Социально-политические интересы и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание

Социальная политика – одно из важнейших направлений внутренней политики государства. Любое государство в той или иной степени социально, так как по мере возможности оно стремится к улучшению уровня жизни населения. Россия, согласно Конституции - социальное государство. За последние годы в стране осуществлен ряд важных шагов в области социальной политики, в том числе по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, демографической политики, произошло усиление социальной ответственности бизнеса.

Содержание

1. Введение.
2. Понятия социально-политических интересов и права
3. Понятие политической системы
4. Роль права в реализации политической системы
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсавая.docx

— 45.93 Кб (Скачать документ)

 

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь  общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения  в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее  основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре  служат [c.648] наиболее важным итогом, показателем  успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение  членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими  интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих  потребности социальных групп и  слоев общества.

 

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при  выборе и обеспечении приоритетов  общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит  важное значение.

 

Право — это совокупность установленных или санкционированных  государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых  обеспечивается мерами государственного воздействия.

Право представляет собой  определенный вид социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме права  в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.

 Сущность права состоит  в том, что его нормы устанавливаются  или санкционируются, т. е. утверждаются  государством, которое гарантирует  их исполнение властной принудительной  силой. Нормы права могут также  устанавливаться непосредственно  самим народом в порядке референдума,  либо в качестве правовых могут  признаваться обычаи, религиозные  или иные нормы. Но исполнение  их всегда обеспечивается принудительной  силой государства. Все другие  социальные нормы не связаны  с государством. Однако связь  права с государством, характеризующая  его сущность не раскрывает  всех черт и характерных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие политической системы

Одно из центральных мест в политической науке занимает категория  “политическая система”. В связи  с тем, что процесс формирования понятийного аппарата в политологии  еще не завершился, не сложился и  единый подход к определению этого  понятия. Например, сторонники конфликтологической  концепции понимают политическую систему  как инструмент легализации и  эффективного разрешения социальных конфликтов. Существуют и другие точки зрения на этот вопрос.

 

Политическая система  — это одно из политологических понятий, позволяющих представить  общество в виде абстрактной теоретической  модели реального общества или его  отдельных элементов. Каждое общество состоит из определенного количества довольно сложных подсистем: производственной, социальной, духовной и политической. Все они отличаются только им свойственными  структурами, функциями, ценностями, нормами  и т.д. Так производственная система  обеспечивает материальную основу жизни  общества. Социальная и духовная, образуя  вместе гражданское общество, способствуют нормальному функционированию разных социальных институтов. Политическая подсистема призвана создавать благоприятные  условия для эффективной деятельности всех участков общественной системы  для полной реализации интересов  всех членов общества. В то же время  каждая из этих сфер (подсистем) может  сохранять жизнеспособность и функционировать  лишь при условии, что все другие если неуспешно, то хотя бы удовлетворительно  исполняют свои функции. Политическая система имеет ряд специфических  задач, которые отличают ее от всех других систем: обеспечение непрерывности, иерархической координации деятельности разных политических субъектов, нахождение механизмов разрешения социальных конфликтов и противоречий, гармонизация общественных отношений, содействие достижению консенсуса разных общественных сил по поводу ценностей.

 

Политическая система  изучалась на протяжении столетий, начиная с Аристотеля, но наиболее существенные результаты были достигнуты лишь в XX ст. в связи с разработкой  и применением системного и структурно-функционального  методов анализа политики (Понятие  «система» заимствовано из электроники  и кибернетики, а его «перенесение»  в политическую науку осуществили  американские ученые Толкотт Парсонс  и Габриель Алмонд и канадец Девид  Истон). Системный анализ основывается на понимании системы (в том числе  и политической) как сложного, многогранного  организма, включающего различные  компоненты(сферы, элементы), составляющие единое целое. Причем, без взаимодействия этих составляющих элементов нормальное функционирование системы невозможно.

Впервые системный метод  для изучения общества, политической системы применил Т. Парсонс, подчеркнув, что при системном анализе  общества главными являются не институты  и их функционирование, а взаимодействие между слоями, индивидами и другими  субъектами политики в разнообразных  подсистемах, с которыми они связаны - политической, социальной, экономической, духовной и др. Канадский политолог  Д.Истон стал основоположником структурно-функционального  метода. Применив системный анализ к формированию модели политической системы, он рассматривает ее с позиции  функционирования. Предложенный Д.Истоном  метод политического анализа  имеет пре­имущество в том, что  он рассматривает политическую системы не только с позиции взаимодействия ее структур, но и с позиции постоянного изменения, динамичного развития в процессе функционирования. Научная значимость моделей систем, разработанных Д.Истоном и Г.Алмондом, заключается в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей разных систем.

 

В современной политологии, в связи с различными критериями, существует около двух десятков интерпретаций  понятия «политическая система». Попытаемся определить это понятие, опираясь на господствующее в современной  науке представление о системе  как об определенной совокупности взаимосвязанных  элементов, образующих прочную целостность  с присущими только ей характерными чертами. Каждая из существующих в обществе подсистем имеет свои существенные черты. Таковой для экономической  подсистемы является собственность, для  правовой - нормы как регуляторы общест­венной жизни, духовной - формирование ценностей, на основе которых формируется  личность, для политической - формирование и осуществление политической власти. Причем, только политическая система  имеет монополию на власть, т.е. именно властные отношения - характернейшая черта  политической системы. Исходя из вышеизложенного, политическую систему можно определить как совокупность государственных  и негосударственных институтов, субъектов политики, осуществляющих власть и управление общественными  процессами, регулирующими отношения  между различными социальными группами и призванными обеспечивать стабильность и порядок в обществе.

Политическая деятельность – совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных  реализации общих социально-политических интересов и целей. В сферу политической деятельности включаются отношения различных социальных субъектов с институтами власти, а ее суть заключается в организации управления людьми. М. Вебер отмечал, что главным аспектом политической деятельности является сохранение «существующих интересов господства».[71]

 

Важнейшей характерной чертой политической деятельности является то, что она ориентирована на коллективных субъектов и подчинена достижению неких общих целей. Ее субъект  всегда выступает в качестве организованной общественной силы, высшим проявлением  которой является государство. Отдельная  личность также может выступать  в качестве субъекта политической деятельности, но при условии, что она действует  в единстве с группой.

 

Ориентированность политической деятельности на реализацию групповых  интересов предполагает ее рациональный, осознанный характер. В то же время, иррациональный компонент в политической деятельности весьма значителен. Она  всегда базируется на определенной идеологии, что неизбежно вытекает из ее ценностной ориентации. Способность идеологии  подменять рациональное постижение действительности часто сказывается  и на характере политической деятельности. Ее мотивация может быть обусловлена  и психоэмоциональными причинами, что особенно проявляется в рамках массовых действий.

 

Наличие в политической деятельности иррационального аспекта проявляется, в частности, в таких его формах, как политический экстремизм. Политический экстремизм – склонность к использованию  крайних, жестких средств политической деятельности; отрицание плюрализма и компромиссов. Его можно разделить  на программный – характерный для тоталитарных режимов; ситуационный – возникающий в обстановке войны или борьбы с преступностью и эмоциональный, часто сопровождающий массовые волнения.

 

В рамках экстремистских форм политической деятельности очень часто  используется такое средство, как  насилие. Политическое насилие –  физическое принуждение, используемое субъектами политики в качестве средства овладения, распределения, использования  и защиты власти. Внешняя эффективность  данного средства обманчива, а насаждаемые  с его помощью ценности плохо  укореняются в сознании.

 

Субъективный характер политической деятельности порождает огромное количество ее вариантов, среди которых можно  выделить три разновидности –  политическое отчуждение, политическую пассивность и политическую активность субъекта.

 

Политическое отчуждение (эскапизм) – состояние субъекта, которое характеризуется его  индифферентным, безразличным отношением к политике; разграничением личных и общественных интересов. Данная ситуация выгодна, прежде всего, для правящих групп. Государственное управление превращается в обслуживание собственных  интересов, что закономерно ведет  к усилению бюрократии. В то же время, политическое отчуждение граждан опасно и для власти, так как потеря социальной опоры неизбежно ведет  к кризису легитимности.

 

Политическая пассивность (политический конформизм) – состояние  субъекта, при котором он не реализует  свои собственные интересы, а находится  под влиянием чужого мнения и стереотипов  массового поведения. Конформистское сознание характеризуется преобладанием  бессознательных мотивов над  реальной оценкой происходящего.

 

 Политическая активность  – состояние субъекта, которое  характеризуется наличием определенной  политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным  на ее реализацию. Данные параметры  политической активности обретаются  постепенно, иногда не минуя регресса. Очень часто первоначальной стадией  активистской политической деятельности  является состояние отрицания  – позиция субъекта, в рамках  которой он отвергает предлагаемые  ему политический порядок и  систему ценностей, что проявляется  в чем-либо политически значимом, например, в абсентизме, участии  в акциях протеста и т. д.  Политическая активность является  оптимальным, но трудно достижимым  вариантом политической деятельности, так как позволяет человеку  в полной мере реализовать  себя в качестве субъекта политики. Вместе с тем, крайнее выражение  политической активности может  принять формы политического  радикализма и экстремизма, что  негативно сказывается на состоянии  политической системы в целом.

 

Процесс осознания себя в  политическом пространстве, умение ориентироваться  в существующей системе ценностей  чрезвычайно важны как для  самого человека, так и для политической системы в целом. Процесс освоения человеком определенных ценностей, норм и правил поведения обеспечивает его включенность в политическую жизнь и называется политической социализацией. По мнению Г. Алмонда, политическая социализация является одной из важнейших  функций политической системы общества, так как обеспечивает исходный материал для ее деятельности – соответствующим  образом ориентированного в политическом отношении индивида.

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль права  в реализации политической системе

Исторически право предшествует политическим явлениям. Его возникновение  и развитие схематично можно представить  следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь  каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность (сначала  инстинктивно, а потом осознанно), т. е. в современном понимании, по сути, реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При этом между  людьми возникают противоречия и, как  их результат,- необходимость привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу  обоих. Фиксация пределов действия свободы  и проверка их практикой общения  означают установление меры свободы  волеизъявления и действий каждого  индивида, возникновение нормы поведения  согласно этой мере.

Информация о работе Социально-политические интересы и право