Службы миграции и их роль в реализации государственной социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:37, курсовая работа

Описание

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Содержание

Введение 2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние 4
1.1 Теоретические основы проблемы миграции 4
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики……………………………………………………..9
2.1 Основы государственной политики в области миграции 9
2.2 Организация федеральной миграционной службы 15
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы 22
Заключение 26
Библиографический список 29

Работа состоит из  1 файл

диплом по миграции.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Cодержание 

 

    Введение 

     Миграции  населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

     Современное рассмотрение проблемы миграции актуально  по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

     Стоит отметить, что общетеоретические и практические аспекты миграции явились предметом исследования как в учебной литературе, так и в многочисленных специализированных исследованиях. Особенно много публикаций содержится в периодической печати. Здесь выделяются такие издания, как журналы «Полис», «Социс», «Миграция» и т.д.

 

Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние

      1.1 Теоретические основы  проблемы миграции

 

     Миграция  населения1 — сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

     При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков. Остановимся на важнейших  из таких классификаций.

     1. В зависимости от характера  пересекаемых границ различают  внешнюю и внутреннюю миграцию населения ([19], c. 11-13).

     Внешней называется миграция, при которой  пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится  на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан  в XIX—XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран — Италии, Испании, в другие — ФРГ, Францию и г.д.).

     К внутренней миграции относятся перемещения  в пределах одной страны между  административными или экономгеографическими  районами, населенными пунктами и т.п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

     2. По временным признакам миграцию  делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

  1. Моисеенко В.М. Миграция населения как объект комплексного исследования // Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного знания. М., 1997. С.23-30.
 
 
 

     Безвозвратная миграция связана с окончательной  сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

     Временная миграция предполагает переселение  на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный  срок, что обычно связано с работой  в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет) и т.п.

     Сезонная  миграция включает ежегодные перемещения  людей в определенные периоды  года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом — в курортные районы и т.п.

     Маятниковая миграция 2— это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

  1. Важное значение имеет классификация миграции по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни — сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические (бегство от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие причины.
  2. Моисеенко В.М. Миграция населения как объект комплексного исследования // Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного знания. М., 1997. С.23-30.
 
 
 

     3 По формам реализации миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.

     4 В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную (вынужденную).

     В данной работе дадим характеристику нескольким видам миграции, но особенное  внимание будем уделять вынужденной  миграции.

     Вынужденная миграция является одной из характерных  черт современности: во всем мире насчитывается  в настоящее время около 18 миллионов беженцев. Масштабность и острота проблемы вынужденной миграции предопределила ее превращение из национальной в интернациональную. Соответственно, участие в ее решении принимают не только национальные правительства, но и все мировое сообщество в лице международных и межправительственных, а также неправительственных организаций.

     Вынужденная миграция3 - перемещение людей, происходящие по независящим от них причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом месте.

     Отсутствие  или несовершенство законодательства государств- бывших

  1. Моисеенко В.М. Миграция населения как объект комплексного исследования // Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного знания. М., 1997. С.23-30.
 
 

     республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность  дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

     Беженец4 — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшее на территорию России ([2]).

     Вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и на территории одного из субъектов Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия либо преследования в иных формах, так и вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин) ([3]). Следует иметь в виду, что лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

     Итак, основное отличие между понятиями  «беженец» и «вынужденный

     переселенец»  заключается в принадлежности к гражданству Российской

 
 

     переселенец»  заключается в принадлежности к  гражданству Российской Федерации. Однако в определенных случаях закон  допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ «О  вынужденных переселенцах»).

     В Законе «О вынужденных переселенцах»  предусмотрены две категории  таких лиц.

     Первую  составляют лица, совершившие преступления против мира, человечности и другие тяжкие преступления, предусмотренные  Уголовным кодексом Российской Федерации. К числу таких преступлений относятся планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; производство или распространение оружия массового поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой помощь в индивидуальном жилищном строительстве, при вступлении в жилищный кооператив, приобретении земельного участка под строительство жилого дома, а также приобретении строительных материалов, содействие в организации компактных поселений), получением социальной помощи, устройством детей в государственные школы и детские дошкольные учреждения.

     Следует помнить, что, будучи гражданами Российской Федерации, лица, ходатайствующие о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и вынужденные переселенцы имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение пособий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Статус  этой категории вынужденных мигрантов  определен законом РФ "О беженцах". Неоднородность беженцев предполагает деление их на следующие группы:

  • беженцы временные транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего проживания;
  • беженцы безвозвратные, предполагающие поселение на территории России.

     Беженцы имеют право на оказание следующих  видов помощи:

    а) Организация  и обеспечение деятельности пунктов первичного приема контроля;

    б) Обеспечение  перемещения и обустройства в  центры временного размещения;

    в) Осуществление  адаптационных программ: социальное обслуживание, включающие консультирование по различным вопросам в сфере  социальной ориентации;

    г) Оказание помощи в социальной адаптации в местах постоянного расселения;

    д) Обеспечение  соблюдения основных прав человека.

Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной социальной политики

      2.1 Основы государственной  политики в области  миграции

 

     Анализ  и прогноз современной демографической  и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в долгосрочной перспективе будут приобретать  для российского государства  все большую значимость.

     Общая численность населения России за период 2001-2004 годов сократится на 2,8 млн. человек. При этом население в молодых возрастах за эти годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.). Одновременно следует учитывать, что за пределами указанного периода начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста, общие потери которого за 2006-2015 годы оцениваются в 7,4 млн. человек ([28], c. 90).

     Учитывая, что по прогнозным оценкам Минэкономразвития  России среднегодовые темпы роста ВВП в 2002-2004 годах составят на менее 4%, Российская Федерация уже в ближайшие годы может столкнуться с проблемой обеспечения отраслей экономики кадрами, адаптированными к рыночной экономике. В связи с изложенным, обеспечение все возрастающей потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах в перспективе возможно не только за счет подготовки кадров из числа молодежи, но и за счет миграции квалифицированных работников из стран ближнего зарубежья.

     В связи с этим роль и значение государственной  миграционной политики в среднесрочной перспективе неизмеримо возрастет, что предполагает необходимость комплексного решения проблем внешней и внутренней миграции населения.

     Основные  направления деятельности Правительства  Российской Федерации в области  миграции населения будут связаны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, а также Федеральной миграционной программой на 2002-2005 годы, в рамках которых предусматривается разработка и реализация мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов и, в частности:

Информация о работе Службы миграции и их роль в реализации государственной социальной политики