Современное государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие темы: «Современное государство и церковь». Эта тема проблемная, и в тоже время актуальная в нашем обществе. Проблемная в связи с тем, что государство формально исключает церковь из своего состава.
Говоря о взаимоотношении государства и церкви, затрагивается важная область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, которые касаются его личных убеждений и взглядов. С другой же стороны – неизбежно раскрываются качественные характеристики нашего общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права граждан.

Содержание

Введение
Взаимоотношение государства и церкви
Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви
Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации
Церковь и государство в политической системе
Место православной церкви в политической системе Российской Федерации
Механизмы взаимодействий между государственными институтами и русской православной церковью
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Згонник Ю.В. - Теория государства и права.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

     Церковь участвует  в формировании нормативно-правового пространства, которое регулирует деятельность религиозных организаций. Она имеет возможность влиять на изменение федерального законодательства. Русская Православная Церковь взаимодействует с государственными институтами в области изменения существующего законодательства следующим образом: озвучивает свое видение содержания законопроекта лично представителями Церкви или с помощью органов Церковного управления, или с помощью промежуточного института (например, Русским народным собором), а затем коммуникации с государственными институтами, в рамках которых реализуется поставленная задача.

     Президент Российской  Федерации играет важную роль  во взаимодействии государственных  институтов с Русской православной  церковью. Он может реализовывать как прямые, так и косвенные механизмы институционального взаимодействия, в рамках своих полномочий, а также демонстрировать поддержку церкви как частное лицо. Президент может брать на себя посредническую функцию для урегулирования конфликтов Русской православной церкви с государственными институтами и различными религиозными организациями.

    В связи с тем, что  государство ограничивает возможности  церкви участвовать и воздействовать  на избирательный процесс, Русская православная церковь оказалась практически исключена из электорального процесса. Церковь может оказывать только косвенное влияние на избирателей, способствуя голосованию за определенного кандидата или повышая явку на избирательные участки, однако этот механизм в настоящее время не является эффективным.

     Русская православная  церковь все чаще оказывает  поддержку стратегическим государственным  инициативам – укреплению вертикали  власти, антитеррористической деятельности  и т.п. В 2000 году начался новый виток подписания соглашений между РПЦ и государственными институтами, который призван перевести отношения между государством и церковью в правовое поле, тем не менее, по большинству вопросов решения принимаются в результате неформальных взаимодействий.

     Во взаимоотношениях  государства и церкви важную роль играет вопрос возвращения собственности Русской православной церкви. Президент В. В. Путин и правительство РФ взяли курс на формализацию процедуры передачи собственности РПЦ, и на ее правовое обоснование. В последнее время наблюдаются даже попытки законодательно отменить ряд налоговых и иных льгот религиозным организациям, однако сегодня церковь уже имеет достаточный лоббистский ресурс, чтобы оказывать сопротивление подобным инициативам. Этого ресурса РПЦ хватает на то, чтобы выводить решение проблем на самый высокий уровень, однако окончательное решение во многом зависит от личной позиции главы государства.

     Участие РПЦ в процессе  политической социализации проявляется  не только в рамках социализирующей  активности через традиционные  для религиозной организации каналы трансляции ценностей. РПЦ как агент политической социализации может не только транслировать политические ценности, но и участвовать в их формировании благодаря внесению в них элементов церковно-политической программы. Особенностью функционирования православной церкви в политической системе России является то, что она для трансляции ценностей активно задействует ресурсы других агентов политической социализации, представленных в том числе и государственными институтами. Православная церковь имеет собственный взгляд на политические реалии и стремится его донести до общества, но при этом не находится в состоянии конкуренции с государственными институтами.

     На сегодняшний день  недостаточно проработано правовое  обоснование возможности взаимодействия РПЦ и армии. Стратегической задачей церкви при осуществлении взаимодействий с государственными институтами в области сотрудничества с Вооруженными силами является поэтапное введение в армейские структуры института военных священников.

     Наиболее плодотворное  сотрудничество между РПЦ и  государством наблюдается в сфере  международных отношений. Деятельность  церкви протекает с привлечением  ресурсов государства и в тесной  согласованности с работой государственных  институтов политической системы РФ. Православная церковь оказывает поддержку государственным внешнеполитическим инициативам, она имеет возможность выступать в качестве неформального канала коммуникации между политическими системами РФ и других государств.

     В настоящее время в государстве отсутствует долгосрочная стратегия взаимоотношений с религиозными организациями, что приводит к непоследовательности государственных решений, невозможности легального использования ресурсов РПЦ в государственных интересах. Механизмы политического взаимодействия государственных институтов и РПЦ позволяют решать широкий спектр задач, которые стоят перед государством и церковью.

     Особую актуальность  приобретает формирование новых  легальных механизмов взаимодействия  государственных институтов РФ и РПЦ, которые находятся в правовом поле и отвечают реалиям институциональной трансформации политической системы РФ.         

 

 

Заключение

     Современное государство  представляет собой сложную структуру,  влияние которой на различные  стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует. Чем больше человек интересуется обществом, в котором он живет, взаимодействием его составных частей, тем проще ему в этом обществе жить. Также и религия помогает человеку в правильном осмыслении многих жизненных вопросов. Религия в последнее время начала играть значительную роль в форме социального института. Она как кладезь национальной культуры и истории, как колыбель философско-этического учения.

    Решение этических проблем  взаимоотношений государства и церкви должно стать предметом тщательного и глубокого изучения, даже наравне с проблемами экологии, прав человека, безопасности и других вопросов. В своей курсовой работе я попыталась раскрыть примеры таких решений, основные направления развития государства и церкви.

     В России именно  православие внесло решающий  вклад в развитие культуры  и государственности, способствовало  формированию нации, и сегодня  именно Православная церковь  пользуется народным доверием  и немалым авторитетом как в нашей стране, так и в мире. Поэтому значение христианской религии для общества чрезвычайно велико.

     В своей работе  я раскрыла тему многовековой  истории российского православия,  которая переживала периоды расцвета  и гонений, ослабления связей Церкви и государства и гармоничного взаимодействия. Итак, можно сделать вывод, что в настоящее время светская и церковная власть пришли к взаимопониманию.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Архиерейский собор

Поместный собор, в котором  участвуют исключительно епископы. Высший орган иерархического управления Русской Церкви

2

Государство

Политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом

3

Епископ

В современной Церкви – лицо, имеющее  третью, высшую степень священства, иначе архиерей

4

Патриарх

Титул предстоятеля автокефальной  православной Церкви в ряде Поместных  Церквей. Высший духовный сан.

5

Православие

Одно из трех основных (наряду с  католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Это единственное исповедание  христианской веры, которое хранит учение Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно  изложено в Священном Писании

6

Религиозная организация

По законодательству РФ – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образовавшееся в целях совместного исповедания  и распространения веры

7

Священство

В общехристианском использовании  – посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды

8

Синод

Собрание представителей христианской церкви для разрешения вопросов и  дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества

9

Церковь

Архитектурное сооружение, предназначенное  для совершения богослужений и религиозных  обрядов

10

Христианство

Авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете


 

Список использованных источников

1

А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Проблемы  теории государства и права», 2005.

2

С.А. Авакьян «Свобода вероисповедания  как конституционно-правовой институт», Вестник Московского университета, 1999.

3

Н.С. Волков «Государственно-церковные  отношения в условиях демократизации общественной жизни»

4

Ю.Н. Бакаев «История государственно-церковных  отношений», Хабаровск, 1994.

5

В. Цыпин «Церковное право»

6

О.В. Алешина «Семейное и жилищное право», 2009

7

Основы социальной концепции  Русской Православной Церкви, Москва, 2000.

8

М.М. Рассолов «Проблемы теории государства  и права»

9

М.Н. Марченко «Теория государства  и права»

10

В.Н. Хропанюк «Теория государства  и права»


 

Приложения

Здесь разместите порядковую букву приложения. Нумерация приложений должна быть сквозная, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Порядковый номер может проставляться  как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице  должно строго соответствовать количеству приложений. Пустых строк в таблице быть не должно.

Здесь разместите файл приложения.





Информация о работе Современное государство и церковь