Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:29, статья
Система законодательства об образовании, понимаемая как совокупность законов и подзаконных актов, представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, объединенных в отдельную отрасль законодательства. Основная функция этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования, и, прежде всего, образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из естественного права человека на образование.
Законодательные акты в системе российского законодательства об образовании
К законодательным актам Российской Федерации об образовании относятся Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (ст. 43) и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Принимаемые на федеральном уровне законы определяют общее направление и регламентируют общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации, что позволяет учитывать особенности того или иного региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехуровневую структуру.
В
настоящее время ведомственные
акты по вопросам образования издаются
Министерством образования и
науки РФ, а также находящимися
в его ведении Федеральной
службой по надзору в сфере
образования и науки и
Самым
распространенным видом нормативного
ведомственного акта являются приказы,
поскольку форма приказа в
полной мере соответствует оперативно-
В
силу распорядительного характера
приказов наиболее частым основанием
для их издания является потребность
в утверждении «вторичных»
В развитие норм Закона РФ «Об образовании» в разное время принимались приказы, утверждающие, порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (ст. 33), типовые положения о филиалах ссузов; порядок приема в государственные и муниципальные учреждения начального и среднего профессионального образования (ст. 16; ст. 23); порядок перевода студентов ссузов из одного образовательного учреждения в другое; положение о получении общего образования в форме экстерната; документы по итоговой аттестации и награждению выпускников (п. 3 ст. 19), положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов (п. 4 ст. 15) и о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (п. 3 ст. 35) и другие.
Издание
некоторых «вторичных»
Издание
перечисленных «вторичных»
В
нормативных приказах получили развитие
нормы постановлений
Все упомянутые приказы представляют собой подзаконные акты, содержащие первичные нормы права, то есть, нормативные акты, главным признаком которых является их «правотворческое назначение как актов, оформляющих установления, изменение или отмену правовых норм».12
В
то же время среди ведомственных
актов встречаются так
Такие приказы в целом не содержат новых норм права, поскольку они не развивают, а только излагают нормы других правовых актов. Поэтому следует согласиться с авторитетными исследователями в том, что содержащиеся в таких актах нормы вышестоящих органов имеют юридическую силу, производную от издавшего их органа (то есть, силу закона, указа, постановления или распоряжения Правительства), а сами информационные приказы не обладают юридической силой нормативного ведомственного акта.
В то же время форма приказа в таких случаях выбирается не случайно. Распорядительный характер, свойственный любому приказу, проявляется здесь в предписании, обращенном к определенному кругу должностных лиц, «принять к руководству» нормы объявленных правовых актов. Кроме того, некоторые информационные приказы могут содержать новые нормы, направленные на отмену ведомственных документов, утративших силу в связи с излагаемым решением вышестоящего органа власти. Однако, несмотря на наличие распорядительных предписаний, в целом нормы таких приказов не являются первичными, а потому информационные приказы не могут быть признаны нормативными актами.
Другой
вид ненормативных
Разъясняющий характер имеет Письмо Госкомвуза РФ от 02.04.1996 № 31-32-38ин/08, в котором на основании норм Закона, Типовых положений об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и некоторых постановлений Правительства РФ объясняется порядок оказания дополнительных образовательных услуг. Другим примером разъясняющего письма является Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.01.2005 № 01-16/05-01. Оно содержит разъяснение по поводу новшеств в вопросах получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Письма, содержащие разъяснения, могут называться инструктивными. Примером такого ведомственного акта является инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования от 08.06.1998 № 30, в котором на основании норм Закона РФ «Об образовании» и Гражданского кодекса РФ разъяснялись вопросы, связанные с регулированием правового статуса образовательных учреждений.
Подзаконный характер разъяснений и разъясняющих (инструктивных) писем проявляется в том, что все пояснения основываются на соответствующих нормах законов (или указов Президента) и принятых в их развитие актов Правительства. Эти же черты свойственны и письмам-рекомендациям, которые тоже не содержат новых норм права, но содействуют реализации норм законодательных и других нормативных актов. Например, письмо Министерства образования от 13.05.1996 № 24-М «Об организации обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях», давая рекомендации по организации обучения детей и подростков с девиантным поведением, напоминает о необходимости точного следования нормам соответствующего Типового положения. Другие виды писем (информационные, сопроводительные) не содержат отсылок к законодательным и другим нормативным правовым актам, а направлены на изложение управленческих решений, оформленных в форме нормативного приказа или постановления Правительства РФ, а также содержат информацию о мерах, принимаемых в целях реализации этих решений.
Таким образом, ведомственные акты по вопросам образования представляют собой огромный массив изданных в разное время нормативных и ненормативных документов, регулирующих практически все важнейшие аспекты отношений, возникающих в сфере образования, в том числе, образовательных правоотношений. Хотя к российскому законодательству об образовании могут быть отнесены только нормативные акты органов исполнительной власти (п. 1 ст. 3 Закона), все ведомственные акты, обладая общими свойствами – «подзаконностью, специализированностью и оперативной распорядительностью»13 – выполняют сходные функции в обеспечении правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Являясь важным звеном в правовой цепи, они призваны содействовать реализации законодательных норм, а также принятых в соответствии с ними управленческих решений Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Однако нередко отдельные ведомственные нормы противоречат действующему законодательству, тем самым, нарушая или ограничивая различные образовательные права граждан.
Колоссальный объем и невысокое качество ведомственного нормотворчества заставляют задуматься о возможных путях его сокращения. Очевидно, что нельзя недооценивать важную роль ведомственных актов (как нормативных, так и ненормативных) в формировании массива локальных актов (правовых актов, издаваемых образовательными учреждениями и организациями), особенно в условиях, когда нормы действующих законов об образовании, лишенные правовых механизмов, нуждаются в конкретизации.14 Но при этом необходимо исключить вторжение ведомственной управленческой инициативы в сферу вопросов, входящих в компетенцию образовательного учреждения (организации), и регулируемых исключительно на локальном уровне. Это предполагает отказ от излишне подробного регулирования тех или иных вопросов посредством инструктивных и рекомендательных писем.
Кроме того, представляется, что наиболее важные аспекты образовательных правоотношений, связанные с реализацией субъективных образовательных прав граждан и в настоящее время регулируемые преимущественно посредством ведомственных актов, должны получить более подробное регулирование в нормах законодательных актов. Тем самым будет создана правовая основа для локального нормотворчества, которое может и должно развиваться не столько на основании управленческих решений, сколько преимущественно на основе норм законов.
Информация о работе Современная система Российского законодательства об образовании