Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

 

1.            Проблема объекта и предмета  теории государства и права.

В зависимости  от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Объект науки - те явления, которые она изучает. Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте.

Объект  ТГП - ГиП, гос-правовые явления. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования ГиП. Она как бы вычленяет ГиП из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае ГиП рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью.

Различают общие закономерности возникновения, развития и функционирования ГиП, присущие ГиП как общественным явлениям и изучаемые философией, социологией, общественными науками. ТГП опирается на эти данные. Поскольку ГиП специфические общественные явления, то у них есть свои специфические закономерности (присущи лишь ГиП) их и изучает ТГП.

Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет ТГП это динамичная категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают выделить из ТГП, отдельные науки типа: т. государства, т. права, социология права, философия ГиП, и т. д.

Предмет ТГП - государственно-правовая действительность, общие и специфические объективные закономерности её развития, на основе познания и использования которых разрабатываются фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для отраслевых юр наук.

Особенность предмета ТГП - ГиП исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга соц институты.

Необходимо также заметить, что предмет ТГП постоянно эволюционирует. Не сама наука определяет предмет своего исследования, а соц-полит действительность диктует ей то, что необходимо исследовать и как нужно исследовать. Явления ГиП всегда рассматривались в науке ТГП с учетом определенных идеологических установок (пусть даже неофициальных) и с конкретной полит позиции. Так, например, в советский период в науке ТГП ГиП рассматривались с марксистско-ленинской концепции, существовали такие понятия как "государство диктатуры пролетариата", "государство всеобщего благоденствия" и т.д. В настоящее же время на первый план выдвигаются концепции правового и соц государства с признанием принципа закрепления естественных прав и свобод граждан как основополагающего и начального.

Нет однозначности  мнения по вопросу о структуре в правовых кругах. Алексеев С. С. - ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей:

1) Философия права - состоит из методологических проблем правоведения.

2) Социология права - вопросы эффективного действия законодательства, условия и 
причины правонарушений, соц структура и уровни правового сознания населения.

3) Специально-юр теория - включает в себя: проблемы источников права, классификацию 
юр норм, юр фактов, коллизии норм, приёмов, толкования, применения юр норм.

Алексеев: "Данная структура  носит условный характер, это общие  направления в рамках единой науки, а не отдельные части".

В учебниках можно  найти следующую структуру ТГП:

Теория  государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

Теория  права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д. Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода       2) объекта изучения.

 

 

2.            Понятие методологии теории государства  и права. Классификация научных  методов исследования государства  и права.

Общая характеристика методологии ТГП.

Методология- это учение о методах, принципах познания чего-либо.

Различают общий метод, присущий всем наукам, т. к. в его  основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, и частные. Общий метод- это метод материалистической диалектики. Частные характерны для  отдельных наук. Метод материалистической диалектики является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.

При изучении права метод  материалистической диалектики проявляется  в том, что государство и право  рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, различными условиями жизни общества. Во-вторых, они тесным образом связаны с другими социальными явлениями. В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Метод материалистической диалектики применяется в юридических науках в совокупности с частными (специальными) методами.

К основным специальным  методам ТГП относятся:

1. Сравнительный. Он  предполагает сопоставление государственно-правовых  понятий, явлений и процессов  и выяснение между ними сходства или различий.

2. Социологический - исследование  государства и права на основе  фактических данных  государствоведения  и правоведения.

3. Формально-юридический.  Его обычно связывают только  с изучением права. Применение  этого метода ведет к формированию в правоведении и государствоведении направления, которые называются догмой государства и права. Это составная часть ТГП.

4. Логический. Включает  средства и способы логического  изучения и объяснения права.  Основан на формах мышления  и законах формальной логики. Кроме этих методов в ТГП используются и другие специальные методы изучения права: моделирования, кибернетический метод и другие.

 

- специальные методы: статистический, социологический, математический, структурно-функциональный и др.;

- частные методы правовой  науки: формально-юридический, сравнительного  правоведения, технико-юридический  и др.;

Основные принципы общетеоретического исследования права и государства:

- историзм предполагает, что государство и право характеризуются  как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития;

- объективность означает  стремление к получению максимально  достоверной информации об изучаемых  явлениях, при этом влияние субъективных  факторов, по возможности сводится к минимуму;

- универсализм заключается  в том, что ТГП изучает общие  закономерности развития ГиП  , безотносительно к какой-либо  конкретной государственно-правовой  системе;

- плюрализма закрепляет  «право на жизнь» различных  идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения;

 

  1. Юридический и фактический статусы личности.

 

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке  как юридически закрепленное положение  личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Специальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, но он не носил правового характера.

 

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с  помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с того, что человек признается субъектом действующего в обществе права и наделяется при этом особым качеством — праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения.

 

Как известно, в истории  развития цивилизации далеко не все люди признавались субъектами права (например, рабы) или признавались лишь частично (крепостные). В современных развитых государствах все граждане являются полноправными субъектами права, это вытекает из международных пактов о правах человека. Правовой статус создается в результате всего набора юридического инструментария, находящегося в распоряжении официальной власти. Он аккумулирует в себе так или иначе все правовые явления и выступает одним из ключевых элементов правовой системы. При этом роль синтезирующего начала в нем играет сама личность.

 

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации  характерны следующие особенности:

 

а) крайняя его политизированность, неустойчивость, подверженность социальной конъюнктуре, компромиссам; положение отдельных профессиональных слоев населения корректируется в административно-волевом порядке в зависимости от ситуации (например, шахтеров, врачей, учителей, военнослужащих и др.); от накала требований меняется социальная пирамида; положение одних социальных групп улучшается, других — ухудшается;

 

б) слабая государственная  защищенность, неспособность официальных  властных структур надежно обеспечить интересы личности, ее права, свободы, честь, достоинство, безопасность; отсутствие четких и эффективных правоохранительных и гарантирующих механизмов;

 

в) утрата правовым статусом многих качеств единства, объединяющих начал (в силу распада союзной  государственности, общего нормативно-правового  пространства, дезинтеграции существовавших ранее связей и отношений, централизованного законодательства);

 

г) множественность (плюрализм) статусов, их несогласованность: вместо единого для всех базового статуса  гражданина СССР возникли статусы граждан  Российской Федерации, статусы граждан  отдельных ее составных частей (часто противоречащих друг другу) и статусы граждан независимых - ныне государств — членов СНГ;

 

д) деформированность  правового положения личности в  связи с процессами суверинизации, межнациональными и региональными  конфликтами; в ряде бывших советских республик приняты дискриминационные акты, нарушающие права некоренного населения; появились значительные группы людей вообще без четкого правового статуса (беженцы, мигранты, перемещенные лица); не найдено оптимального сочетания прав человека и прав народов; права человека нередко ставятся ниже права на суверенитет;

 

е) изменение экономической  основы статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное  расслоение, неравенство, проявление рынка  труда, безработицы, предпринимательства; экономика больше не является надежным базисом благосостояния личности, занятости населения;

 

ж) дестабилизация правового  статуса в результате происходящих в обществе катаклизмов и неурядиц;

 

з) воздействие на правовой статус таких нравственно-психологических факторов, как потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям, инерция старых идей и взглядов, брожение умов, социальный дискомфорт и неуверенность в своем будущем.

 

4.            Основные теории происхождения права.

 Уже  тысячелетия   люди   живут   в   условиях   государственно-правовой действительности. Они являются  гражданами  (или   подданными)  определенного государства,  подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия  с

правовыми предписаниями  и требованиями.  Естественно,  что  еще  в  глубокой древности  они  стали  задумываться  над  вопросами  о  причинах   и   путях возникновения права.  Создавались  самые  разнообразные  теории,  по-разному

отвечающие  на  такие  вопросы.  Множественность  этих  теорий   объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их  авторы, разнообразием идеологических и философских позиций,  которые  они  занимали.

 

Теории происхождения  права:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия,

- психологическую,

- расовую,

- материалистическую (классовую) теории.

Теологическая или божественная теория :

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

Патриархальная  теория:

Патриархальная  теория происхождения права берет  свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного  развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"