Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:56, курсовая работа
Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития, зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.
Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Современное понимание территориально – государственного устройства
1.1. Понятие территориального устройства…………………………………5
1.2. Формы государственного устройства……………………………………7
ГЛАВА II. Характеристика форм территориально – государственного устройства
2.1. Унитарные государства: понятие, особенности……………………….. 10
2.2. Федеративные государства: понятие и особенности……………………11
2.2.1. Имитация федерализма…………………………………………………14
2.2.2. «Мягкая» федерация…………………………………………………… 15
2.3. Конфедерация как переходная форма государства……………………15
ГЛАВА III. Специфика федеративного устройства Российской Федерации
3.1. Юридическая природа российского федеративного государства……20
3.2. Государственный суверенитет РФ……………………………………….22
Заключение………………………………………………….…………………..27
Список источников и литературы ……………………………………………28
Приложения……………………………………………………………….……30
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Современное понимание территориально – государственного устройства
1.1. Понятие территориального устройства…………………………………5
1.2. Формы государственного устройства……………………………………7
ГЛАВА II. Характеристика форм территориально – государственного устройства
2.1. Унитарные государства:
понятие, особенности……………………….
2.2. Федеративные государства: понятие и особенности……………………11
2.2.1. Имитация федерализма…………………………………………………
2.2.2. «Мягкая» федерация…………………………………………………… 15
2.3. Конфедерация как переходная форма государства……………………15
ГЛАВА III. Специфика федеративного устройства Российской Федерации
3.1. Юридическая природа
российского федеративного
3.2. Государственный суверенитет РФ……………………………………….22
Заключение………………………………………………….
Список источников и литературы ……………………………………………28
Приложения……………………………………………………
Введение
Административно-
Административно-
Формирование административно-
Основная цель курсовой работы состоит в изучении территориально – государственного устройства, закономерностей его развития. Важно также выяснить место территориально – государственного устройства в государственной системе.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию территориально – государственного устройства.
2. Рассмотреть формы территориально – государственного устройства.
3. Охарактеризовать унитарные, федеративные государства, конфедерации.
4. Определить специфику федеративного устройства Российской Федерации.
К настоящему моменту мы имеем огромный объём как теоретических исследований, так и практических примеров. Опираясь на них, я попытаюсь раскрыть понятие территориально – государственного устройства, его признаки, формы, рассмотрю специфику федеративного устройства РФ.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Соответственно в первой главе будут рассмотрено само понятие территориально – государственного устройства, его формы.
Вторая глава будет посвящена характеристике каждой из форм территориально – государственного устройства в частности.
В третьей главе
будет рассмотрена специфика
применения принципа
В заключительной
части курсовой работы я
Данная курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 года и действующего российского законодательства, а также исследований данной проблемы в зарубежной и отечественной литературе.
Данная курсовая написана на основе работ Хропанюка В.Н., Абдулатипова Р.Г., Комарова С.А., Макарычева А.А.
ГЛАВА I. Современное понимание территориально – государственного устройства
1.1. Понятие территориального устройства
Рассматривая вопрос о форме государства, необходимо иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Но не только. Это ещё и вопрос о национально – государственном и административно – территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.
Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия "устройство государства" в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.1
Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи с национально – государственной и административно – территориальной организацией государства.
Необходимость определённым образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. - государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.
После определённого порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.2
Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.
Наконец, субъективные и даже случайные факторы - заимствования, политико – правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое - тоже влияют на территориальную организацию государства.3
Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Теория государства и права выделяет несколько видов территориального устройства государства.
1.2. Формы государственного устройства
Существуют две основные формы государственного политико-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство, подобные образования или даже государства - субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как «государство».4 Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.
Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты. 5
Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия.
Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств – членов.
Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико – территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.
Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.
Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации.
Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица, а во Франции - судебный округ и избирательный округ по выборам генерального совета департамента. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Канаде, Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение переводы таких названий часто не основываются на едином принципе: применительно к Италии мы говорим об областях, а применительно к Франции - о регионах, хотя очевидно, что это - одно и то же. Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине, а к Франции - о регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) - всегда самоуправляющаяся единица, равно как и город (за исключением не которых столичных городов), тогда как другие единицы могут и не иметь самоуправления (например, болгарские области, германские правительственные и административные округа).
ГЛАВА II. Характеристика форм территориально – государственного устройства
2.1. Унитарные
государства: понятие,
Унита́рное госуда́рство
— форма государственного устройства,
при котором его части являются административно-
Основные признаки унитарного государства:
Информация о работе Современное понимание территориального - государственного устройства