Система военных судов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование системы военных судов в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- определить место военных судов в судебной системе Республики Беларусь;
-- раскрыть понятие подсудности военных судов;
-- дать характеристику системы военных судов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….…5
2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ…………………………………….. 8
3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...…..14
3.1. Межгарнизонный военный суд……………………………………….……14
3.2. Белорусский военный суд………………………………………………....17
3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….25

Работа состоит из  1 файл

Судоустройство-2188-Военные суды.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)


25

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….…5

2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ…………………………………….. 8

3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...…..14

3.1. Межгарнизонный военный суд……………………………………….……14

3.2. Белорусский военный суд………………………………………………....17

3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь………....…..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….25

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

В понятие  правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина, демократии, рыночного хозяйства и т.п.

Идея господства права выражается в том, что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения, а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека  и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в Республике Беларусь представлена тремя видами судов: суды общей юрисдикции, хозяйственные суды и Конституционный суд. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.

Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Республики Беларусь.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.

Целью курсовой работы является исследование системы военных судов в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

-- определить место военных судов в судебной системе Республики Беларусь;

-- раскрыть понятие подсудности военных судов;

-- дать характеристику системы военных судов. 


1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Военно-судебные органы Республики Беларусь прошли долгий путь своего становления и исторического развития.

Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.

Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выпол­нять поставленные перед ними задачи только в том случае, если в них будет поддерживаться воинская дисциплина, законность и правопорядок. Этому призваны способствовать военные суды, которые по действующему белорусскому законодательству от­несены к судам общей юрисдикции.

Исторически военные суды представляют собой пер­вые специализированные органы правосудия в белорус­ской судебной системе. Своеобразие их правового стату­са заключается в следующем:

•       военные суды — часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательство о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

•       наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выпол­нение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисцип­лины и установленного порядка несения службы;

•       система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

•       обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде — общем для них высшем судебном органе;

•       рассматривают   дела   в   отношении   узкого   круга субъектов — лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из от­ношений военной службы.

При осуществлении правосудия военные суды действу­ют на основе того же законодательства, что и другие суды, вхо­дящие в судебную систему Республики Беларусь. Закон «О су­доустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», приня­тый 13 января 1995 г. регламентирует порядок образования и статус военных судов (ст.ст. 33-44). Какого-либо иного специ­ального нормативно-правового акта о военных судах нет.

В СССР военные суды назывались военными трибуна­лами. Их статус определяло общесоюзное Положение о воен­ных трибуналах, которое было принято в 1958 г., а 25 июня 1980г. была утверждена новая редакция этого Положения2. После образования Республики Беларусь военные трибуналы переименованы в военные суды.

Военные суды входят в единую систему общих судов и действуют в Вооружённых силах Республики Беларусь. Ранее они назывались военными трибуналами. Верхов­ный Совет Республики Беларусь Постановлением № 7 от 16 января 1992 г. переименовал военные трибуналы в военные суды и ввёл их в систему общих судов.

Правовой основой для военных судов является, кроме Конституции, закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», УПК, также Положение о военных трибуналах от 25 декабря 1958 г.

Военные суды руководствуются вышеназванным По­ложением о военных трибуналах от 25 декабря 1958 г. В соответствии с этим Положением все решения, прини­маемые военными судами, имеют обязательную силу для всех юридических и физических лиц, т. е. они обяза­тельны для исполнения.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь. Финансирование их деятельности, обеспечение транс­портными средствами, связью, оружием, охраной, слу­жебными и жилыми помещениями осуществляется Ми­нистерством обороны за счет средств республиканского бюджета.[6].

Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и часть работников их аппаратов находятся на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием военных судов от остальных судов общей юрисдикции. [6, c.118].

Одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы.

 

 


2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ

 

Военные суды, как и общие, рассматривают граж­данские и уголовные дела. В соответствии с Положени­ем о военных трибуналах военным судам подсудны:

1.   дела о всех преступлениях, совершённых военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими службы;

2.   дела о всех преступлениях, совершённых лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов государственной безопасности;

3.   дела о преступлениях против установленного по­рядка  несения  службы,  совершённых лицами  начальствующего    состава исправительно-трудовых учреждений;

4.   все дела о шпионаже;

5.   дела о преступлениях, совершённых лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве.

В соответствии с ч.2 ст.5 названного закона при нео­боснованном ограничении прав и свобод военнослужащие имеют право на судебную защиту. Из этого следует, что военные суды рассматривают не только гражданские и уго­ловные дела, но и жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должнос­тных лиц, нарушающих их права и свободы. Это новое на­правление в деятельности военных судов, что соответствует положениям Конституции.[6, c. 120].

Из изложенного следует, что военные суды рассматри­вают дела в отношении военнослужащих.

Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении пре­ступления распространяется статус военнослужащего.

Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, во­инских формированиях, перечень которых утверждает­ся Президентом Республики Беларусь.

Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, по­ступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с уволь­нением с военной службы (ст. 1 и 2 Закона «О статусе военнослужащих в Республике Беларусь»).

Статус военнослужащих распространяется на:

• офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужа­щих, проходящих службу по контракту на должнос­тях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и слу­шателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, прохо­дящих ее в Вооруженных Силах, внутренних и по­граничных войсках, Комитете государственной безопасности и в гражданской обороне, иных военных формированиях, создаваемых в соответствии с дей­ствующим законодательством;

•   военнообязанных, призванных на сборы.

Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является во­еннослужащим; когда он совершил преступления буду­чи военнослужащим, а к моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

К исключительной подсудности военных судов отно­сятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное остав­ление части или места службы, дезертирство и другие.[6, c. 121].

Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматривать­ся коллегиальным составом суда: военным судьей и дву­мя народными заседателями. Если соучастником воен­нослужащего являлся несовершеннолетний, то уголов­ное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.

Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление сро­ка содержания под стражей, прекращение дела и при­нудительное помещение в психиатрическое (психонев­рологическое) учреждение. Этим занимается военный судья единолично.

Следует иметь в виду, что если одно лицо или группа лиц обвиняются в совершении нескольких преступлений и дело хотя бы об одном из них подсудно военному суду, то дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.

Кроме того военные суды рассматривают уголовные де­ла о преступлениях, совершенных лицами в период прохожде­ния ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.

Информация о работе Система военных судов Республики Беларусь