Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государственного управления"
1.Управ-е гос. и политич.: сущность и трактовки
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно управленическому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Управление политическое - основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации.
Политическое управление осуществляется за счет ряда мероприятий. Это управление в общем имеет следующую структуру: принимается политическое решение, организуется его выполнение и контроль за выполнением; в случае неподчинения решению ответственные лица или структуры подвергаются наказанию. Политическое решение может иметь форму либо приказа, либо закона, обязательного для тех или иных институтов.
2. Функции и методы гос. Упр-я.
Государство как
универсальная организация
Функции
государства отражают основные направления
его деятельности,
выражают сущность и назначение государственного
управления общественными делами.
К внутренним функциям относятся:
экономическая – защита и регулирование экономической
системы, выработка стратегии и тактики
экономического развития страны, реализация
экономической политики;
политическая – регулирование отношений между социальными группами и гармонизация их интересов, обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство;
социальная – обеспечение социального
развития общества, определение социальной
политики, обеспечение нормальных условий
жизнедеятельности всего общества, регулирование
отношений между гражданами по поводу
их места в обществе, социальная защита
малообеспеченных слоев населения и т.
д.;
нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых
документов, регулирующих всю общественную
жизнь;
экологическая – регулирование деятельности людей в области использования и охраны окружающей среды.
Внешние функции – это основные направления
деятельности государства на международной
арене: защита государства от внешней
угрозы и военной агрессии, дипломатическая, внешнеэкономи
Любой вид управленческой деятельности
предполагает осуществление универсальных управленческих
функций, которые реализуются во всех
видах управленческой деятельности и
на всех этапах управленческого процесса
– это целеполагание, принятие решений,
организация их исполнения.
Методы ГУ
Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется некое воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.
Административно-
Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежно-кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат законодательству. То есть они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство.
Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей (политическая агитация, пропаганда; использование СМИ; личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами; различные виды индивидуального поощрения; продвижение по службе; нравственное осуждение).
С помощью социально-
3.С-ты и О-ты ГУ
Субъект государственного управления – это органы государственной власти, выделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства. Опираясь на волю общества, выраженную в силе власти и закона, они разрабатывают и принимают государственные решения различных уровней, организуют их исполнение и контроль. В составе субъекта государственного управления – общественно-политические организации и объединения, которые участвуют в разработке прогнозов и проектов решений, политических программ, реализуемых государственными институтами.
Объектом
государственного управления признается вся система общественных
отношений, образующих целостный социальный
организм – общество,а также различные
стороны деятельности социально—культурных
и иных учреждений, предприятий и их объединений
(акционерные общества, холдинговые компании,
финансово—промышленные группы, естественные
монополии, закрытые административно—
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой—либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции.
4. Соврем.науч.школы и направления ТГУ
Американские ученые считают, что наука ГУ и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Особую роль в развитии современной школы государственного администрирования в США сыграли труды Г.Макгрегора, Герцберга, Р.Лайкерта. После II мировой войны окончательно оформилось экономическое направление. В отличие от социологов, делавших ставку на изучение культурных традиций, экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Один из его представителей Б.Барри – разработал концепцию «экономического типа» государственной власти, когда властные отношения в обществе рассматриваются в понятиях «выигрыш-потеря». Он полагает, что властные отношения возможны, только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, ибо располагает большими возможностями достичь желаемого ценой минимальных убытков. Новым направлением в области ГУ является и «организационная кибернетика» (С.Биэр), центральным понятием которой провозглашена «балансирующая система»(такая система, которая способна реагировать на изменения окружающей среды и соответствовать ее сложности). По мнению Биэра, подобные системы должны обеспечить 5 функций: организационную, координационную, контроль, сбор и обработку информации, разработку политики.
Достижением французской школы административного ГУ можно считать разработку институциональной концепции государства, которая сменила понимание государства как юридического лица. Государство стало рассматриваться как институт, в котором воплощается власть.
Немецкая школа ГУ в настоящее время занимает лидирующее положение в Зап. Европе. Концепция «социального государства» Л.Эрхарда до последнего времени весьма существенно влияла на систему государственного администрирования в Германии. В рамках данной концепции закреплена определяющая роль государственного управления в развитии общества, а все группы населения подчиняются общему благу и поддерживают существующий социальный строй.
5.Осн.ТГУ в пер.пол.19 нач. 20в.: Вебер, Вильсон
Профессор и
будущий президент США В.
Именно В. Вильсон предложил модель «административной эффективности», основой которой стало использование в государственном управлении методов организации управления бизнесом, равно как и обоснование необходимости высокого профессионализма в системе государственного администрирования. По его мнению, задача государственной администрации состоит, в первую очередь, в оперативном и компетентном проведении в жизнь (реализации) решений политических лидеров.
В работах Вебера,
Вильсона были высказаны и разработаны
две основополагающие идеи научной теории
государственного управления: 1) для реформирования
аппарата управления необходимо его хорошо
знать и, соответственно, изучать с научных
позиций; 2) аппарат государственно-
6.Осн.ТГУ в пер.пол. 20в: Кейнс, Файоль
Кейнс критиковал существующую капиталистическую сисиему за периодические кризисы, за безработицу, пороки современного политического общества. Предположил усилить роль государства как регулятора отношений. Только в кризисных ситуациях повышается роль государства. Расширить использование инвестиций, снизить банковский %; нужно выпустить в обращение дополнительные деньги (допустить умеренную инфляцию); урегулировать ставки налогооблажения.
Анри Файоль Сформулировал теорию администрирования. «Управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать, вырабатывать программу действия". Сформулировал 14 принципов управления:
разделение труда
- право принуждать своим распоряжением
-дисциплина и повиновение
-единство распорядительства
-единство руководства
-подчинение частных интересов интересам организации
-справедливое вознаграждение персонала
-централизация
-строгая иерархия руководящих должностей
- четкое определение полномочий работника
-сочетание благожелательности с правосознанием
-постоянство состава персонала
-инициативность работников
-единение персонала
7. Основные теории государственного управления в первой половине XX века.
Главное внимание Файоль уделял самому процессу управления, который рассматривал как функцию администрирования, призванную помочь административному персоналу в достижении целей организации.
В основе концепции Файоля лежит положение о том, что на всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, а второй – отношения людей в процессе труда. Файоль сознательно ограничил свои исследования на втором «организме». Файоль дал определение понятию «управление»: управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Особое внимание Файоль уделял разработке основных, индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень таких качеств: здоровье; ум и интеллект; хорошее образование; способность управлять людьми; знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия; подлинная компетентность в деятельности конкретного предприятия
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государственного управления"