Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государственного управления"
43. Политическая
культура и государственное
Понимание политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран). Особой "ложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти;т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам, либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития). Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
44. Государственное
управление и процессы
процесс глобализации- интеграция рынков, капиталов, технологий.. Сторонники свободного рынка видят в глобализации нечто новое и прогрессивное определяют ее как своего рода новый мировой порядок, обладающий определенными атрибутами и характеристиками.С культурной точки зрения современная глобализация есть не что иное, как американизация,т.е. процесс, подобный в свое время романизации Западной Европы и Средиземноморья, исламизации Средней Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и Испании арабами, а также русификации Восточной и Центральной Европы и части Евразии Советским Союзом. Однако, по мнению тех, кто видит в глобализации суть происходящих в современном мире изменений, ее отличием является то, что она охватывает все регионы. Главным «оружием» глобализации является скорость — скорость совершения торговых сделок, путешествий, связи, инноваций. Шумпетер, в своей работе «Капитализм, социализм и демократия» доказывал, что сущностью капитализма является процесс «креативного разрушения», т.е. постоянной замены старых и менее эффективных товаров или услуг новыми более эффективными.. Глобализации присуща своя структура власти, которая намного сложнее той, которая существовала в период холодной войны. В ее основе лежат три баланса, которые взаимодействуют между собой. Первый — традиц-ный баланс между суверенными гос-вами. Второй — баланс между государствами и глобальными рынками. Третий баланс —баланс между отдельными лицами и государством. Глоб-ция, уничтожив многие барьеры и превратив мир в совокупность разнообразных сетей, дает больше прямой власти отдельным лицам, нежели когда-либо в истории. Глоб-ция привела к еще большему социальному расслоению, росту безработицы, деиндустриализации, сворачиванию социальных программ в странах третьего мира и тех государствах, где осуществляются попытки строительства рыночной экономики, и т.п. Растут бедность, неграмотность, заболеваемость. По мнению Рамона, глобализация не имеет ничего общего с прогрессом. Ее единственным мотивом является получение быстрой прибыли.. Опасность идеологии глобализма — и в том, что она стремится убедить всех в истинности только ультралиберального пути в экономике, а следовательно, и в политике. Тенденции, связанные с глоб-цией, которые сохранились и оказывают существенное влияние на деят-ть, как национ-ых правительств, так и междунар. орг-ций: во-первых, это сохранение низкого в среднем жизненного уровня в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Во-вторых, в большинстве случаев слабость государственного управления, его неэффективность. Чиновники недостаточно квалифицированы и не имеют материальных стимулов для профессионального роста; средств для социального сектора и программ развития не хватает;многие страны страдают от большого долгового бремени.
45. Роль информации в государственном управлении.
Информация – отчужденное знание, выраженное на определенном языке в виде знаков алфавита, записанное на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации (опубликованное).
В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений, особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений.. Информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений. Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:
-краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
-удовлетворение
потребностей конкретных
-точность и
достоверность, правильный
Получаемая информация о ситуации принятия решений должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения.
Целесообразным при получении и обработке информации о ситуации принятие решений является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия решений.
46. Управленческая элита и проблемы кадровой работы.
Формирование
политической элиты как высшего
кадрового состава
Для обновления общества должна быть создана новая философия кадровой работы, где отличительными чертами являются гуманизм и демократичность, законность и реалистичность, открытость и коллегиальность, социальное партнерство и нравственность. Элитная инженерия — это особая система кадровых отношений, создающая благоприятные условия для выдвижения на высшие посты наиболее талантливых и образованных людей, способных на реальное лидерство . Не происхождение, богатство и положение семьи, не близость к рычагам распределения, не идеологическая конъюнктура, а личные заслуги и конкретный вклад в дело должны стать главным критерием продвижения в правящую элиту демократического общества. Только "здоровая" и цивилизованная элита в тесном контакте с деятелями науки и культуры, в союзе с теми, кто добился высоких достижений в экономике, сможет овладеть "инновационным ключом" к будущему ; .
Рекрутирование элит. Рекрутирование — вербовка, набор новобранцев в армию, комплектование личным составом. Ранее рекруты служили при воинских частях и на определенной территории поддерживали необходимый личный состав для армии. В настоящее время рекрутирование — это деятельность по созданию условий для заполнения вакансий в организации (работодателе) компетентными специалистами, соответствующими необходимым требованиям.
Качество элиты во многом зависит от принципов и технологий ее формирования. Кадровое рекрутирование и политическая социализация — это вовлечение людей в активную политическую жизнь и государственно-управленческую деятельность, посредством которого формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений .
В стабильных политических системах рекрутирование элиты осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами, традициями, чем обеспечивается периодическое обновление состава элиты. В нашей реальности в условиях разрушения политического и социального укладов общества, социально-экономической и политической нестабильности можно говорить о трансформации и смене элит. В данной ситуации возникает много вакансий, нередко заполняемых с нарушением демократических и научных принципов кадровой работы, законов и норм. Желание занять элитные позиции стимулируется стремлением к высокому статусу, престижностью, возможностями властной управленческой деятельности, привилегиями, в том числе материальными. Однако возникает задача обеспечения соответствия квалификации "новобранцев", их моральных и деловых качеств возникающим проблемам общества. В данной ситуации принципы рекрутирования элиты имеют исключительную важность для политической системы. Они способствуют ее укреплению либо разрушению. Подлинно демократическая политическая система создает реальные возможности для каждого гражданина достичь положения, позволяющего ему считаться членом правящей элиты.
Элементами системы рекрутирования элиты являются: социальные источники поставки кандидатов в элиту; механизмы управления отбором и круг лиц, его осуществляющий; каналы и система стимулирования продвижения по иерархической лестнице; процедуры отставки и социально-экономической защиты лиц, освободивших должности в системе власти. Качество элиты во многом зависит от качества социальных источников и способов ее формирования.
Тысячелетий опыт
свидетельствует о
Открытый тип рекрутирования элиты обычно основывается на отборе в соответствии с личными и профессиональными качествами человека. В данном случае превалирует принцип, позволяющий выдвигать самого умного, способного и честного. Однако практика показала, что существующие демократические политические системы пока не соответствуют в полной мере высоким критериям открытой элиты . Модель открытой элиты — скорее норматив, цель, которой они явно не достигли. Большая часть административного аппарата состоит не из избираемых, а назначаемых чиновников, и тут селекторат достаточно узок. Однако узость селектората не обязательно свидетельствует о слабой демократичности социально-политической системы. В данном случае важны критерии отбора, которыми руководствуется селекторат.
В связи с
этим современной Стране нужна новая,
соответствующая принципам демо
47. Понятия
бюрократии и бюрократизма. Проблемы
преодоления бюрократизма в
Бюрократия-1)система упр-я, в которой власть принадлежит чиновнич.админ-ции, без соотношения с массами. 2) чрезмерная забота о формальностях, в ущерб сущности дела. 3)независимость аппарата вл-ти от исполнителей и подавление инициативы отдельных частей орг-ции
Бюрократизм- совокупность качеств, свойств , признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управляющую систему.
бюрократизм включает в себя следующие компоненты:
-в политическом
плане - чрезмерное разрастание
и безответственность
-в социальном - отчуждение этой власти от народа, расширение слоя чиновников;
-в организационном
- концелярская подмена
-в морально-психологическом
- бюрократическая деформация
Проблема преодоления бюрократизма в Республике Беларусь.Бюрократизм- совокупность качеств, свойств , признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управляющую систему.Белорусская бюрократия имеет некоторые особенности. Белорусские чиновники, работая в условиях не всегда однозначного законодательства, вынуждены страховать себя от возможных ошибок и их последствий, перекладывая риски и ответственность на других чиновников либо на просителей. Происходит это путём требования огромного количества справок из других источников, затягивания решений даже по простым вопросам. В основе данного поведения лежит 2 фактора: 1)сложность, запутанность и непостоянство законодательства; 2) страх чиновников перед возможными последствиями, которые являются следствием пункта 1,и строгостью наказания за ошибки. То есть дебюрократизация должна сопровождаться наведением порядка в законодательстве и его правоприменении.
В сложном положении находятся сельские жители. Плохо развитая инфраструктура, удалённость ряда населённых пунктов от районных центров делают весьма затруднительным, а порой невозможным сбор необходимых справок и оформление документов. Справки и волокита отравляют жизнь практически каждого человека.Бюрократизм и волокиту разовыми мероприятиями не искоренить. Для этого нужна последовательная, системная и целенаправленная работа. В этой связи перед соответствующими госструктурами поставлена задача создать систему работы с гражданами по принципу ‘’одного окна’’, при которой не человек ходит по кругу за справками , а соответствующие инстанции и учреждения работают на него, предоставляя возможность получить весь перечень необходимых документов, придя всего два раза- заказать справки и забрать их.
48. Проблемы
государственного управления
Бюрократия-1)система упр-я, в которой власть принадлежит чиновнич.админ-ции, без соотношения с массами. 2) чрезмерная забота о формальностях, в ущерб сущности дела. 3)независимость аппарата вл-ти от исполнителей и подавление инициативы отдельных частей орг-ции. Маркс- в основе бюр-тии лежит стремление верхов подчинить работу орг-ции сохр. своего господ-ва.Черты- формализация, бездумие,бюрокр. произвол.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государственного управления"