Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы военных судов в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- определить место военных судов в судебной системе Республики Беларусь;
-- раскрыть понятие подсудности военных судов;
-- дать характеристику системы военных судов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….…5
2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ…………………………………….. 8
3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...…..14
3.1. Межгарнизонный военный суд……………………………………….……14
3.2. Белорусский военный суд………………………………………………....17
3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….25
Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).
Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного суда и принять его к своему производству по первой инстанции.
В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда. Могут также образовываться специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел.
Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов.
Судебные коллегии Белорусского военного суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
Руководят работой Белорусского военного суда председатель и его заместители, которые назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.
Председатель Белорусского военного суда:
• председательствует в судебных заседаниях коллегий;
• истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для проверки их в порядке надзора;
• приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
• приостанавливает исполнение решений по судебным делам.
Председатель Белорусского военного суда осуществляет организационные полномочия по руководству судом. С этой целью он наделяется следующими функциями: руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; истребует из межгарнизонных военных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса (ст. 43 Закона о судоустройстве).
Заместители председателя Белорусского военного суда:
• руководят работой соответствующих коллегий;
• председательствуют в судебных коллегиях и назначают председательствующими членов коллегии;
• ведут личный прием граждан;
• изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
В случае отсутствия председателя Белорусского военного суда либо при невозможности осуществления им своих обязанностей функции председателя суда исполняет один из заместителей председателя (ст. 44 Закона о судоустройстве).
В компетенцию заместителей председателя Белорусского военного суда входит руководство работой соответствующих коллегий. Они могут председательствовать в судебных коллегиях и назначать председательствующим членов коллегий, вести личный прием граждан. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.[7, c.90].
Для обеспечения деятельности по осуществлению правосудия в Белорусском военном суде имеется аппарат суда, аналогичный по своему составу и функциям аппарату областных и Минского городского судов.
Белорусский военный суд является вышестоящим судом по отношению к межгарнизонным судам. Этим он схож с областными и Минским городским судами. Однако структура его отличается от этих судов. В его составе не образуется Президиум суда.
3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь
Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь является высшим звеном системы военных судов, она утверждается Пленумом Верховного суда Республики Беларусь. Структура и штатная численность аппарата Военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь определяются Председателем Верховного суда и Министром обороны. Личный состав Военной коллегии входит в штатную численность Вооруженных сил Республики Беларусь и обеспечивается всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны.[7, c.93].
Военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные (ст. 18 Положения о военных трибуналах).
В настоящее время в ее состав входят: председатель коллегии, пять судей, а также народные заседатели в количестве 10 человек на одного судью, участвующие в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции.
Судья Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь должен обладать стажем работы в качестве судьи не менее пяти лет, состоять на действительной военной службе и иметь офицерское звание. Он назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания.
Военная коллегия рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции. В соответствии со ст. 269 УПК ей подсудны:
1) уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,
если на них распространяется статус военнослужащих;
2) уголовные дела о преступлениях, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника из нижестоящих военных судов в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;
3) принятые к своему производству по собственной инициативе любые уголовные дела, входящие в компетенцию военных судов.
Военная коллегия может принять к своему производству любое гражданское дело, подсудное нижестоящему военному суду.
В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения Белорусского военного суда.[8, c.93].
В порядке надзора Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военных судов, приговоры, решения, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь (ч. 3 ст. 407 УПК,' ч. 3 ст. 440 ГПК).
Военная коллегия Верховного Суда вправе разрешать вопросы о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений Белорусского военного суда (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).[8, c.94].
В Военной коллегии могут образовываться составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел (ч. 2 ст. 54 Закона).
Военная коллегия по направлениям своей деятельности изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную практику, анализирует судебную статистику и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Руководит деятельностью Военной коллегии ее председатель, который одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда. Он обладает следующими полномочиями: председательствует в судебных заседаниях коллегии; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам в пределах и порядке, установленных законом; вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом; организует обобщение судебной практики и анализ судебной статистики; ведет личный прием граждан; информирует Пленум Верховного Суда о деятельности Военной коллегии.
В Военной коллегии имеется секретарь судебного заседания, который готовит дела для рассмотрения по первой инстанции и ведет протокол судебного заседания. Существует должность секретаря коллегии, который обеспечивает подготовку к рассмотрению дел в кассационном порядке и порядке надзора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, сформулируем основные выводы.
Закон “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” создал солидную правовую базу для деятельности военных судов в Республике Беларусь. С принятием этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов государства - Вооруженных Силах.
Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.
Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года // Наниональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, №1, рек.№1/0 от 04.01.1999. С изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86, 2/1215.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. С изм. и доп. от 31 декабря 2005 г. № 82-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1179.
4. Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятый 13 января 1995 г. N 3514-ХII. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., N 11, ст.120; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 128, 2/894.НЦПИ, 2006.
5. Закон Республики Беларусь «О Статусе Военнослужащих» от 13 ноября 1992 г. N 1939-XII. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., N 28, ст.497; Закон от 31 декабря 1999 г. N 351-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 5, 2/126.
6. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. -- Мн., 2000. -384 с.
7. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. -- Мн., 2000. -304 с.
8. Борико С.В. Судоустройство и прокурорский надзор (правоохранительные органы). -- Мн., 1998. -299 с.
9. Петухов Н.А. Военным судам России - 300 лет. Электронный документ.// www.supcourt.ru
10. Судоустойство: Учебник / Под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. -- Мн.: Амалфея, 2002. -- 480 с.
Информация о работе Система военных судов Республики Беларусь