Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрытие темы: «Современное государство и церковь». Эта тема проблемная, и в тоже время актуальная в нашем обществе. Проблемная в связи с тем, что государство формально исключает церковь из своего состава.
Говоря о взаимоотношении государства и церкви, затрагивается важная область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, которые касаются его личных убеждений и взглядов. С другой же стороны – неизбежно раскрываются качественные характеристики нашего общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права граждан.
Введение
Взаимоотношение государства и церкви
Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви
Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации
Церковь и государство в политической системе
Место православной церкви в политической системе Российской Федерации
Механизмы взаимодействий между государственными институтами и русской православной церковью
Заключение
Список использованных источников
В свою
очередь на основе
Несомненно,
участие в политических
В целом
в Российской Федерации
Современная Россия продолжает поиск новой модели церковной политики государства. Навязывание идеала из преодоленного прошлого есть проявление социального утопизма или авантюризма, что неизбежно приведет к разжиганию мировоззренческой нетерпимости, религиозных конфликтов, смыкающихся, в перспективе, с национализмом. Результатом может стать распад России как многонационального и многоконфессионального государства, который на долгие десятилетия лишит страну шансов на продвижение вперед.
Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и сотрудничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания.
Невозможно участие
церковного Священноначалия и
священнослужителей, а следовательно,
и церковной Полноты, в
В истории Церкви
имеется немало случаев
В XX столетии священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви являлись членами некоторых представительных органов власти, в частности, Государственной Думы Российской Империи, Верховных Советов СССР и Российской Федерации, ряда местных советов и законодательных собраний.
В некоторых случаях участие священнослужителей в деятельности органов власти приносило пользу Церкви и обществу, однако нередко подобное участие порождало нестроения и разделения. Это имело место в особенности тогда, когда допускалось членство священнослужителей лишь в определенных парламентских фракциях, а также когда клирики выдвигали свои кандидатуры на выборные должности без церковного благословения. В целом практика участия священнослужителей в деятельности органов власти показала, что таковое практически невозможно без принятия на себя ответственности за вынесение решений, удовлетворяющих интересам одной части населения и противоречащих интересам другой его части, что серьезно осложняет пастырскую и миссионерскую деятельность священнослужителя. В то же время история показывает: решение об участии или неучастии священнослужителей в политической деятельности принималось и должно приниматься исходя из потребностей каждой конкретной эпохи, с учетом внутреннего состояния церковного организма и его положения в государстве. Однако с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на профессиональной основе, решается однозначно отрицательно.
Архиерейский Собор, состоявшийся в 1997 г. развил принципы взаимоотношений Церкви с политическими организациями, не благословив священнослужителям быть членами политических объединений. В определении Собора «О взаимоотношениях с государством и светским обществом», в частности, говорится: «Приветствовать диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные контакты не носят характера политической поддержки. Считать допустимым сотрудничество с такими организациями в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки… Считать недопустимым участием архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней».
Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.
Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства.
Участвуя в управлении
государством и в политических
процессах, православный
В то же время
христианин – политик или
Участие православных мирян в деятельности органов власти и политических процессах может быть как индивидуальным, так и в рамках особых христианских (православных) политических организаций или христианских (православных) составных частей более крупных политических объединений. В обоих случаях чада Церкви имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности. В то же время миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян.
Архиерейский Собор
Русской Православной Церкви 1994
года постановил полагать
В соответствующем
же определении Архиерейского
Собора 1997 года, в частности, говорится:
«Полагать возможным участие
мирян в деятельности
Существование христианских
(православных) политических организаций,
а также христианских (православных)
составных частей более
Во взаимоотношениях
церковной Полноты с
Организации православных
христиан не должны носить
характера тайных обществ,
Русская православная церковь, оставаясь отделенной от государства, выступает как объектом государственной политики, подчиняясь законам, так и субъектом политики, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.