Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы военных судов в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- определить место военных судов в судебной системе Республики Беларусь;
-- раскрыть понятие подсудности военных судов;
-- дать характеристику системы военных судов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….…5
2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ…………………………………….. 8
3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...…..14
3.1. Межгарнизонный военный суд……………………………………….……14
3.2. Белорусский военный суд………………………………………………....17
3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….25
Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 18 декабря 1992 г. № 15 «О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» дал разъяснение, касающееся подсудности гражданских дел военным судам.
Это дела по жалобам:
• о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;
• о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;
• об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;
• о необоснованном понижении в должности;
• об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;
• о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;
• о незаконном возложении материальной ответственности;
• по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ .в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).
Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность.
Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых отношений.
Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.
Межгарнизонные военные суды рассматривают следующие заявления военнослужащих:
• о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;
• о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;
• об отмене дисциплинарных взысканий;
• о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
• о возмещении вреда, причиненного увечьем либо
иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;
о взыскании денежного обеспечения или иных видов
довольствия, а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.
Указанные категории гражданских дел разрешаются судьей единолично, но по правилам искового производства, регламентированного в разделе VI ГПК.
Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.
В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с действующим законодательством военные суды значительную часть дел рассматривают с участием народных заседателей. Для народных заседателей военных судов устанавливаются два требования: быть гражданином Республики Беларусь и пребывать на действительной военной службе. Они избираются открытым голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на два с половиной года, с последующим утверждением этого списка командиром соответствующей воинской части путем издания приказа.
3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Система военных судов трёхзвенная:
- межгарнизонный военный суд;
- Белорусский военный суд;
Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь.
3.1. Межгарнизонный военный суд
Основным звеном системы военных судов являются межгарнизонные военные суды, которые образуются Президентом Республики Беларусь с учётом численности и дислокации воинских частей Вооружённых сил Республики Беларусь и других воинских формирований. В состав их входят председатель суда и судьи. При наличии пяти и более судей в состав межгарнизонного суда вводится должность заместителя председателя межгарнизонного суда.
Межгарнизонные военные суды являются судами первой инстанции. Они рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, а также уголовные дела о всех преступлениях, совершённых лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.
Межгарнизонный военный суд уполномочен рассматривать:
1) гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы;
2) уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего;
3) уголовные дела о преступлениях, из которых хотя бы одно подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершенных группой лиц, когда уголовное дело хотя бы в отношении одного их них подсудно межгарнизонному военному суду при невозможности выделения дела в отношении военнослужащего в отдельное производство;
4) уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.
Рассмотрение уголовных дел в отношении иных лиц не допускается. Однако из общего правила есть исключения. Эти исключения составляют уголовные дела о преступлениях , хотя бы одно из которых подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершенных группой лиц, уголовное дело хотя бы в отношении одного из них подсудно межгарнизонному военному суду.
Кроме того, межгарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.
По персональному признаку в соответствии со ст. 16 Положения о военных трибуналах межгарнизонные военные суды рассматривают дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана второго ранга включительно, а также все гражданские дела в тех местностях, где по условиям режима, установленного в целях обеспечения государственных интересов и безопасности страны, имеются только военные суды, а общие суды отсутствуют. Об этом говорится в статье 12 названного положения.
Межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил государства и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.
Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя.
Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 35 Закона о судоустройстве). Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных — по трое судей.
К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: состоять на действительной военной службе; иметь офицерское звание.
Народными заседателями межгарнизонного военного суда могут быть граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда — 35 человек на одного судью.
Списки народных заседателей военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.
Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.
Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.
Председатель межгарнизонного военного суда выполняет функции судьи, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет руководство работой суда: распределяет дела и иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; руководит работой аппарата суда, осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Заместитель председателя межгарнизонного военного суда осуществляет полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.
В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит от количества судей в конкретном суде и объема их работы.
3.2. Белорусский военный суд
Для отправления правосудия Белорусский военный суд наделен широкими полномочиями. В пределах своих полномочий он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также в кассационном порядке, в порядке надзора, если дело не рассматривалось этим судом в кассационном порядке, и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства.
Белорусский военный суд вправе принять к своему рассмотрению любое уголовное или гражданское дело, подсудное межгарнизонным судам. Кроме того, он осуществляет проверку состояния законности и обоснованности приговоров и иных решений межгарнизонных судов в кассационном порядке (приговоров, не вступивших в законную силу) и в порядке надзора (приговоры, которые вступили в законную силу), а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Белорусский военный суд — второе звено в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.
Белорусский военный суд действует в составе судебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда. Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда.
Судебные коллегии утверждаются Председателем Белорусского военного суда из числа судей этого суда. Судебные коллегии специализируются по рассмотрению определенной категории дел, что способствует более качественному разрешению дел и принятию справедливых и объективных решений. Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий. В судебных коллегиях председателем суда образуются составы суда для рассмотрения дел в коллегиях и составы суда, которые специализируются на рассмотрении отдельных категорий дел.
Председатель Белорусского военного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой. Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, совершенных военнослужащими.
Информация о работе Система военных судов Республики Беларусь