Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:57, шпаргалка
Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы к ним пр предмету "Римское частное право"
3. Периодизация РЧП.
В политическом
отношении римская история
• Царский период (VIII-VI в.в. до н.э.)
• Период республики (V-I в.в. до н.э., а именно: ранняя
республика – V-III в.в. до н.э., и поздняя республика – II- I в.в. до н.э.);
• Период империи (I-V в.в. н.э.). Императорский период в свою
очередь делится на период принципата (I-III в.в. н.э.), при котором
власть императора не передавалась по наследству, монарх (принцепс)
выбирался из состава Сената, власть императора была существенно
ограничена Сенатом; иначе говоря, это был период ограниченной
монархии. Вторая часть императорского периода – доминат (IV-V в.в.
н.э.), который представлял собой абсолютную монархию – власть
императора ничем и никем не была ограничена, власть передавалась по
наследству.
История римского права не совпадала с историей римского
государства. Так, в развитии РЧП можно выделить пять основных
периодов:
• Архаический (753-367 г.г. до н.э.);
• Предклассический (367-27 г.г. до н.э.);
• Классический (27 г. до н.э. – 235 г. н.э.);
• Постклассический (IV-V в.в. н.э.);
• Юстиниановский (527-565 г.г. н.э.)
Для каждого периода развития были характерны свои источники
права. Так, в архаический период преобладали нормы обычного права,
постановления народных собраний, в период цивильного права
(предклассический
– деятельность юристов,
преторские эдикты). В этот период вырабатывается понятие
справедливости (aequitas). Для классического периода характерен такой
источник как постоянный эдикт, затем – деятельность юристов. В этот
период развёртывается творческая деятельность юристов, она достигает
своего апогея. В постклассический период источниками права становятся
законы, императорские конституции. Юстиниановский период (период
компиляций Юстиниана) был отмечен процессом кодификации римского
частного права.
Для архаического периода характерны все признаки
патриархального общества – почитался культ предков, основу
мировоззрения составляли мифы. Первоначальные римские колонии жили
семьями, культ индивида поглощается культом коллектива, человек
мыслится как часть коллектива. С точки зрения правового сознания в этот
период начинает формироваться исконно римское право – цивильное
право, доступное только квиритам, чужестранцы не входили в систему
римского общества, а потому древнеримские нормы права на них не
распространялись. В этот же период произошло падение царского режима
(режима военной демократии), формируется институт магистратуры
(магистраты – должностные лица в Риме, обладающие судебными и
административными полномочиями).
В предклассический период на фоне проводимых Римом
завоеваний (Пунических войн) происходит становление новых форм
сделок, а также зарождается правовая наука. Отменяется ритуальности и
формализованность ряда сделок путём предоставления сторонам сделки
преторской защиты.
Для этого периода также
преторского права, что повлекло за собой отмену отживших институтов
цивильного права.
Классический период – это расцвет РЧП. В этот период
происходит формирование юридических школ, связанных с именами
Юлиана, Цельса, Гая Кассия Лонгина и т.д. Окончательно формируются
основные институты РЧП, совершенствуются и оттачиваются многие
юридические конструкции, которыми юристы оперируют до сих пор.
Постклассический период соответствует эпохе домината. В этот
период начинается политическое и экономическое разложение Римского
государства, что повлекло за собой и распад римской юриспруденции.
Основной источник
права – конституции
В Юстиниановский период была предпринята попытка
возрождения классической юридической культуры Рима, что повлекло за
собой начавшийся
и закончившийся процесс
права. Это, пожалуй, наибольшее достижение римских юристов в данный
период, что однако, не спасло Римское государство от вымирания.
Схематично историю Римского государства и римского права
можно представить следующим образом:
Царский период \ Республика \ Принципат \ Доминат
753 г. до н.э. 565 г. н.э.
Архаич. /
Предкласс. / Классич. /
Постклассич. / Юстиниан.
4. Обычное право и закон
Исторически первым источником права как и любом
раннеклассовом обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и
типичная в повседневном социальном поведении норма, которой
придерживается общество. Это некий общественный стандарт, который
передаётся из поколения в поколение, нередко сливающийся с
религиозными нормами. По содержанию обычаи представляли собой
нормы морали, а
значит, являлись первоначальными
общества о плохом и хорошем, добром и злом, и нарушение обычных
норм влекло за собой меры общественного воздействия. Примером обычая
могут считаться обычай кровной мести, принцип Талиона (воздаяние
равным за равное).
Обычай как древнейшая форма образования римского права
включал в себя:
• Обычаи предков;
• Обычная практика (обычаи, сложившиеся в
толковательной практике жрецов);
• Обычаи, сложившиеся в практической
деятельности магистратов.
Обычные нормы не закрепляются в письменной форме,
передаются из поколение в поколение, преемственность обычаев
осуществлялась с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено
хранение заветов предков. Но именно в обычаях была заложена идея
доброго и справедливого, что в дальнейшем предопределило понятие
права как "искусства о добром и справедливом", и вот почему нормы
обычного права в дальнейшем были письменно закреплены и
интерпретированы в законах.
Первым таким письменным кодексом, в котором были
сосредоточены обычаи, являлись Законы XII таблиц (451-450 г. до н.э.),
представлявшие собой источник национального римского права. Таблицы
представляли собой 12 деревянных или мраморных дощечек,
выставленных у входа в сенатскую курию. Нормы, закреплённые в
Законах XII таблиц, носят не казуистический, а общий характер, что
говорит о признаках юридических, а не религиозных норм в таблицах.
Нормы носят светский, а не сакральный характер. Но при этом язык
Законов XII таблиц весьма архаичен, а нормы – формальны и жестоки
(взять хотя бы обычай воздаяния равным за равное). К сожалению,
первоначальный текст таблиц не дошёл до наших дней и сохранился лишь
в отдельных отрывках в произведениях римских юристов. Но именно с
созданием Законов XII таблиц связывают формирование так называемого
обычного права – это совокупность обычаев догосударственного
общества, получивших
санкцию государства и
принудительной силой государства.
По мере расширения границ и укрпеления римского государства,
роста товарно-денежных
отношений обычное право
удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу
закону (lex). Закон – это первый письменный источник римского права,
принятый народным собранием.
Гай говорил: "Закон – это то, что народ повелел и постановил". Эта
формула отражает сущность закона – это только тот источник права,
который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон,
принятый единолично или с нарушением процедуры его принятия,
юридической силы не имеет.
Порядок принятия закона:
1. Магистрат разрабатывает проект закона и созывает народное
собрание.
2. Народное собрание принимает или отклоняет закон (но не
обсуждает). Принятие закона происходит в комициях, куриях, центуриях,
трибах.
3. Ратификация закона сенатом.
Виды законов:
• Плебисцит (это решения народных собраний плебса;
первоначально были обязательны только для плебеев, с 287 г. до н.э. – для
всего населения).
• Несовершенные (законы, не содержащие санкции);
• Законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и
объявлявшие его недействительным;
• Законы, устанавливающие угрозу применения санкций за
совершение юридических актов, не объявляя ничтожности данных
юридических актов.
Закон, в отличие от обычая, был письменно закреплённым
источником права, содержал в себе не нормы морали, а юридические
нормы, а значит и поддерживался принудительной силой государства, а не
просто мерами общественного воздействия.
Структура закона была троякой, что соответствует современному
построению правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция):
• Надпись (указание на имя инициатора закона и вид народного
собрания, принявшего закон);
• Содержание самого закона (правило поведения, которое
следовало исполнять);
• Санкция за неисполнение закона.
Изначально закон и обычное право сосуществовали вместе, но
постепенно закон вытеснил обычай и в период республики был основным
источником права.
6. Сенатусконсульты – это нормативные акты, издаваемые Сенатом
и представляющие собой речь императора, произносимую в Сенате.
Сенатусконсульты являлись основным источником права в период