Социально-экономическая роль государства по преодолению бедности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:13, дипломная работа

Описание

Целью диссертационного исследования является анализ и оценка бедности как социального феномена в Российской Федерации и ее субъектах, а также выявление позитивных аспектов зарубежного и российского опыта прошлых лет для разработки стратегии сокращения бедности в России.
Для реализации поставленной цели в контексте проведенного научного исследования автором были решены следующие задачи:
проведен анализ существующих концептуальных научных подходов к определению понятия «бедность» как социального феномена;
на основе исследования современных научных источников осуществлена систематизация основных причин и социально-экономических показателей бедности;
аккумулирован актуальный международный позитивный опыт по преодолению неравенства и бедности и выявлена стратегия сокращения бедности, применяемая в настоящее время мировым сообществом, а также рядом ведущих стран, добившихся признанных на мировом уровне успехов в качественном решении данной проблемы;
проведено социально-экономическое исследование особенностей преодоления бедности населения в условиях современного этапа развития субъектов Российской Федерации, в том числе:

Работа состоит из  1 файл

диссертация по бедности.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

   Масштаб бедности в настоящей работе определяется автором как показатель, выявляющий доли и численность бедных в населении страны или региона. При этом, диссертантом особо подчеркивается тот факт, что ответ на вопрос о численности бедного населения в России в условиях актуального этапа социально-экономического развития страны, имеет существенную политическую окраску, что связано с тем фактом, что изменение масштаба бедности есть оценка эффективности социальной политики и деятельности властей в социальном направлении. Так, по итогам 2008 г., численность тех, чьи доходы были ниже 4,593 тыс.руб., составила 13,2% от общей численности населения или 18,6 млн. человек. При этом количество официально признанных бедных сократилось всего на 100 тыс. человек (0,1%), между тем, в 2007 г. их насчитывалось 18,7 млн.человек. По прогнозам Министерства экономического развития РФ, 2009 г. станет за последние годы периодом, когда число бедных в России будет расти, что подчеркивает неэффективность реализуемой в настоящее время в нашей стране социальной политики10

   На  взгляд диссертанта, для определения факторов и эффективности мероприятий по снижению бедности, необходимо, как минимум, располагать информацией двух типов: а) о социально-демографическом составе бедных и б) о динамике структуры бедного населения. Именно показатели, характеризующие изменение структуры бедных, по нашему мнению, сегодня на самом деле отражают пути и конкретные методы решения проблемы бедности.

   Рассматривая  социальный состав бедных в России, автором в их числе выделяются следующие группы взрослого населения: более одной трети (39,0%) - это работающие, около одной пятой (20,6%) - пенсионеры, 3% - безработные, 5,3% - домохозяйки, включая женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком. В плане демографической типологии среди бедных семей диссертантом отмечаются три группы: а) супружеские пары с детьми и другими родственниками (50,8%); б) неполные семьи, которые могут включать в свой состав других родственников (19,4%). Из этих данных отчетливо видно, что в современной России появилась так называемая  “трудовая бедность”.

   В работе диссертантом подчеркивается тот факт, что мировой финансовый кризис 2008 г., носящий в настоящее время первостепенное значение, значительно изменил динамику структуры бедного населения и соответственно социально-демографический состав бедных.  Так, количество “трудоспособных бедняков” увеличилось в России в несколько раз, что особенно заметно в регионах.

   На  взгляд автора диссертационной работы, для определения приоритетных направлений социальной политики преодоления бедности важен как социологический анализ бедности, так и анализ позитивных образцов зарубежного опыта и возможностей его адаптации в российских условиях, подробно представленный в работе. Кроме того, для адекватной оценки существующей картины бедности необходимой является не только методически правильное определение ее границы, доброкачественная статистика, которая основана на хорошо организованных обследованиях населения, имеющих репрезентативный характер, а также постоянное обновление методологии, применяемой в разных странах по решению данной проблемы.

   В этой связи автором в работе выявлена эволюция методологических подходов мирового сообщества к решению проблемы преодоления неравенства и бедности. Так, в частности, автором отмечается, что в 1950-е и 1960-е гг. в мире преобладал подход, в рамках которого главным средством преодоления бедности и обеспечения развития служат крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру.  В 1970-е годы считали, что одного физического капитала недостаточно и что, по крайней мере, столь же важен человеческий капитал как основа развития трудовых ресурсов, а следовательно, здравоохранение и образование. В 1980-е годы после мирового кризиса и глобального спада, при всех различиях в развитии стран Восточной Азии и Латинской Америки, Южной Азии и стран Африки к югу от Сахары, произошло новое смещение акцентов в борьбе с бедностью, в связи с чем основной упор был сделан на совершенствовании экономического управления и повышение роли рыночных сил. Таким образом, на передний план были выдвинуты аспекты надлежащих институтов управления, равно как и проблемы уязвимости на местном и национальном уровнях. В начале XXI века для формирования эффективной стратегии борьбы с бедностью получили развитие все ранее предложенные стратегии, подкрепленные полученными данными и опытом последнего десятилетия и учитывающие изменения глобальных условий.

   В рамках работы диссертантом отмечен комплекс мер, рекомендуемых ООН для преодоления бедности в России, исходя из актуальной социально-экономической ситуации в нашей стране. В числе данных мер необходимо выделить следующие:

   — создавать работающему человеку условия, чтобы его семья не доходила до состояния бедности, то есть устанавливать  реальный уровень зарплаты, а не символический;

   — создавать системы поддержки  социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, беженцы, семьи с большим числом иждивенцев);

   — противостоять дискриминации бедных при доступе к бесплатным и  дотационным социальным услугам.

   В связи с этим рекомендации, опыт деятельности международных организаций, стратегические направления, варианты борьбы с бедностью, а также достигнутые  результаты в крупнейших развивающихся странах мира, таких, как Индия, Китай, Бразилия, Иордания – опыт которых представлен диссертантом в работы, доведенные в настоящее время до сведения правительства и законодательных органов России с тем, чтобы они стали частью их работы по искоренению бедности, которая в сфере мирового финансового кризиса носит острый характер, нуждаются, на взгляд автора настоящего исследования, в обязательной методологической доработке и адаптации к национальным социально-экономическим, политическим и культурным особенностям нашей страны. 

    1. Социально-экономический  анализ бедности в  Российской Федерации  и стратегия ее преодоления
 

   В диссертации автором уделено особое внимание проблеме повышения уровня жизни населения в субъектах РФ. В данном контексте автором обоснован тот факт, что мировой финансовый кризис, начиная с середины 2008 г.  явился препятствием к достижению тактических задач, поставленных Правительством Российской Федерации в сфере улучшения качества жизни населения, среди которых: содействие росту заработной платы; содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования; развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами РФ и муниципальными образованиями, населения.

   В подтверждение данного положения  диссертантом приводится ряд статистических данных, в числе которых, в частности, результаты социально-экономического исследования, проведенного Министерством  экономического развития Российской Федерации в 2008 г., согласно которым, несмотря на резкий рост доходов основных доходных групп, в России в настоящее время практически остановилось снижение числа людей, живущих за чертой бедности.

   Между тем, на взгляд автора работы, финансовый кризис в России только “набирает обороты”: численность бедного населения увеличивается, в ухудшающихся условиях экономического развития страны закономерным является столкновение России с такими социальными проблемами, как снижение уровня жизни населения, рост безработицы, замедление роста социальных отраслей.  В таких условиях Россия, по мнению диссертанта, может повторить самый тяжелый случай в мировой истории, когда в ряде стран на протяжении нескольких лет подряд темпы роста экономики снижались более чем на 5% ежегодно.

   В рамках практической части исследования автором работы осуществлен анализ актуальных действий российского Правительства, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики11, которые в целом оценены как позитивные, однако при этом диссертантом обоснована их недостаточность. При этом автором работы особо подчеркивается тот факт, что при разработке мер, направленных на борьбу с бедностью, сегодня необходимо рассматривать каждый регион Российской Федерации, так как причины бедности в них различаются в связи с тем, что российские регионы в значительной степени отличны друг от друга по экономическим и социальным показателям.

       Межрегиональные социально-экономические различия в России оценены автором как экстремальные в соизмерении их с помощью показателя валового регионального продукта (ВРП). При этом в диссертации подчеркивается тот факт, что если бы регионы России были самостоятельными государствами, они бы заняли места с 32-го по 119-е среди 173 стран, для которых рассчитывается ИЧР. При сравнении различий между российскими регионами автором приведена наглядная параллель с различиями между большинством стран в мире. Так, на один конец спектра сегодня, на взгляд диссертанта, можно поместить Москву, стоящую на одном уровне социально-экономического развития с Португалией и Аргентиной, на другой конец спектра – Республику Туву, сравнимую с Индонезией и Никарагуа.

   По  мнению автора, сравнение реального ВРП на душу населения в самом богатом и самом бедном регионах России представляет собой легкую для понимания и политически значимую оценку регионального неравенства. На основе социально-экономических показателей в работе выявлено, что к регионам с самым низким валовым региональным продуктом (ВРП) относится республика Северного Кавказа и регионы юга Сибири и Центральной России (Ивановская и Брянская области). А к самым богатым регионам относятся ресурсные регионы Сибири, Дальнего Востока и европейского Севера, а также Москва и регион в центре европейской части России (Самарская область).

        В работе также показаны региональные различия по уровню среднедушевых денежных доходов населения, по величине средней начисленной заработной платы и по величине пенсий. Так, автором отмечено, что в январе-сентябре 2008 г., по сравнению с январем-сентябрем 2007 г., реальные денежные доходы увеличились во многих субъектах РФ. Различие между максимальным (в Ненецком автономном округе – 37 225,8 руб.) и минимальным (в Республике Калмыкия – 5189,6 руб.) размерами среднедушевых денежных доходов населения составило 7,2 раза12.

   В диссертации автором обосновывается тот факт, что если величина среднедушевых доходов зависит в значительной мере от возрастного и семейного состава населения регионов, а также сочетания основных видов доходов, то средний размер начисленной заработной платы в большей мере обусловлен экономической специализацией региона.

   В контексте анализа межрегиональных  социально-экономических различий автором выявлен ряд позитивных методик предоставления социальной помощи нуждающимся, используемых в ряде российских регионов. Применение этих методик позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически несостоятельных домохозяйств.

   Так, в ряду вышеназванных методик, автором рассматривается методика регионального регулирования минимальных душевых доходов, апробированная в Республике Коми и предусматривающая установление гарантируемого душевого дохода а, следовательно, наиболее полного учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.

   Также автором рассматривается косвенный метод оценки нуждаемости, апробированный в Волгоградской области, предполагающий оценку реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются  также демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.

   В качестве третьей методики, проанализированной автором диссертации, представлена методика сочетания категориального подхода и расчетного дохода, апробированная в Воронежской области, в числе основных условий предоставления помощи предполагающая наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан.

   Диссертантом  особо выделяется и обосновывается тот факт, что ключевой проблемой для регионов и для правильной разработки региональной социальной политики в России сегодня является анализ сельской бедности, которая, на взгляд автора, носит глобальный, многоаспектный и долговременный характер. Ее главными причинами, по мнению диссертанта, выступают ошибки, носящие общеэкономический характер, связанные с приватизацией государственной и коллективной собственности, что обусловило значительное социальное расслоение населения, а также формирование инфраструктуры свободного рынка.

        Исходя из этих причин, автор разделят позицию, во-первых, о необходимости создания государством условий для ослабления монополистического влияния на цены в аграрно-промышленном комплексе, путем стимулирования конкуренции на продовольственном рынке и обеспечения доступа сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли. Это предполагает увеличение объемов государственных закупок сельскохозяйственной продукции в региональные и федеральные фонды, которые должны осуществлять администрации субъектов РФ по рыночным ценам.

      Во-вторых, автор считает необходимым предоставление первоочередного доступа сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли - розничным продовольственным рынкам в городах и на селе, создавать условия для открытия фирменных магазинов сельскохозяйственных организаций и кооперативов, развития предприятий переработки, использующих давальческое сырье, создание кооперативов по производству, переработке и реализации сельхозпродукции.

Информация о работе Социально-экономическая роль государства по преодолению бедности в Российской Федерации