Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрытие темы: «Современное государство и церковь». Эта тема проблемная, и в тоже время актуальная в нашем обществе. Проблемная в связи с тем, что государство формально исключает церковь из своего состава.
Говоря о взаимоотношении государства и церкви, затрагивается важная область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, которые касаются его личных убеждений и взглядов. С другой же стороны – неизбежно раскрываются качественные характеристики нашего общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права граждан.
Введение
Взаимоотношение государства и церкви
Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви
Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации
Церковь и государство в политической системе
Место православной церкви в политической системе Российской Федерации
Механизмы взаимодействий между государственными институтами и русской православной церковью
Заключение
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Современное государство и церковь |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение
Заключение
Список использованных источников
Глоссарий
Приложение
Целью моей
курсовой работы является
Говоря о взаимоотношении государства и церкви, затрагивается важная область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, которые касаются его личных убеждений и взглядов. С другой же стороны – неизбежно раскрываются качественные характеристики нашего общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права граждан.
В своей
курсовой работе я попыталась
выявить место православной
Хотелось бы отметить, что у нашего государства и русской православной церкви имеется более чем тысячелетняя общая история. Именно этому вопросу (об историческом аспекте взаимоотношений церкви и государства) посвящен первый вопрос курсовой работы.
Церковь – общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии.
Политическая
система большинства обществ
формально исключает церковь
из своего состава. Таким
Вообще
в истории отношений
Соотношение
светской и церковной властей
красной нитью проходит через
историю многих государств. Эта
идея послужила основой для
разработки различных
В последнее
время влияние церкви, религиозности,
религиозных норм и ценностей
на жизнь общества в
Рассматривая
положение церкви в
Во все
последующие времена церковь
играла важную роль в обществе.
Она являлась энергичной
Становление
буржуазных общественных
Выдающийся русский юрист и философ И.А. Ильин (1883-1954 гг.) следующим образом определял соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».
В ходе
истории складывались
В силу разных исторических причин, взаимоотношения церковной и государственной власти в русской древности были гармоничными. Впрочем, отступления от канонических норм также имели место (правление Ивана Грозного, столкновение царя Алексея Михайловича с Патриархом Никоном).
Что касается
Синодальной эпохи, то
В настоящее
время в Российской Федерации
действует Федеральный закон
от 26 сентября 1997 г. «О свободе
совести и религиозных
В преамбуле Закона следует особо отметить два фактора. Один заключается в том, что признается особая роль православия в истории России. Это связано, надо полагать, с тем, что православие всегда участвовало в укреплении Российского государства. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным в России. Это не «ранжирование» религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Отсюда и второй фактор: содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).
Имея в виду то, что наше государство – федеративное и в разных его частях существуют и сосуществуют различные конфессии, очень важно подчеркнуть, что названный Федеральный закон является актом прямого действия на всей территории Российской Федерации. Ст. 2 Закона гласит, что законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции РФ, ГК, из данного Федерального закона, из принимаемых на их основании иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ. Вместе с тем в ч. 2 ст. 2 сказано о том, что права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Оно не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Конечно,
отношения государства и
Федеральный
закон 1997 г. Предусматривает различные
пути материального содействия
государства выполнению
Кроме того,
согласно Закону, религиозные организации
вправе использовать для своих
нужд земельные участки,
Нельзя не заметить то, что законодатель исходит из того, что сама по себе деятельность религиозных объединений свободна от государственного вмешательства. Предметом надзора является исполнение ими законодательства. А контролирующий орган своим объектом имеет соблюдение организацией устава не вообще, а в части целей и порядка деятельности.
Следует также отметить, что в новом Федеральном законе достаточно внимания уделено принципам отношений государства и религиозных организаций в публичной сфере. Исходя из признания светского характера Российского государства, Закон устанавливает, что деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.