Современное государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие темы: «Современное государство и церковь». Эта тема проблемная, и в тоже время актуальная в нашем обществе. Проблемная в связи с тем, что государство формально исключает церковь из своего состава.
Говоря о взаимоотношении государства и церкви, затрагивается важная область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, которые касаются его личных убеждений и взглядов. С другой же стороны – неизбежно раскрываются качественные характеристики нашего общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права граждан.

Содержание

Введение
Взаимоотношение государства и церкви
Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви
Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации
Церковь и государство в политической системе
Место православной церкви в политической системе Российской Федерации
Механизмы взаимодействий между государственными институтами и русской православной церковью
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Згонник Ю.В. - Теория государства и права.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

     В свою  очередь на основе конституционного  принципа отделения религиозных  объединений от государства Законом  определено, что религиозное объединение:  создается и осуществляет свою  деятельность в соответствии с собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти. Если в одних случаях отношений государства и религиозных объединений в публичной сфере все более или менее ясно, в других это утверждать нельзя. Например, при вступлении в должность Президента Российской Федерации присутствовали главы наиболее распространенных конфессий России и от имени их всех Патриарх Московский и Всея Руси выступал с поздравлениями Президенту и пожеланиями ему успешной работы. Вполне очевидно, что о религиозном обряде, о церемонии здесь говорить не приходится. Соответствующие лица просто представляли большие группы граждан России, а их участие в инаугурации Президента свидетельствует не только о высоком авторитете религий, но и о конструктивных отношениях церковных иерархов с руководством государства. Однако в последнее время имеют место факты освящения священнослужителями введения в действие новых государственных учреждений, воинских частей, военных кораблей и т.д. В подобных ситуациях следовало бы уточнить, как нужно расценивать такую деятельность священнослужителей, необходима ли она, не является ли это косвенной формой превратного понимания норм Закона.

     Несомненно, участие в политических партиях  – личное дело верующих, так же как и желание быть избранным депутатом представительного органа, главой муниципального образования и т. д. Однако ряд конфессий уже в 1990 г. определился в этом плане, что священнослужителям все-таки нецелесообразно становиться депутатами. Уж очень было сильным и остается таковым противостояние внутри представительных органов государственной власти или местного самоуправления по партийному признаку. Задача же религиозного деятеля заключается в содействии социальному миру, духовной терпимости людей. Одновременно требует взвешенной оценки присутствие государственных деятелей на религиозных церемониях во время религиозных праздников. Как частное лицо Президент РФ, конечно же, может посетить церковь во время богослужения. Но поскольку происходит это обычно только в самые большие праздники и в главном кафедральном соборе, где обряд осуществляется Патриархом, появление на такой церемонии Президента выглядит как бы политическим шагом, выражением косвенной государственной благосклонности к данной религии. Не принадлежа к другим вероисповеданиям, Президент не посещает, например, мечеть, синагогу или буддийский храм во время больших праздников соответствующих религий. В свою очередь региональные лидеры, следуя данному примеру, посещают по торжественным дням храмы тех религий, к которым сами принадлежат.

     В целом  в Российской Федерации сегодня  созданы необходимые конституционно-правовые  предпосылки полноценного осуществления  каждой личностью свободы совести  и религиозного исповедания, а  также деятельности религиозных групп и организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы – важный фактор демократизма страны и ее конституционного строя.

     Современная  Россия продолжает поиск новой  модели церковной политики государства. Навязывание идеала из преодоленного прошлого есть проявление социального утопизма или авантюризма, что неизбежно приведет к разжиганию мировоззренческой нетерпимости, религиозных конфликтов, смыкающихся, в перспективе, с национализмом. Результатом может стать распад России как многонационального и многоконфессионального государства, который на долгие десятилетия лишит страну шансов на продвижение вперед.

 

  1. Церковь и государство в политической системе

 

    1. Место православной церкви в политической системе Российской Федерации

     Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и сотрудничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания.

     Невозможно участие  церковного Священноначалия и  священнослужителей, а следовательно,  и церковной Полноты, в деятельности  политических организаций, в предвыборных  процессах, таких, как публичная  поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.

     В истории Церкви  имеется немало случаев общецерковной  поддержки различных политических  доктрин, взглядов, организаций и  деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти. В других случаях подобная поддержка была следствием давления государства или политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри Церкви, к отходу от нее части нетвердых в вере людей.

     В XX столетии священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви являлись членами некоторых представительных органов власти, в частности, Государственной Думы Российской Империи, Верховных Советов СССР и Российской Федерации, ряда местных советов и законодательных собраний.

     В некоторых случаях  участие священнослужителей в  деятельности органов власти приносило пользу Церкви и обществу, однако нередко подобное участие порождало нестроения и разделения. Это имело место в особенности тогда, когда допускалось членство священнослужителей лишь в определенных парламентских фракциях, а также когда клирики выдвигали свои кандидатуры на выборные должности без церковного благословения. В целом практика участия священнослужителей в деятельности органов власти показала, что таковое практически невозможно без принятия на себя ответственности за вынесение решений, удовлетворяющих интересам одной части населения и противоречащих интересам другой его части, что серьезно осложняет пастырскую и миссионерскую деятельность священнослужителя. В то же время история показывает: решение об участии или неучастии священнослужителей в политической деятельности принималось и должно приниматься исходя из потребностей каждой конкретной эпохи, с учетом внутреннего состояния церковного организма и его положения в государстве. Однако с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на профессиональной основе, решается однозначно отрицательно.

     Архиерейский Собор,  состоявшийся в 1997 г. развил принципы взаимоотношений Церкви с политическими организациями, не благословив священнослужителям быть членами политических объединений. В определении Собора «О взаимоотношениях с государством и светским обществом», в частности, говорится: «Приветствовать диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные контакты не носят характера политической поддержки. Считать допустимым сотрудничество с такими организациями в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки… Считать недопустимым участием архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней».

     Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.

     Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства.

     Участвуя в управлении  государством и в политических  процессах, православный мирянин  призван основывать свою деятельность  на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и  милосердия, на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.

     В то же время  христианин – политик или государственный  муж – должен ясно осознавать, что в условиях исторической  реальности, а тем более в контексте нынешнего разделенного и противоречивого общества, большинство принимаемых решений и предпринимаемых политических действий приносит пользу одной части общества, одновременно ограничивая либо ущемляя интересы и желания других. Многие из упомянутых решений и действий неизбежно сопряжены с грехом или попустительством греху. Именно поэтому от православного политика или государственного деятеля требуется крайняя духовная и нравственная чуткость.

     Участие православных  мирян в деятельности органов власти и политических процессах может быть как индивидуальным, так и в рамках особых христианских (православных) политических организаций или христианских (православных) составных частей более крупных политических объединений. В обоих случаях чада Церкви имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности. В то же время миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян.

     Архиерейский Собор  Русской Православной Церкви 1994 года постановил полагать допустимым  членство в политических организациях  «мирян и создание ими самими  таких организаций, которые, в  случае наименования себя христианскими  и православными, призываются к большему взаимодействию с церковным Священноначалием (см. Приложение А). Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде».

     В соответствующем  же определении Архиерейского  Собора 1997 года, в частности, говорится:  «Полагать возможным участие  мирян в деятельности политических  организаций и создание ими  таких организаций в случае, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным Священноначалием. Постановить, что подобные организации, как участвующие в политическом процессе, не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви…»

     Существование христианских (православных) политических организаций,  а также христианских (православных) составных частей более широких  политических объединений воспринимается  Церковью как положительное явление,  помогающее мирянам сообща и осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам.

     Во взаимоотношениях  церковной Полноты с христианскими  (православными) политическими организациями,  в деятельности которых участвуют  православные миряне, а также  с отдельными православными политиками и государственными деятелями, могут возникать ситуации, когда заявления или действия этих организаций и лиц существенно расходятся с общецерковной позицией по общественным вопросам либо мешают реализации такой позиции. В подобных случаях Священноначалие устанавливает факт расхождения позиций и публично объявляет об этом во избежание смущения и недоразумений среди верующих и широких слоев общества. Констатация такого расхождения должна побудить православного мирянина, который участвует в политической деятельности, задуматься о целесообразности его дальнейшего членства в соответствующей политической организации.

     Организации православных  христиан не должны носить  характера тайных обществ, предполагающих  исключительное подчинение своим лидерам и сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации в ходе консультаций с церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь ни в коем случае не одобрит участие православных христиан, а тем более священнослужителей и в не православных обществах такого рода, поскольку они не соответствуют ее каноническому строю.

 

 

    1. Механизмы взаимодействий между государственными институтами и русской православной церковью

     Русская православная  церковь, оставаясь отделенной  от государства, выступает как объектом государственной политики, подчиняясь законам, так и субъектом политики, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.

Информация о работе Современное государство и церковь