Современное понимание территориального - государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития, зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Современное понимание территориально – государственного устройства
1.1. Понятие территориального устройства…………………………………5
1.2. Формы государственного устройства……………………………………7
ГЛАВА II. Характеристика форм территориально – государственного устройства
2.1. Унитарные государства: понятие, особенности……………………….. 10
2.2. Федеративные государства: понятие и особенности……………………11
2.2.1. Имитация федерализма…………………………………………………14
2.2.2. «Мягкая» федерация…………………………………………………… 15
2.3. Конфедерация как переходная форма государства……………………15
ГЛАВА III. Специфика федеративного устройства Российской Федерации
3.1. Юридическая природа российского федеративного государства……20
3.2. Государственный суверенитет РФ……………………………………….22
Заключение………………………………………………….…………………..27
Список источников и литературы ……………………………………………28
Приложения……………………………………………………………….……30

Работа состоит из  1 файл

тгп курсовая-1.docx

— 61.92 Кб (Скачать документ)

- Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

- Единые для всей страны высшие органы власти;

- Единая система законодательства;

- Единое гражданство;

- Единая денежная единица.

   Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

   Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

- характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

- объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства.

  Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.7 В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

   Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

   Иногда выделяют:

- государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым);

- государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями));

- государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

 

 

2.2. Федеративные государства: понятие и особенности

 

    Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью (приложение 2).8

   Основные признаки федеративного государства:

  - в федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);

- наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);

- они наделены правом принимать региональные законы;

- у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

   При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

   Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

- В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

- Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

   В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

    В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

   Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).9

    Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

- симметричные;

- асимметричные.

   В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

   По особенностям формирования федерации выделяют:

- территориальные;

- национальные;

- смешанные.

   При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

   По способу образования федерации делятся на:

- договорные;

- конституционные.

   Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

   Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

 

2.2.1. Имитация федерализма

 

   Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

   Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

 

 

 2.2.2. «Мягкая федерация»

 

   «Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада[источник не указан 160 дней] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Суверенных Республик) также будет «мягкой федерацией».

 

 

2.3. Конфедерация  как переходная форма государства

 

   Конфедера́ция — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

   Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

   История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».10

   Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

   Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1-ого августа 1291-ого года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803-м году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847-м году.

  Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.

   На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.

  Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.

  Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

  В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

  Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — мягкая федерация.

  Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.

   При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.

  Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

Информация о работе Современное понимание территориального - государственного устройства