Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Признаки права, характеризуют  его как специфическую систему общественных отношений.

 

 

1 признак – нормативность.  Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими  формами социального регулирования  - нормативностью, обычаями. Право, которым  располагает каждый человек или  юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что “в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения”. Нормы права следует рассматривать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права -–произвол и беззаконие.

Говоря о системе  норм, нормативности права как  об одной из важнейших его особенностей и черт, следует отметить, что  нормативность вовсе не означает, по мнению ряда авторов, ограниченности или “замкнутости” права одними только нормами - правилами поведения. Помимо норм и наряду с ними право должно включать в себя, с их точки зрения, также и другие структурные элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъективных прав граждан.

 

 

2 признак – формальная  определенность. Предполагает закрепление  правовых норм в каких-либо  источниках. Нормы права официально  закрепляются в законах, иных  нормативных актах, которые подлежат  единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права  и индивидуальных юридических решений  четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность  граждан и организаций.

 

 

3 признак – системность.  Право представляет особо сложное  системное образование. В настоящее  время в свете новых подходов  к пониманию права особую значимость  приобретает деление его на  три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право.

Естественное право, состоящее  из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного  права – право человека или  возможности, которые общество и  государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей.

Смысл социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы  они получали официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права.

Основной смысл правового  регулирования заключается в  трансформации естественного права  в субъективное право, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведение естественного права в закон. Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.

 

 

4 признак – интеллектуально  - волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при “участии” сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

 

 

5 признак – обеспеченность  возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм.

Попытки произвольного, умозрительного “конструирования”  отдельных правовых актов или  системы норм неизбежно ведут  к негативным или же к непредсказуемым  последствиям.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о “санкционировании”, т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

 

 

8.            Проблема сущности права.

Сущность  права - сложное понятие. Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако, если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности .

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей  ответить на следующие вопросы: чьи  интересы обслуживает в первую очередь  данный регулятор, какие функции  осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право  может использоваться в различных  целях как средство первоочередного  удовлетворения потребностей тех или  иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно  выделить и соответствующие подходы  к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как  система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную  в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право  как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными  выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие  интересы будут доминировать в законах  и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать и любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть значение права  для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством:

регулирования общественных отношений (придает действиям людей  согласованность, упорядоченность, уверенность);

защиты существующего  общественного строя (устанавливает  меры

(юридической ответственности  за общественно опасные и вредные деяния);

обновления общества, фактором его прогресса (содействует  развитию тех социальных связей, в  которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем  современности (оборонных, экологических  и т.п.);

определения меры свободы  личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

 

 

9.            Принципы права: понятие и классификация.

Принципы права: понятие, роль

Принципы права представляют собой  основные идеи, исходные положения  или ведущие начала процесса его  формирования, развития и функционирования.

Отражаясь прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю  правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Они характеризуют  не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права выступают в  качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Вполне очевидно различие принципов, например, современного романо-германского  права, охватывающего собой страны, в которых юридическая наука  и практика сложились исключительно на основе римского права и мусульманского права, сложившегося на основе мусульманской религии.

Принципы права не всегда лежат  на поверхности. Однако они присущи  праву любой страны. Как правило, они или же закрепляются прямо  в законодательных актах (статьях, преамбулах конституционных и обычных законов) или же вытекают из содержания конкретных правовых норм.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.

 

 

 Виды принципов  права

Так, в зависимости  от типа права они классифицируются на принципы права, свойственные рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и  социалистическому праву. Выделяются также принципы, свойственные праву, переходному от одного типа к другому.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные  и специально-юридические.

Строго говоря, специально-юридические  принципы права - это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

К специально-юридическим  принципам права обычно относят:

1) принцип общеобязательности  норм права для всего населения  страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;

2) принцип непротиворечивости  норм, составляющих действующее  право, и приоритет закона перед  иными нормативно-правовыми актами;

3) принцип подразделения  права на публичное и частное,  на относительно самостоятельные отрасли и институты;

4) принцип соответствия  между объективным и субъективным  правом, между нормами права и  правовыми отношениями, между  правом и его осуществлением;

5) принцип социальной  свободы, равенства перед законом  и судом, равноправия;

6) принцип законности и юридической гарантии прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"