Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:13, дипломная работа
Целью диссертационного исследования является анализ и оценка бедности как социального феномена в Российской Федерации и ее субъектах, а также выявление позитивных аспектов зарубежного и российского опыта прошлых лет для разработки стратегии сокращения бедности в России.
Для реализации поставленной цели в контексте проведенного научного исследования автором были решены следующие задачи:
проведен анализ существующих концептуальных научных подходов к определению понятия «бедность» как социального феномена;
на основе исследования современных научных источников осуществлена систематизация основных причин и социально-экономических показателей бедности;
аккумулирован актуальный международный позитивный опыт по преодолению неравенства и бедности и выявлена стратегия сокращения бедности, применяемая в настоящее время мировым сообществом, а также рядом ведущих стран, добившихся признанных на мировом уровне успехов в качественном решении данной проблемы;
проведено социально-экономическое исследование особенностей преодоления бедности населения в условиях современного этапа развития субъектов Российской Федерации, в том числе:
Масштаб бедности в настоящей работе определяется автором как показатель, выявляющий доли и численность бедных в населении страны или региона. При этом, диссертантом особо подчеркивается тот факт, что ответ на вопрос о численности бедного населения в России в условиях актуального этапа социально-экономического развития страны, имеет существенную политическую окраску, что связано с тем фактом, что изменение масштаба бедности есть оценка эффективности социальной политики и деятельности властей в социальном направлении. Так, по итогам 2008 г., численность тех, чьи доходы были ниже 4,593 тыс.руб., составила 13,2% от общей численности населения или 18,6 млн. человек. При этом количество официально признанных бедных сократилось всего на 100 тыс. человек (0,1%), между тем, в 2007 г. их насчитывалось 18,7 млн.человек. По прогнозам Министерства экономического развития РФ, 2009 г. станет за последние годы периодом, когда число бедных в России будет расти, что подчеркивает неэффективность реализуемой в настоящее время в нашей стране социальной политики10.
На взгляд диссертанта, для определения факторов и эффективности мероприятий по снижению бедности, необходимо, как минимум, располагать информацией двух типов: а) о социально-демографическом составе бедных и б) о динамике структуры бедного населения. Именно показатели, характеризующие изменение структуры бедных, по нашему мнению, сегодня на самом деле отражают пути и конкретные методы решения проблемы бедности.
Рассматривая социальный состав бедных в России, автором в их числе выделяются следующие группы взрослого населения: более одной трети (39,0%) - это работающие, около одной пятой (20,6%) - пенсионеры, 3% - безработные, 5,3% - домохозяйки, включая женщин, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком. В плане демографической типологии среди бедных семей диссертантом отмечаются три группы: а) супружеские пары с детьми и другими родственниками (50,8%); б) неполные семьи, которые могут включать в свой состав других родственников (19,4%). Из этих данных отчетливо видно, что в современной России появилась так называемая “трудовая бедность”.
В работе диссертантом подчеркивается тот факт, что мировой финансовый кризис 2008 г., носящий в настоящее время первостепенное значение, значительно изменил динамику структуры бедного населения и соответственно социально-демографический состав бедных. Так, количество “трудоспособных бедняков” увеличилось в России в несколько раз, что особенно заметно в регионах.
На взгляд автора диссертационной работы, для определения приоритетных направлений социальной политики преодоления бедности важен как социологический анализ бедности, так и анализ позитивных образцов зарубежного опыта и возможностей его адаптации в российских условиях, подробно представленный в работе. Кроме того, для адекватной оценки существующей картины бедности необходимой является не только методически правильное определение ее границы, доброкачественная статистика, которая основана на хорошо организованных обследованиях населения, имеющих репрезентативный характер, а также постоянное обновление методологии, применяемой в разных странах по решению данной проблемы.
В этой связи автором в работе выявлена эволюция методологических подходов мирового сообщества к решению проблемы преодоления неравенства и бедности. Так, в частности, автором отмечается, что в 1950-е и 1960-е гг. в мире преобладал подход, в рамках которого главным средством преодоления бедности и обеспечения развития служат крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру. В 1970-е годы считали, что одного физического капитала недостаточно и что, по крайней мере, столь же важен человеческий капитал как основа развития трудовых ресурсов, а следовательно, здравоохранение и образование. В 1980-е годы после мирового кризиса и глобального спада, при всех различиях в развитии стран Восточной Азии и Латинской Америки, Южной Азии и стран Африки к югу от Сахары, произошло новое смещение акцентов в борьбе с бедностью, в связи с чем основной упор был сделан на совершенствовании экономического управления и повышение роли рыночных сил. Таким образом, на передний план были выдвинуты аспекты надлежащих институтов управления, равно как и проблемы уязвимости на местном и национальном уровнях. В начале XXI века для формирования эффективной стратегии борьбы с бедностью получили развитие все ранее предложенные стратегии, подкрепленные полученными данными и опытом последнего десятилетия и учитывающие изменения глобальных условий.
В рамках работы диссертантом отмечен комплекс мер, рекомендуемых ООН для преодоления бедности в России, исходя из актуальной социально-экономической ситуации в нашей стране. В числе данных мер необходимо выделить следующие:
— создавать работающему человеку условия, чтобы его семья не доходила до состояния бедности, то есть устанавливать реальный уровень зарплаты, а не символический;
— создавать системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, беженцы, семьи с большим числом иждивенцев);
—
противостоять дискриминации
В
связи с этим рекомендации, опыт
деятельности международных организаций,
стратегические направления, варианты
борьбы с бедностью, а также достигнутые
результаты в крупнейших развивающихся
странах мира, таких, как Индия, Китай,
Бразилия, Иордания – опыт которых представлен
диссертантом в работы, доведенные в настоящее
время до сведения правительства и законодательных
органов России с тем, чтобы они стали
частью их работы по искоренению бедности,
которая в сфере мирового финансового
кризиса носит острый характер, нуждаются,
на взгляд автора настоящего исследования,
в обязательной методологической доработке
и адаптации к национальным социально-экономическим,
политическим и культурным особенностям
нашей страны.
В диссертации автором уделено особое внимание проблеме повышения уровня жизни населения в субъектах РФ. В данном контексте автором обоснован тот факт, что мировой финансовый кризис, начиная с середины 2008 г. явился препятствием к достижению тактических задач, поставленных Правительством Российской Федерации в сфере улучшения качества жизни населения, среди которых: содействие росту заработной платы; содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования; развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами РФ и муниципальными образованиями, населения.
В
подтверждение данного
Между тем, на взгляд автора работы, финансовый кризис в России только “набирает обороты”: численность бедного населения увеличивается, в ухудшающихся условиях экономического развития страны закономерным является столкновение России с такими социальными проблемами, как снижение уровня жизни населения, рост безработицы, замедление роста социальных отраслей. В таких условиях Россия, по мнению диссертанта, может повторить самый тяжелый случай в мировой истории, когда в ряде стран на протяжении нескольких лет подряд темпы роста экономики снижались более чем на 5% ежегодно.
В рамках практической части исследования автором работы осуществлен анализ актуальных действий российского Правительства, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики11, которые в целом оценены как позитивные, однако при этом диссертантом обоснована их недостаточность. При этом автором работы особо подчеркивается тот факт, что при разработке мер, направленных на борьбу с бедностью, сегодня необходимо рассматривать каждый регион Российской Федерации, так как причины бедности в них различаются в связи с тем, что российские регионы в значительной степени отличны друг от друга по экономическим и социальным показателям.
Межрегиональные социально-экономические различия в России оценены автором как экстремальные в соизмерении их с помощью показателя валового регионального продукта (ВРП). При этом в диссертации подчеркивается тот факт, что если бы регионы России были самостоятельными государствами, они бы заняли места с 32-го по 119-е среди 173 стран, для которых рассчитывается ИЧР. При сравнении различий между российскими регионами автором приведена наглядная параллель с различиями между большинством стран в мире. Так, на один конец спектра сегодня, на взгляд диссертанта, можно поместить Москву, стоящую на одном уровне социально-экономического развития с Португалией и Аргентиной, на другой конец спектра – Республику Туву, сравнимую с Индонезией и Никарагуа.
По мнению автора, сравнение реального ВРП на душу населения в самом богатом и самом бедном регионах России представляет собой легкую для понимания и политически значимую оценку регионального неравенства. На основе социально-экономических показателей в работе выявлено, что к регионам с самым низким валовым региональным продуктом (ВРП) относится республика Северного Кавказа и регионы юга Сибири и Центральной России (Ивановская и Брянская области). А к самым богатым регионам относятся ресурсные регионы Сибири, Дальнего Востока и европейского Севера, а также Москва и регион в центре европейской части России (Самарская область).
В работе также показаны региональные различия по уровню среднедушевых денежных доходов населения, по величине средней начисленной заработной платы и по величине пенсий. Так, автором отмечено, что в январе-сентябре 2008 г., по сравнению с январем-сентябрем 2007 г., реальные денежные доходы увеличились во многих субъектах РФ. Различие между максимальным (в Ненецком автономном округе – 37 225,8 руб.) и минимальным (в Республике Калмыкия – 5189,6 руб.) размерами среднедушевых денежных доходов населения составило 7,2 раза12.
В
диссертации автором
В
контексте анализа
Так, в ряду вышеназванных методик, автором рассматривается методика регионального регулирования минимальных душевых доходов, апробированная в Республике Коми и предусматривающая установление гарантируемого душевого дохода а, следовательно, наиболее полного учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.
Также
автором рассматривается косвен
В качестве третьей методики, проанализированной автором диссертации, представлена методика сочетания категориального подхода и расчетного дохода, апробированная в Воронежской области, в числе основных условий предоставления помощи предполагающая наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан.
Диссертантом особо выделяется и обосновывается тот факт, что ключевой проблемой для регионов и для правильной разработки региональной социальной политики в России сегодня является анализ сельской бедности, которая, на взгляд автора, носит глобальный, многоаспектный и долговременный характер. Ее главными причинами, по мнению диссертанта, выступают ошибки, носящие общеэкономический характер, связанные с приватизацией государственной и коллективной собственности, что обусловило значительное социальное расслоение населения, а также формирование инфраструктуры свободного рынка.
Исходя из этих причин, автор разделят позицию, во-первых, о необходимости создания государством условий для ослабления монополистического влияния на цены в аграрно-промышленном комплексе, путем стимулирования конкуренции на продовольственном рынке и обеспечения доступа сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли. Это предполагает увеличение объемов государственных закупок сельскохозяйственной продукции в региональные и федеральные фонды, которые должны осуществлять администрации субъектов РФ по рыночным ценам.
Во-вторых, автор считает необходимым предоставление первоочередного доступа сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли - розничным продовольственным рынкам в городах и на селе, создавать условия для открытия фирменных магазинов сельскохозяйственных организаций и кооперативов, развития предприятий переработки, использующих давальческое сырье, создание кооперативов по производству, переработке и реализации сельхозпродукции.