Социально-экономическая роль государства по преодолению бедности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:13, дипломная работа

Описание

Целью диссертационного исследования является анализ и оценка бедности как социального феномена в Российской Федерации и ее субъектах, а также выявление позитивных аспектов зарубежного и российского опыта прошлых лет для разработки стратегии сокращения бедности в России.
Для реализации поставленной цели в контексте проведенного научного исследования автором были решены следующие задачи:
проведен анализ существующих концептуальных научных подходов к определению понятия «бедность» как социального феномена;
на основе исследования современных научных источников осуществлена систематизация основных причин и социально-экономических показателей бедности;
аккумулирован актуальный международный позитивный опыт по преодолению неравенства и бедности и выявлена стратегия сокращения бедности, применяемая в настоящее время мировым сообществом, а также рядом ведущих стран, добившихся признанных на мировом уровне успехов в качественном решении данной проблемы;
проведено социально-экономическое исследование особенностей преодоления бедности населения в условиях современного этапа развития субъектов Российской Федерации, в том числе:

Работа состоит из  1 файл

диссертация по бедности.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

   В-третьих, автором обосновывается необходимость принятия мер по регулированию тарифов на коммунальные услуги и транспорт, а также введение льготной системы налогообложения низкодоходных групп населения.

   В диссертации автором представлен анализ федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 года” (продленной до 2012 года), реализация которой, на взгляд диссертанта, является большим шагом для борьбы с приоритетной общенациональной проблемой бедности, от решения которой напрямую зависит демографическое развитие страны, ее продовольственная и социальная безопасность.

       В работе отмечается, что посредством данной федеральной целевой программы сегодня обеспечивается совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села; cоздаются условия, минимально необходимые для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации; формируются в сельских муниципальных образованиях условия, обеспечивающие более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.

   Однако  при этом автором отмечается тот  факт, что в рамках реализации программы  не все регионы России смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников, в связи с чем, отдельные мероприятия этой программы, такие как, например, развитие сетей организаций социальной сферы села, строительство которых осуществлялось преимущественно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, реализовать в 2009 г., а также в ближайшее время представляется затруднительным.

   В контексте проведенного анализа  жизни городского и сельского  населения и существующих проблем в реализации единой социальной политики по преодолению неравенства и бедности автором работы сформулированы шесть направлений стратегического совершенствования действующей социальной политики Правительства РФ:

  • восстановление контроля государства над стратегическими отраслями экономики –  транспорт, машиностроение,  черная и цветная металлургия, нефте- и газодобывающие компании, энергетические компании;
  • увеличение налоговых и неналоговых доходов, доходов от использования госимущества, а также ужесточение требований к тем, кто имеет сверхдоходы;
  • сокращение госаппаратов всех уровней власти и жесткого контроля за использованием бюджетных средств;
  • развитие местного самоуправления, что даст возможность преодолеть иждивенчество, а также поможет воспитать в себе чувство достоинства гражданина Российской Федерации;
  • осуществление пенсионной реформы, направленной на повышение пенсионных выплат.
  • создание программ по развитию отдельных, в первую очередь, отстающих регионов.

   Таким образом, диссертантом отмечается, что  проблема бедности во всех ее проявлениях, на данном этапе, должна быть осознана в нашем государстве как острейшая социальная проблема как на федеральном, так и региональном уровне, представляющая угрозу национальной безопасности страны.  

Выводы

   На  основе проведенного в работе анализа социально-экономической природы явления бедности и ее составляющих, состояния уровня жизни населения Российской Федерации и основных направлений политики российского государства и мирового сообщества по преодолению проблемы бедности, диссертантом были сформулированы следующие выводы, обобщения и рекомендации:

   1. Теоретико-методологический анализ  эволюции сущности понятия «бедность»  позволил констатировать его  неоднозначность и многогранность  в современной науке, что потребовало авторского уточнения термина «бедность» как социально-экономической категории, сущность которого понимается диссертантом как такое состояние индивида, при котором, с одной стороны, он имеет возможность потреблять блага, позволяющие удовлетворять простейшие физиологические и социальные потребности  и, с другой стороны, бедность это сравнительная характеристика, показывающая степень возможности достижения индивида некоторого стандарта жизни, принятого в данном обществе.

   2. Автором установлено, что бедность  и высокая дифференциация в доходах населения является следствием ряда взаимосвязанных факторов:

  • экономических (низкая производительность труда, низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица, неконкурентоспособность ряда отраслей, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест, неквалифицированного или малоквалифицированного труда, сохранение высокой доли убыточных предприятий);
  • социально-медицинских (инвалидность, старость, плохое здоровье, высокий уровень заболеваемости, маргинализация, а также детская безнадзорность и беспризорность, которые могут быть отнесены и к проявлениям бедности);
  • демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
  • социально-экономических (низкий уровень социальных гарантий и соотношений минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом);
  • образовательно-квалификационных (низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация “невостребованности” предлагаемых образования и квалификации спросу на региональном рынке труда);
  • политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);
  • регионально-географических (неравномерное развитие производительных сил, высокое различие в экономическом потенциале регионов, приведшее к наличию депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

   3. В рамках исследования автором сформулирована типологизация понятия «бедность» и выделены ее следующие виды:

   1) абсолютная и относительная бедность (как основные виды бедности). При этом под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности: в пище, жилище, одежде и т.д., либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.

   2) первичная и вторичная бедность. Первичная бедность существует у тех семей, которые при максимально разумном использовании имеющихся средств и сил, не транжиря, организуя рациональный образ жизни, всё равно остаются за порогом бедности; вторичная бедность характеризует такие семьи, у которых основные жизненные потребности не удовлетворяются по причине неразумной траты средств.

   3) “устойчивая” и “плавающая” бедность. «Устойчивая» бедность связана с тем, что бедность, как правило, воспроизводит бедность. Низкий уровень материальной обеспеченности ведёт к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счёте – к деградации. «Плавающая» бедность, более редкая, связана с тем, что бедные, предпринимая усилия, покидают свой круг и, адаптируясь к новым условиям, обретают более качественный уровень жизни.

   4) социальная и экономическая бедность. Социальная бедность относится к “слабым”, экономическая бедность - к “сильным” работникам. Бедность “слабых” – это бедность нетрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психологически неустойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку. Бедность “сильных” возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход,  дающий “нормальный” жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данном обществе уровень благосостояния.

   4. Анализ понятия «бедность» в современных условиях и разработка теоретико-методологических основ его решения требует учета таких социально-экономических показателей, определяющих сущность данного явления, как: уровень жизни, имущественный потенциал, масштаб, культура и субкультура бедности, находящихся в логической взаимосвязи.

   Автором определено, что уровень жизни как важнейшая социальная категория характеризует доходно имущественные возможности населения, обеспечивающие удовлетворение его материальных и духовных потребностей при ограничениях, задаваемых стоимостью жизни. При этом важнейшими факторами уровня жизни выступают: прожиточный минимум и потребительская корзина.

   Имущественный потенциал в современных условиях рассматривается в основном через призму ресурсной обеспеченности.

   Масштаб бедности определяется автором как показатель, выявляющий доли и численность бедных в населении страны или региона.

   Под культурой бедности автором понимается совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживается большинство населения относительно бедности. Под субкультурой бедности понимается совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживаются сами бедные.

   5. Для определения факторов и  эффективности мероприятий по  снижению бедности необходимыми условиями является аккумуляция информационных ресурсов следующих видов: а) о социально-демографическом составе бедных и б) о динамике структуры бедного населения. Именно показатели, характеризующие изменение структуры бедных, на наш взгляд, сегодня на самом деле отражают пути и конкретные методы решения проблемы бедности. Кроме того, для определения приоритетных направлений социальной политики преодоления бедности также важным является анализ позитивных образцов зарубежного опыта и возможностей его адаптации в российских условиях.

   Стратегия борьбы с бедностью  мирового сообщества в современных условиях предполагает три направления: создание экономических возможностей, расширение прав и возможностей бедных слоев, в том числе в отношении занятости, повышение материальной безопасности. Особого внимания также заслуживают результаты борьбы с бедностью в таких показательных и успешных (в рамках этой проблемы) странах, как Бразилия, Китай, Индия и Иордания, опыт которых проанализирован диссертантом в настоящей работе.

   6. Автором сделан основополагающий вывод о том, что при разработке мер, направленных на борьбу с бедностью в России в современных условиях, необходимо рассматривать каждый регион, так как причины бедности в них различаются. В связи с этим на основе параллелей социально-экономической дифференциации между странами мира диссертантом в работе подробно рассмотрены межрегиональные различия в структуре бедности в России, в рамках данного анализа сделан вывод о том, что неоднородность области, значительная внутрирегиональная дифференциация, наблюдаемая по целому ряду экономических и социальных параметров, ставят ряд серьезных проблем для реализации единой политики поддержки малоимущего населения в нашей стране.

   7. Автором установлено, что ключевой проблемой для регионов и для правильной разработки региональной социальной политики, на взгляд диссертанта, является анализ сельской бедности, которая сегодня носит глобальный, многоаспектный и долговременный характер. Ее главными причинами выступают ошибки, носящие общеэкономический характер, связанные с приватизацией государственной и коллективной собственности, что обусловило значительное социальное расслоение населения, а также формирование инфраструктуры свободного рынка.

   В рамках анализа регионального опыта  преодоления бедности на городском  и сельском уровнях позитивный опыт демонстрируют несколько методик предоставления социальной помощи нуждающимся, реализуемые в регионах России. В ряду вышеназванных методик следует назвать методику регионального регулирования минимальных душевых доходов, апробированная в Республике Коми и предусматривающая установление гарантируемого душевого дохода а, следовательно, наиболее полного учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи; косвенный метод оценки нуждаемости, апробированный в Волгоградской области, предполагающий оценку реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов; методику сочетания категориального подхода и расчетного дохода, апробированная в Воронежской области, в числе основных условий предоставления помощи предполагающую наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан.

   Применение  этих методик, на взгляд диссертанта, позитивный потенциал которых может быть использован и в других субъектах Российской Федерации, позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически несостоятельных домохозяйств.

   8. В рамках решения приоритетной проблемы сельской бедности на государственном уровне автором выделен ряд рекомендаций, в числе которых:

   1) в первую очередь необходимо  повысить прозрачность административных  органов, ввести в практику  контроль и оценку деятельности, как властных структур, так и отдельных чиновников, сформулировать ясную, однозначно трактуемую систему персональной ответственности представителей всех уровней власти. 

   2) необходимо инициировать на уровне  государства принятие качественно  нового закона о банкротстве,  который позволил бы государству влиять на политику управления предприятиями и законодательно закрепить ответственность собственника за процессы, происходящие на производстве. 3) следует создать масштабную программу поддержки развития сельских территорий, учитывающую комплекс мероприятий экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на снижение уровня бедности сельского населения и рост качества жизни в сельской местности.

Информация о работе Социально-экономическая роль государства по преодолению бедности в Российской Федерации