Социально-политические интересы и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание

Социальная политика – одно из важнейших направлений внутренней политики государства. Любое государство в той или иной степени социально, так как по мере возможности оно стремится к улучшению уровня жизни населения. Россия, согласно Конституции - социальное государство. За последние годы в стране осуществлен ряд важных шагов в области социальной политики, в том числе по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, демографической политики, произошло усиление социальной ответственности бизнеса.

Содержание

1. Введение.
2. Понятия социально-политических интересов и права
3. Понятие политической системы
4. Роль права в реализации политической системы
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсавая.docx

— 45.93 Кб (Скачать документ)

 

В течение тысячелетий  названные грани человеческого  существования — жизнь, свобода, собственность и их защита — были неразделимы и носили конкретный, персонифицированный характер, обусловливающий  казуальный способ регулирования отношений  между людьми. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и  потому в процессе общения людей  постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивали свободу действий, а  с другой — ограничивали ее разумными  и справедливыми (с точки зрения социального большинства или  определенной социальной силы) рамками. Устанавливалась общепринятая мера, т. е. общая уже для какого-то круга  людей (семьи, рода и т. п.) норма (правило).

 

Сперва эти природообусловленные правила жизни существовали в  виде мононорм, соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организационно-регулятивный характер. В эпоху присваивающей экономики  они регулировали добычу и распределение  пищи, закрепляли порядок и структуру  органов управления, процедуры разрешения споров, исполнения ритуалов, обрядов  и т. п. Иными словами, такие мононормы  выполняли практически те же функции, что и современные правовые нормы. И хотя они в силу привычки и  традиций исполнялись в основном добровольно, существовали санкции  за их нарушение — порицание, изгнание из племени, нанесение телесных повреждений, смертная казнь. Субъектами применения мононорм выступали родственники, старшие  по возрасту, общество в целом. Главной  формой (источником) сохранения и передачи нормативного материала последующим  поколениям служили сказания, мифы, легенды.

 

Примечательно, что уже  на данном этапе развития человечества существовали три основных способа  регулирования, которые дошли до наших дней,— запреты, дозволения и позитивное обязывание. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших  наказаний запрещали истреблять животных отдельных видов, подниматься  на «священную гору», вступать в кровно-родственные  браки. Дозволения регулировали сроки  и места сбора плодов, пользования  общими орудиями и средствами охоты  и рыболовства. Позитивное обязывание было направлено на организацию необходимого поведения в процессе приготовления  пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения.

 

В эпоху становления производящей экономики, т. е. с возникновением земледелия, скотоводства и ремесел, постепенным  расслоением общества на группы, слои и классы, начинается расщепление мононорм на собственно правовые, моральные и религиозные нормы. Кроме того, появляются нормы, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства, быта, культовых церемоний, социальной дифференциацией общества. С рождением письменности и ремесел, по мере развития человеческих знаний о природных явлениях, приобретения производственного опыта происходит накопление норм, определяющих, что надо, что можно и что нельзя делать людям в соответствующих обстоятельствах. Возникает необходимость в упорядочении, обеспечении стабильности и неотвратимости их применения, т. е. потребность в фиксации правовых норм (на камне, глиняных и деревянных дощечках), их систематизации (по сферам деятельности, религиозным обрядам) и обеспечении выполнения (мерами принуждения, религиозным страхом, авторитетом).

 

Одними из первых в истории  человечества систематизированных  правовых «актов» были агрокалендари, отражающие понимание человеком  цикличности космических и земных явлений и составленные в соответствии с движением небесных светил (звезд, солнца, луны). Солнечные, лунные агрокалендари  в раннеземледельческих обществах (Месопотамия, Египет и др.) независимо от их действительного происхождения (космического или естественно-земного) представляли собой одновременно величайшее достижение человеческой цивилизации  и новый этап осознания и становления  права.

 

С укреплением государства  как основной формы организации  общества появляются новые письменные источники права (законы, кодексы, своды  законов). Физическое и социальное неравенство, исторические, демографические и  иные факторы предопределяют и различное  содержание правовых норм. Ряд древнейших юридических актов (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы Ману) отражали попытки социально справедливого  решения вопросов. В других источниках (Законы 12 таблиц, Салическая правда, Русская Правда) достаточно ярко выражен сословно-классовый характер правового регулирования. Так, Русская Правда предусматривала за убийство раба вознаграждение его хозяину в размере 5 гривен, за убийство свободного человека — виру в 40 гривен, а за убийство княжеского дружинника — двойную виру в 80 гривен.

 

В период новейшей истории  повышается структурированность общественных систем, усиливается роль государства  в правотворческой деятельности, усложняются фактические отношения. Все это обусловливает и некоторые  особенности правовых норм. Они становятся специализированными, возникает необходимость  их комплексного применения в регулировании  общественных отношений (материальных и процессуальных норм, норм публичного и частного права и т. п.). Более  стабильный характер приобретают логически  выверенные и апробированные внутренние и внешние системные связи  между элементами норм, формируются  различного уровня юридические конструкции, институциональные образования, все  заметнее становится роль правосознания  в правотворческой и правореализующей деятельности.

 

Таким образом сформировались определенные системы взаимосвязанных  и взаимодействующих норм (правил поведения), отражающих меру свободы  человека, объединений людей в  том или ином конкретном обществе.

 

Значение и роль права  в политической системе общества позволяют уяснить следующие  аспекты их соотношения.

 

1. Право—это результат  деятельности человека, общества  и государства, обозначающий пределы  свободы человека. В государственно-организованном  обществе такие пределы (грани)  свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политические притязания с учетом данных пределов.

 

2. Право несет в себе  социально-ценностный потенциал,  будучи одной из составных  частей нормативной основы организации  и функционирования общества. В  его рамках учреждаются политические  институты, определяются полномочия  структурных элементов политической  системы. В правовую форму облекаются  отношения по поводу государственной  власти, взаимосвязи между государственными  органами, политическими партиями, общественными объединениями и  гражданами, с другими государствами.  Иначе говоря, право выступает  в качестве высокоэффективного  и целесообразного •средства  регулирования наиболее важных  общественных отношений.

 

3. Право — своеобразный  аккумулятор волевых устремлений  людей: индивидов, социальных  групп, классов, общества в  целом. В праве достигается  высший консенсус (согласие) всех  воль, определяющий меру свободы  каждого индивида и объединения  в обществе. В силу своей структурированности  и системности право может  аккумулировать волевые устремления  на разных уровнях общественного  организма и поэтому выступать  формой реализации социально-политической  автономии индивидов, их коллективов,  национальных и религиозных сообществ.

 

4. Право играет роль  связующего и опосредующего звена  между политической системой  и гражданским обществом. С  одной стороны, оно собирает  и абсорбирует разнообразную  социальную информацию (юридически  и политически значимую), а с  другой — переводит политические  требования на язык строго  определенных и обеспеченных  государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.

 

5. Право является необходимым  стабилизирующим фактором политической  системы. Упорядоченность и стабильность  политических отношений, регулируемых  правом, обеспечиваются тем, что  нормы права имеют не одномоментный  характер. Они рассчитаны на длительное  во времени существование и  реализуются в строго регламентированных  процессуальных формах.

 

6. Источниками права являются  не только нормативные акты  государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые, на всенародном референдуме. В  этих случаях регулирующая и  превентивная сила права приобретает  общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических  явлений.

 

В заключение данной и в  качестве пролога следующей главы  отметим, что право и государство  являются результатом развития нашей  цивилизации, достижением общечеловеческой культуры. С ними связаны социальный прогресс, осуществление естественных и приобретенных прав и свобод человека, становление демократического правового режима. Потребность человека и общества в дальнейшем развитии государства и права, возрастающая социальная ценность последних необходимо обусловливают возникновение идеи и реальные процессы формирования гражданского общества и правового государства.

 

 

 

 

 

  1. Заключение

Итак, факт власти является совершенно неизбежно, как прямое последствие  психической природы человека. Цели, которые при этом ставит себе властвующий, могут быть самые разнообразные. Но как только проявление власти получает общественный характер, ее главной  целью становится создание и поддержание "порядка". За некоторым достижением  этой задачи та же власть получает задачу придать порядку нравственный характер, сделать его орудием осуществления "правды".

Порядок есть первая, наиболее насущная потребность рождающегося общества. Вообще для всякого процесса какой  бы то ни было категории явлений  необходим порядок, т. е. известная  стройность и определенность совершения этого процесса. При нарушении  этого условия данный процесс  разрушается и заменяется хаотическим  смешением своих элементов.

В мире физическом этот необходимый  порядок достигается ненарушимым  господством так называемых законов  природы, то есть сложным суммированием  механических, химических и т. д. сил.

Так как элементы, входящие в процессы этой категории, не самостоятельны, не заключают никакой доли свободы, то стройный порядок их действия достигается  сам собой, как средний результат  комбинирующихся сил.

В явлениях социальных того же результата, порядка, стройного равновесия и  определенной последовательности приходится достигать на иной почве - психологической, среди комбинации элементов, способных  и действовать вместе, и идти врозь, и вступать в борьбу, но все на основе ощущений, представлений и  хотений.

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы
  2. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г., № 238.
  3. Абдулаев М. Теория государства и права. Учебник. - СПб: Питер, 2003. - 400 с.
  4. Основы права. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Косаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Норма – ИНФРА-М, 2003. – 448 с.
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.
  8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 776 с.
  9. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2007. – 592 с.
  10. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. Ред. В. Д. Перевалов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496 с.
  11. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003.

 


Информация о работе Социально-политические интересы и право