Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государственного управления"
"Организовывать" означает располагать людей в пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество.
В итоге можно утверждать, что когда произносится термин "управляющее воздействие", то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.
15. Должность в государственной службе.
Но говорить о государственной службе позволяет осуществление не любой должности, а только осуществление государственных должностей, к ним относятся только должности в органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РБ, в иных государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Все государственные должности можно подразделить на три категории:
1) государственные должности категории А: должности, установленные Конституцией РБ, законами (Президент РБ, Председатель Правительства РБ, председатели палат Парламента, депутаты, министры, судьи и др.);
2) государственные должности категории Б: должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А;
3) государственные должности категории В: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Статус лиц, занимающих должности категории А, отличается большим своеобразием и регулируется Конституцией РБ, отдельными законами. Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этих лиц к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности группы Б и В.
Государственная служба может подразделяться на государственную службу в законодательных органах власти, исполнительных, судебных органах, а также в органах прокуратуры.
16. Местное управление как разновидность государственного управления.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.
17. Целеполагание в государственном управлении.
Целеполагание - процесс определения целей. Это идеальный образ того что, предполагается достичь через ГУ. Целеполагание позволяет сосредоточить и рассредоточить ресурсы для достижения цели, ставить вопрос о создании новых ресурсов. Целеполагание воплощается ч/з: - гос. политика, - планы соц-экономического развития, - целевые программы, - текущие планы, - бюджет страны. Чтобы механизм управления пошёл надо чтобы цель которую мы ставим, дала нам определённое представление чего мы идеально должны достичь. Целеполагание - обязательный образ действий и общества в целом и каждого человека, это значит, что не только коллектив в целом знает, но и каждый член коллектива знает о целях управленческого процесса. Сложность управленческого процесса состоит в необходимости отобрать цели. Нужно выделить из большого множества целей те, которые явл. наиболее важными, и те кот.явл. второстепенными. Надо уметь сопоставить цели. ГУ должно обязательно достичь цели. В этом авторитет гос-ва, смысл гос-ва. Когда сформированы цели отражающие общественную необходимость они должны быть переложены на понятный язык управления и управляющего воздействия. Цели должны быть изложены так чтобы каждому звену, каждому человеку было понятно, что ему делать? С кем он должен координировать свои действия? Чтобы не совершить противоречивые действия. В этом смысле управляющее воздействие должно иметь точную цель и точное направление и реально вызывать движение к этой цели. Потребность управл. возникает при определенном количестве людей. Чтобы группа совершила какие-то скоординированные поступки нужно не только поставить общие цели, но и поведение всей группы подчинить этой цели. Для выработки цели необходимо иметь: •источником цели явл. положительная ситуация в общ-ве, т.е. не идеи верхов, а цели должны исходить из потребности низа, населения; • цели должны быть сформулир. открыто, люди должны четко понимать о чем идет речь; • цели д. быть выстроены иерархично. Решение одной цели должно способствовать реализации др.; •Должно быть выстроено «древо целей» (центральные, определяют явление стратегич.цели, кот.разворачивается в оперативные и тактические действия).
18. Государственная
власть и государственное
19. Функциональное
основание государственного
Функциональное основание ведет к формированию государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Это позволяет под каждую из реализуемых функций управления подобрать высокопрофессиональный аппарат специалистов. В то же время данное основание порождает очень сложную проблему межфункциональной координации, которая ограничивает достоинства специализированного ведения отдельных функций управления.
20. Государственный орган как системообразующий элемент государственного управления.
.Гос. орган — это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями. Государственный орган также характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью. В процессе развития общества возникает потребность в регулировании наиболее важных общественных отношений, в учете, защите общества, а значит, появляется необходимость существования специального аппарата гос-ва, предназначенного для осуществления определённых задач и функций. Гос. орган является начальным и основным звеном гос. управления. Это система органов, поэтому гос. орган имеет определённость и она состоит в том, что гос. орган определяется в своей компетенции, он должен иметь точное место в системе управления, должен обладать необходимыми средствами, полномочиями для выполнения своей функции, должна быть чётко определена горизонтальная и вертикальная соподчинённость с др. органами. Это первичное звено управленческой работы. Совокупность гос. органов в целом выполняет управленческую задачу. Им присущ ряд признаков: 1) все органы гос. власти создаются на основе К. и законов, 2) у каждого из них есть своя сфера деятельности и свой объем полномочий, 3) каждый орган гос. власти реализует свои полномочия методами, определенными законодательством, 4) все органы гос. власти составляют единую систему. В рамках этой системы, обладая различными полномочиями и собственной областью деятельности, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед гос-ом. Признание гос. органа в качестве системообразующего элемента организационной структуры ГУ требует специального рассмотрения типовых внешних взаимосвязей, формирующих его внутреннюю организацию.
21. Стратегический
уровень государственного
В «древе» целей ГУ особое место занимает их стратегический уровень. Стратегия — наиболее сложное и ответственное целеполагание, от которого очень многое зависит в организации и функционировании системы ГУ. Стратегия есть наука, искусство и опыт осуществления крупных, масштабных операций, преобразований, реформ и иных действий, призванных качественно изменить сложившееся положение, состояние общественных дел, ситуацию в важной отрасли деятельности, соотношение сил в противоборстве определенных интересов. Главное в стратегии — направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние. Цель гос. управления – это идеальная модель того, чего нужно достичь. Стратегические, оперативные, тактические, временные – цели, которые составляют древо целей. Управление не может быть без стратегии. Хар-ые черты стратегического уровня ГУ: 1 - учет многообразия определенных и неопределенных условий и факторов (территория, население – погодные условия); 2 - охват значительного исторического времени действия — 5, 10,лет и более; 3- вовлечение в анализ и оценку многих и разнообразных преобразуемых явлений, отношений и процессов; 4- системное и иерархическое построение «древа» целей, в котором реализация одних целей обеспечивает осуществление других; 5- ориентация на комплексность и многообразие используемых ресурсов, в том числе на создание новых ресурсов; 6- формирование системности управленческих решений и действий; 7- установление жесткого контроля движения по реализации поставленных целей; 8- обеспечение открытого, адаптационного хар-ра планирования управленческой деят-ти, способствующего осуществлению стратегии. В ГУ его стратегия, выражающая основные направления и тенденции развития общества, должна быть представлена публично, нормативно закреплена и распределена по субъектам и объектам ее реализации.
22. Государственная служба в Республике Беларусь: основные положения.
Гос. служба - это профессиональная деятельность лиц, занимающих гос. должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации гос.-властных полномочий и обеспечения выполнения функций гос. органов. Гос. служба основывается на принципах: 1-верховенства К. РБ; 2- служения народу РБ; -законности; 3- приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; 4- гуманизма и соц. справедливости; 5- гласности; профессионализма и компетентности гос. служащих; 6- подконтрольности и подотчетности гос. служащих и т.д. Гос. служащий имеет право на: а- принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; б- получение в установленном порядке от граждан, гос. органов, иных организаций инфы и др. материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; в- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета; г- повышение в должности, классе гос. служащего и т.д. Обязанности: 1- поддерживать конституционный строй РБ; 2- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; 3- соблюдать ограничения, связанные с гос. службой; 4- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; 5- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; Не имеет права: 1) - заниматься предпринимат. деятельностью лично или ч/з доверенных лиц; 2)- принимать участие лично или ч/з доверенных лиц в управлении коммерческой организацией; 3)- занимать др. гос. должности; 4)- принимать участие в забастовках; 5)- заниматься в рабочее время др. оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем. Право на поступление на гос. службу имеют граждане РБ, достигшие 18 лет, владеющие гос. языками. Основания для прекращения гос. службы: - несоблюдения ограничений, связанных с гос. службой; - разглашения сведений, составляющих гос. секреты; - нарушения требований законодательства при приеме на гос. службу; - отставки; - грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на гос. службе; - вступления в законную силу обвинительного приговора суда; - прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты.
23. Взаимосвязь политики и управления.
Политика государства - это набор наиболее общих направлений национально гос. развития, определения основных путей такого развития. Политика господствует над упр-ем. Политика формирует правила распределения ресурсов. Сформированные ресурсы передаются в ГУ. ГУ только пользуется ресурсами. Суть в том, что именно политика формирует правило распределения ресурсов. Именно политика разрабатывает конкретную ресурсную базу страны. Сформированные ресурсы передаются в пользование государственного управления. ГУ не разрабатывает распределение ресурсов, оно только пользуется. Цели ГУ определяют политику. Политики закладывают прогноз, что должно произойти с обществом после реализации определенной программы. Управление тоже носит полит. характер. Потому что в рамках распределения, управления имеет право на внутренние перераспределение, перемещения. Это тоже политика. Поэтому политика и управление не разделены, они связаны между собой. В последнее время снижается роль властного фактора в политике. Суть политики не только в том, чтобы заставить, обязать общество, но в значительной степени в том, чтобы это было максимально согласовано, добровольно сделано. ГУ носит исполнительно-распорядительный характер. Судьи и прокуроры содействуют исполнению законов. Органы ГУ регулируют общественные отношения. Важнейшей особенностью ГУ является то, что оно соотносится с политикой. Деятельность государства политическая, но не все органы занимаются политикой. Политика озадачивает гос. органы. Разрабатывает программу деятельности гос. органов. Политика без гос. органов не может реализовывать себя. Политика определяет распределение всех ресурсов. Управление реализует их.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государственного управления"