Система военных судов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование системы военных судов в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- определить место военных судов в судебной системе Республики Беларусь;
-- раскрыть понятие подсудности военных судов;
-- дать характеристику системы военных судов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. МЕСТО ВОЕННЫХ СУДОВ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………….…5
2. ПОДСУДНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ…………………………………….. 8
3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...…..14
3.1. Межгарнизонный военный суд……………………………………….……14
3.2. Белорусский военный суд………………………………………………....17
3.3. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….25

Работа состоит из  1 файл

Судоустройство-2188-Военные суды.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на не­правомерные действия должностных лиц и органов во­енного управления, ущемляющие их права и личное до­стоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в по­становлении от 18 декабря 1992 г. № 15 «О судебной защите военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» дал разъяснение, касающееся подсудности граж­данских дел военным судам.

Это дела по жалобам:

•       о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;

•       о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;

•       об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;

•       о необоснованном понижении в должности;

•       об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;

•       о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;

•       о незаконном возложении материальной ответственности;

•       по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ .в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия ор­ганов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности полностью или частично осуще­ствить право, предоставленное ему законом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность.

Жалобы военнослужащих рассматривает судья меж­гарнизонного военного суда единолично в порядке, ус­тановленном ГПК для дел, возникающих из админист­ративно-правовых отношений.

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые со­вершаются ими в сфере управления войсками (о пере­дислокации войск, проведении учений), а также в орга­низации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.

Межгарнизонные военные суды рассматривают сле­дующие заявления военнослужащих:

•       о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;

•       о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;

•       об отмене дисциплинарных взысканий;

•       о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

•       о возмещении вреда, причиненного увечьем либо
иным повреждением здоровья, связанным с исполне­нием воинских обязанностей;

о взыскании денежного обеспечения или иных видов
довольствия, а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного ха­рактера.

Указанные категории гражданских дел разрешаются судьей единолично, но по правилам искового производ­ства, регламентированного в разделе VI ГПК.

Жалобы военнослужащих и членов их семей на не­правомерные действия органов государственного управ­ления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются рай­онными (городскими) судами.

В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с действующим законодательством во­енные суды значительную часть дел рассматривают с участием народных заседателей. Для народных заседателей военных су­дов устанавливаются два требования: быть гражданином Рес­публики Беларусь и пребывать на действительной военной службе. Они избираются открытым голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на два с половиной года, с последующим утверждением этого списка командиром соответствующей воинской части путем издания приказа.


3. СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Система военных судов трёхзвенная:

-     межгарнизонный военный суд;

-     Белорусский военный суд;

Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь.

 

3.1. Межгарнизонный военный суд

 

Основным звеном системы военных судов явля­ются межгарнизонные военные суды, которые образу­ются Президентом Республики Беларусь с учётом чис­ленности и дислокации воинских частей Вооружённых сил Республики Беларусь и других воинских формиро­ваний. В состав их входят председатель суда и судьи. При наличии пяти и более судей в состав межгарнизон­ного суда вводится должность заместителя председате­ля межгарнизонного суда.

Межгарнизонные военные суды являются судами первой инстанции. Они рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, а также уголовные дела о всех преступлениях, совершённых лицами, на которых распространяется ста­тус военнослужащего.

Межгарнизонный военный суд уполномочен рассматри­вать:

1) гражданские дела по искам, возникающим из отноше­ний военной службы;

2) уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус во­еннослужащего;

3) уголовные дела о преступлениях, из которых хотя бы одно подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершенных группой лиц, когда уголовное дело хотя бы в от­ношении одного их них подсудно межгарнизонному военному суду при невозможности выделения дела в отношении военно­служащего в отдельное производство;

4) уголовные дела о пре­ступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уво­ленными с военной службы.

Рассмотрение уголовных дел в отношении иных лиц не допускается. Однако из общего правила есть исклю­чения. Эти исключения составляют уголовные дела о преступлениях , хотя бы одно из которых подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершенных груп­пой лиц, уголовное дело хотя бы в отношении одного из них подсудно межгарнизонному военному суду.

Кроме того, межгарнизонный военный суд рассмат­ривает уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.

По персональному признаку в соответствии со ст. 16 Положения о военных трибуналах межгарнизон­ные военные суды рассматривают дела о преступлени­ях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана второго ранга включительно, а также все гражданские дела в тех местностях, где по условиям ре­жима, установленного в целях обеспечения государ­ственных интересов и безопасности страны, имеются только военные суды, а общие суды отсутствуют. Об этом говорится в статье 12 названного положения.

Межгарнизонные военные суды образуются Прези­дентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил государ­ства и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Вер­ховного Суда.

В Республике Беларусь действует шесть межгарни­зонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Ви­тебске, Бобруйске и Борисове.

Межгарнизонный военный суд состоит из председа­теля суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя.

Количество судей для каждого межгарнизонного во­енного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юс­тиции и Председателя Верховного Суда (ст. 35 Закона о судоустройстве). Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных — по трое судей.

К судьям межгарнизонных военных судов кроме об­щих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: состо­ять на действительной военной службе; иметь офицер­ское звание.

Народными заседателями межгарнизонного военного суда могут быть граждане Республики Беларусь, состоя­щие на действительной военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда — 35 человек на од­ного судью.

Списки народных заседателей военных судов состав­ляются сроком на пять лет и утверждаются командира­ми воинских частей.

Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее боль­шинство уголовных и гражданских дел, подсудных во­енным судам.

Председатель межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Бе­ларусь по совместному представлению Министра юсти­ции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Председатель межгарнизонного военного суда вы­полняет функции судьи, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет руководство работой суда: распределяет дела и иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит пред­ставления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нару­шений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Кон­ституционный Суд Республики Беларусь о проверке кон­ституционности нормативных актов; руководит работой аппарата суда, осуществляет прием и увольнение работ­ников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда; осу­ществляет иные полномочия в соответствии с законода­тельными актами.

Заместитель председателя межгарнизонного воен­ного суда осуществляет полномочия по руководству ра­ботой суда, исполняет функции председателя в его от­сутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата район­ных (городских) судов. Его численность зависит от ко­личества судей в конкретном суде и объема их работы.

 

3.2. Белорусский военный суд

 

Для отправления правосудия Белорусский военный суд наделен широкими полномочиями. В пределах своих полномочий он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также в кассационном порядке, в порядке надзора, если дело не рассматривалось этим судом в кассационном порядке, и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказы­вает им помощь в применении законодательства.

Белорусский военный суд вправе принять к своему рассмотрению любое уголовное или гражданское дело, подсудное межгарнизонным судам. Кроме того, он осу­ществляет проверку состояния законности и обоснован­ности приговоров и иных решений межгарнизонных су­дов в кассационном порядке (приговоров, не вступивших в законную силу) и в порядке надзора (приговоры, кото­рые вступили в законную силу), а также по вновь от­крывшимся обстоятельствам.

Белорусский военный суд — второе звено в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Пред­седателя Верховного Суда.

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседате­лей для Белорусского военного суда составляются сро­ком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

Белорусский военный суд действует в составе судеб­ных коллегий, которые утверждаются его председате­лем из числа судей этого суда. Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда.

Судебные коллегии утверждаются Предсе­дателем Белорусского военного суда из числа судей этого суда. Судебные коллегии специализируются по рассмотрению определенной категории дел, что спо­собствует более качественному разрешению дел и при­нятию справедливых и объективных решений. Руковод­ство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав со­ответствующих коллегий. В судебных коллегиях предсе­дателем суда образуются составы суда для рассмотре­ния дел в коллегиях и составы суда, которые специализируются на рассмотрении отдельных катего­рий дел.

Председатель Белорусского военного суда в необхо­димых случаях вправе привлекать судей одной колле­гии к рассмотрению дел в составе другой. Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях про­тив мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, совершенных военно­служащими.

Информация о работе Система военных судов Республики Беларусь