Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Социальная политика – одно из важнейших направлений внутренней политики государства. Любое государство в той или иной степени социально, так как по мере возможности оно стремится к улучшению уровня жизни населения. Россия, согласно Конституции - социальное государство. За последние годы в стране осуществлен ряд важных шагов в области социальной политики, в том числе по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, демографической политики, произошло усиление социальной ответственности бизнеса.
1. Введение.
2. Понятия социально-политических интересов и права
3. Понятие политической системы
4. Роль права в реализации политической системы
5. Заключение
6. Список использованной литературы
В течение тысячелетий названные грани человеческого существования — жизнь, свобода, собственность и их защита — были неразделимы и носили конкретный, персонифицированный характер, обусловливающий казуальный способ регулирования отношений между людьми. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и потому в процессе общения людей постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивали свободу действий, а с другой — ограничивали ее разумными и справедливыми (с точки зрения социального большинства или определенной социальной силы) рамками. Устанавливалась общепринятая мера, т. е. общая уже для какого-то круга людей (семьи, рода и т. п.) норма (правило).
Сперва эти
Примечательно, что уже на данном этапе развития человечества существовали три основных способа регулирования, которые дошли до наших дней,— запреты, дозволения и позитивное обязывание. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших наказаний запрещали истреблять животных отдельных видов, подниматься на «священную гору», вступать в кровно-родственные браки. Дозволения регулировали сроки и места сбора плодов, пользования общими орудиями и средствами охоты и рыболовства. Позитивное обязывание было направлено на организацию необходимого поведения в процессе приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения.
В эпоху становления производящей экономики, т. е. с возникновением земледелия, скотоводства и ремесел, постепенным расслоением общества на группы, слои и классы, начинается расщепление мононорм на собственно правовые, моральные и религиозные нормы. Кроме того, появляются нормы, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства, быта, культовых церемоний, социальной дифференциацией общества. С рождением письменности и ремесел, по мере развития человеческих знаний о природных явлениях, приобретения производственного опыта происходит накопление норм, определяющих, что надо, что можно и что нельзя делать людям в соответствующих обстоятельствах. Возникает необходимость в упорядочении, обеспечении стабильности и неотвратимости их применения, т. е. потребность в фиксации правовых норм (на камне, глиняных и деревянных дощечках), их систематизации (по сферам деятельности, религиозным обрядам) и обеспечении выполнения (мерами принуждения, религиозным страхом, авторитетом).
Одними из первых в истории
человечества систематизированных
правовых «актов» были агрокалендари,
отражающие понимание человеком
цикличности космических и
С укреплением государства
как основной формы организации
общества появляются новые письменные
источники права (законы, кодексы, своды
законов). Физическое и социальное неравенство,
исторические, демографические и
иные факторы предопределяют и различное
содержание правовых норм. Ряд древнейших
юридических актов (законы Хаммурапи,
реформы Солона, законы Ману) отражали
попытки социально
В период новейшей истории
повышается структурированность
Таким образом сформировались определенные системы взаимосвязанных и взаимодействующих норм (правил поведения), отражающих меру свободы человека, объединений людей в том или ином конкретном обществе.
Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.
1. Право—это результат
деятельности человека, общества
и государства, обозначающий
2. Право несет в себе
социально-ценностный
3. Право — своеобразный
аккумулятор волевых
4. Право играет роль
связующего и опосредующего
5. Право является необходимым
стабилизирующим фактором
6. Источниками права являются
не только нормативные акты
государства, но и обычаи, прецеденты,
а также решения (законы), принятые,
на всенародном референдуме. В
этих случаях регулирующая и
превентивная сила права
В заключение данной и в
качестве пролога следующей главы
отметим, что право и государство
являются результатом развития нашей
цивилизации, достижением общечеловеческой
культуры. С ними связаны социальный
прогресс, осуществление естественных
и приобретенных прав и свобод
человека, становление демократического
правового режима. Потребность человека
и общества в дальнейшем развитии
государства и права, возрастающая
социальная ценность последних необходимо
обусловливают возникновение
Итак, факт власти является совершенно
неизбежно, как прямое последствие
психической природы человека. Цели,
которые при этом ставит себе властвующий,
могут быть самые разнообразные.
Но как только проявление власти получает
общественный характер, ее главной
целью становится создание и поддержание
"порядка". За некоторым достижением
этой задачи та же власть получает задачу
придать порядку нравственный характер,
сделать его орудием
Порядок есть первая, наиболее насущная потребность рождающегося общества. Вообще для всякого процесса какой бы то ни было категории явлений необходим порядок, т. е. известная стройность и определенность совершения этого процесса. При нарушении этого условия данный процесс разрушается и заменяется хаотическим смешением своих элементов.
В мире физическом этот необходимый
порядок достигается
Так как элементы, входящие в процессы этой категории, не самостоятельны, не заключают никакой доли свободы, то стройный порядок их действия достигается сам собой, как средний результат комбинирующихся сил.
В явлениях социальных того же результата, порядка, стройного равновесия и определенной последовательности приходится достигать на иной почве - психологической, среди комбинации элементов, способных и действовать вместе, и идти врозь, и вступать в борьбу, но все на основе ощущений, представлений и хотений.