Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:36, реферат
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.
Понятие и система местного самоуправления в России……………………2
Понятие местного самоуправления в РФ…………………………………..5
Принципы местного самоуправления………………………………………8
Функции местного самоуправления………………………………………..11
Органы местного самоуправления…………………………………………13
Гарантии местного самоуправления в РФ………………………………..15
Использованная литература……………………………………………………20
Содержание
Использованная
литература……………………………………………………
1. Понятие и система
местного самоуправления в
Конституция
Российской Федерации (ст. 12) закрепляет
один из важнейших элементов основ
конституционного строя - местное самоуправление,
которое выступает
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.
Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).
Следует
отметить, что современная организация
местного самоуправления создается
в нашей стране не на пустом месте.
Впервые местное самоуправление
было сформировано в ходе реализации
городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.).
Принципиальные начала городского самоуправления
были закреплены в Грамоте Екатерины
II на права и выгоды городам Российской
империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее
развитие в Городовом положении
1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся
традиционно в России на уровне сельских
общин, получило законодательное оформление
при проведении земской реформы.
В Положении о губернских и
уездных земских учреждениях (1864
г.) достаточно последовательно
Местное самоуправление в России, его система, принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Существенный
вклад в возрождение местного
самоуправления, регламентацию его
сущности, организационных форм и
полномочий внесла Конституция России
1993 г. и принятый в развитие ее норм
Федеральный закон от 28 августа 1995
г. «Об общих принципах
Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление:
территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;
механизма местного самоуправления;
основных принципов местного самоуправления;
полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления;
гарантий осуществления местного самоуправления.
Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:
— городские и сельские поселения;
— части указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т. п.);
— совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа — волости, сельсоветы и т. д.).
Именно
эти перечисленные виды территорий,
отличающиеся во многом от официальных,
административно-
2. Понятие местного
Понятие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.
1. Местное
самоуправление можно
Европейская
Хартия местного самоуправления, принятая
Советом Европы 15 октября 1985 года, в
статье 2 устанавливает, что принцип
местного самоуправления должен быть
признан в законодательстве страны.
Российская Конституция признает и
гарантирует местное
Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление централизованной системы управления, закрепление иных (чем в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов.
2. Местное
самоуправление - это и право граждан,
местного сообщества (населения
данной территории) на самостоятельное
ведение местных дел.
Местного
самоуправления в пределах его полномочий,
'берет на себя обязанность создавать
необходимые условия для их осуществления.
Данное право, принадлежащее населению
городских и сельских поселений
и реализуемое им непосредственно,
а также через органы местного
самоуправления, обеспечивается судебной
защитой, иными гарантиями, закрепленными
Конституцией РФ и федеральным
3. Местное
самоуправление можно
Таким образом, местное самоуправление - это система организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории'.
Местное самоуправление - это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
Прямое
волеизъявление граждан по вопросам
местного значения может осуществляться
путем проведения местных референдумов,
муниципальных выборов, собраний (сходов)
граждан, а также посредством
народной правотворческой инициативы
и обращений граждан в органы
местного самоуправления. Важно отметить,
что законодательством
Предусмотренное
законодательством
Местное
самоуправление в Российской Федерации
осуществляется через различные
формы и институты прямого
волеизъявления народа. В соответствии
с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и российским
законодательством местное
- путем референдума, выборов;
- через собрания, сходы;
- через
выборные и другие органы
Более того,
законодательством о местном
самоуправлении допускается возможность
образования органов
3. Принципы местного
Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления.
1. Самостоятельность
решения населением всех
В ст. 12 Конституции
РФ гарантируется, что местное самоуправление
в пределах свих полномочий самостоятельно.
Это значит, что органы местного
самоуправления наделяются компетенцией,
принадлежащей только им, свободны
в осуществлении своих
Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.
Вместе
с тем самостоятельность
2. Организационное
обособление местного
Информация о работе Система местного самоуправления в России