольку ГиП специфические общественные явления, то у них есть свои специфические закономерности (присущи лишь ГиП) их и изучает ТГП.
Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет ТГП это динамичная категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают выделить из ТГП, отдельные науки типа: т. государства, т. права, социология права, философия ГиП, и т. д.
Предмет ТГП - государственно-правовая действительность, общие и специфические объективные закономерности её развития, на основе познания и использования которых разрабатываются фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для отраслевых юр наук.
Особенность предмета ТГП - ГиП исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга соц институты.
Необходимо также заметить, что предмет ТГП постоянно эволюционирует. Не сама наука определяет предмет своего исследования, а соц-полит действительность диктует ей то, что необходимо исследовать и как нужно исследовать. Явления ГиП всегда рассматривались в науке ТГП с учетом определенных идеологических установок (пусть даже неофициальных) и с конкретной полит позиции. Так, например, в советский период в науке ТГП ГиП рассматривались с марксистско-ленинской концепции, существовали такие понятия как "государство диктатуры пролетариата", "государство всеобщего благоденствия" и т.д. В настоящее же время на первый план выдвигаются концепции правового и соц государства с признанием принципа закрепления естественных прав и свобод граждан как основополагающего и начального.
Нет однозначности мнения по вопросу о структуре в правовых кругах. Алексеев С. С. - ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей:
1) Философия права - состоит из методологических проблем правоведения.
2) Социология права - вопросы эффективного действия
законодательства, условия и
причины правонарушений, соц структура
и уровни правового сознания населения.
3) Специально-юр теория - включает в себя: проблемы источников
права, классификацию
юр норм, юр фактов, коллизии норм, приёмов,
толкования, применения юр норм.
Алексеев: "Данная структура носит условный характер, это общие направления в рамках единой науки, а не отдельные части".
В учебниках можно найти следующую структуру ТГП:
Теория государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.
Теория права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д. Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода 2) объекта изучения.
2.
Понятие методологии теории
Общая характеристика методологии ТГП.
Методология- это учение о методах, принципах познания чего-либо.
Различают общий метод, присущий всем наукам, т. к. в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, и частные. Общий метод- это метод материалистической диалектики. Частные характерны для отдельных наук. Метод материалистической диалектики является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.
При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, различными условиями жизни общества. Во-вторых, они тесным образом связаны с другими социальными явлениями. В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Метод материалистической диалектики применяется в юридических науках в совокупности с частными (специальными) методами.
К основным специальным методам ТГП относятся:
1. Сравнительный. Он
предполагает сопоставление
2. Социологический - исследование государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения.
3. Формально-юридический. Его обычно связывают только с изучением права. Применение этого метода ведет к формированию в правоведении и государствоведении направления, которые называются догмой государства и права. Это составная часть ТГП.
4. Логический. Включает
средства и способы
- специальные методы:
статистический, социологический,
- частные методы правовой
науки: формально-юридический,
Основные принципы общетеоретического исследования права и государства:
- историзм предполагает,
что государство и право
- объективность означает
стремление к получению
- универсализм заключается
в том, что ТГП изучает общие
закономерности развития ГиП
, безотносительно к какой-либо
конкретной государственно-
- плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения;
В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Специальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, но он не носил правового характера.
Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с того, что человек признается субъектом действующего в обществе права и наделяется при этом особым качеством — праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения.
Как известно, в истории развития цивилизации далеко не все люди признавались субъектами права (например, рабы) или признавались лишь частично (крепостные). В современных развитых государствах все граждане являются полноправными субъектами права, это вытекает из международных пактов о правах человека. Правовой статус создается в результате всего набора юридического инструментария, находящегося в распоряжении официальной власти. Он аккумулирует в себе так или иначе все правовые явления и выступает одним из ключевых элементов правовой системы. При этом роль синтезирующего начала в нем играет сама личность.
Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны следующие особенности:
а) крайняя его
б) слабая государственная защищенность, неспособность официальных властных структур надежно обеспечить интересы личности, ее права, свободы, честь, достоинство, безопасность; отсутствие четких и эффективных правоохранительных и гарантирующих механизмов;
в) утрата правовым статусом многих качеств единства, объединяющих начал (в силу распада союзной государственности, общего нормативно-правового пространства, дезинтеграции существовавших ранее связей и отношений, централизованного законодательства);
г) множественность (плюрализм) статусов, их несогласованность: вместо единого для всех базового статуса гражданина СССР возникли статусы граждан Российской Федерации, статусы граждан отдельных ее составных частей (часто противоречащих друг другу) и статусы граждан независимых - ныне государств — членов СНГ;
д) деформированность правового положения личности в связи с процессами суверинизации, межнациональными и региональными конфликтами; в ряде бывших советских республик приняты дискриминационные акты, нарушающие права некоренного населения; появились значительные группы людей вообще без четкого правового статуса (беженцы, мигранты, перемещенные лица); не найдено оптимального сочетания прав человека и прав народов; права человека нередко ставятся ниже права на суверенитет;
е) изменение экономической основы статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, неравенство, проявление рынка труда, безработицы, предпринимательства; экономика больше не является надежным базисом благосостояния личности, занятости населения;
ж) дестабилизация правового статуса в результате происходящих в обществе катаклизмов и неурядиц;
з) воздействие на правовой
статус таких нравственно-
4. Основные теории происхождения права.
Уже тысячелетия
люди живут в условиях
государственно-правовой
правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному
отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Теории происхождения права:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
- насилия,
- психологическую,
- расовую,
- материалистическую (классовую) теории.
Теологическая или божественная теория :
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
Патриархальная теория:
Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"