Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы военных судов в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- определить место военных судов в судебной системе Республики Беларусь;
-- раскрыть понятие подсудности военных судов;
-- дать характеристику системы военных судов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….…5
2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ…………………………………….. 8
3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...…..14
3.1. Межгарнизонный военный суд……………………………………….……14
3.2. Белорусский военный суд………………………………………………....17
3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….25
25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………
2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ…………………………………….. 8
3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...…..14
3.1. Межгарнизонный военный суд……………………………………….……14
3.2. Белорусский военный суд………………………………………………....17
3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….25
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.
В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина, демократии, рыночного хозяйства и т.п.
Идея господства права выражается в том, что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения, а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в Республике Беларусь представлена тремя видами судов: суды общей юрисдикции, хозяйственные суды и Конституционный суд. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.
Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Республики Беларусь.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.
Целью курсовой работы является исследование системы военных судов в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- определить место военных судов в судебной системе Республики Беларусь;
-- раскрыть понятие подсудности военных судов;
-- дать характеристику системы военных судов.
1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Военно-судебные органы Республики Беларусь прошли долгий путь своего становления и исторического развития.
Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.
Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выполнять поставленные перед ними задачи только в том случае, если в них будет поддерживаться воинская дисциплина, законность и правопорядок. Этому призваны способствовать военные суды, которые по действующему белорусскому законодательству отнесены к судам общей юрисдикции.
Исторически военные суды представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:
• военные суды — часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательство о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
• наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;
• система военных судов не соответствует административно-
• обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде — общем для них высшем судебном органе;
• рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов — лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.
При осуществлении правосудия военные суды действуют на основе того же законодательства, что и другие суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятый 13 января 1995 г. регламентирует порядок образования и статус военных судов (ст.ст. 33-44). Какого-либо иного специального нормативно-правового акта о военных судах нет.
В СССР военные суды назывались военными трибуналами. Их статус определяло общесоюзное Положение о военных трибуналах, которое было принято в 1958 г., а 25 июня 1980г. была утверждена новая редакция этого Положения2. После образования Республики Беларусь военные трибуналы переименованы в военные суды.
Военные суды входят в единую систему общих судов и действуют в Вооружённых силах Республики Беларусь. Ранее они назывались военными трибуналами. Верховный Совет Республики Беларусь Постановлением № 7 от 16 января 1992 г. переименовал военные трибуналы в военные суды и ввёл их в систему общих судов.
Правовой основой для военных судов является, кроме Конституции, закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», УПК, также Положение о военных трибуналах от 25 декабря 1958 г.
Военные суды руководствуются вышеназванным Положением о военных трибуналах от 25 декабря 1958 г. В соответствии с этим Положением все решения, принимаемые военными судами, имеют обязательную силу для всех юридических и физических лиц, т. е. они обязательны для исполнения.
Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь. Финансирование их деятельности, обеспечение транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляется Министерством обороны за счет средств республиканского бюджета.[6].
Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и часть работников их аппаратов находятся на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием военных судов от остальных судов общей юрисдикции. [6, c.118].
Одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы.
2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ
Военные суды, как и общие, рассматривают гражданские и уголовные дела. В соответствии с Положением о военных трибуналах военным судам подсудны:
1. дела о всех преступлениях, совершённых военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими службы;
2. дела о всех преступлениях, совершённых лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов государственной безопасности;
3. дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений;
4. все дела о шпионаже;
5. дела о преступлениях, совершённых лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве.
В соответствии с ч.2 ст.5 названного закона при необоснованном ограничении прав и свобод военнослужащие имеют право на судебную защиту. Из этого следует, что военные суды рассматривают не только гражданские и уголовные дела, но и жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Это новое направление в деятельности военных судов, что соответствует положениям Конституции.[6, c. 120].
Из изложенного следует, что военные суды рассматривают дела в отношении военнослужащих.
Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.
Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.
Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. 1 и 2 Закона «О статусе военнослужащих в Республике Беларусь»).
Статус военнослужащих распространяется на:
• офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в Вооруженных Силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безопасности и в гражданской обороне, иных военных формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;
• военнообязанных, призванных на сборы.
Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступления будучи военнослужащим, а к моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).
К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.[6, c. 121].
Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.
Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение дела и принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение. Этим занимается военный судья единолично.
Следует иметь в виду, что если одно лицо или группа лиц обвиняются в совершении нескольких преступлений и дело хотя бы об одном из них подсудно военному суду, то дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.
Кроме того военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.
Информация о работе Система военных судов Республики Беларусь