Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:56, курсовая работа
Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития, зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.
Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Современное понимание территориально – государственного устройства
1.1. Понятие территориального устройства…………………………………5
1.2. Формы государственного устройства……………………………………7
ГЛАВА II. Характеристика форм территориально – государственного устройства
2.1. Унитарные государства: понятие, особенности……………………….. 10
2.2. Федеративные государства: понятие и особенности……………………11
2.2.1. Имитация федерализма…………………………………………………14
2.2.2. «Мягкая» федерация…………………………………………………… 15
2.3. Конфедерация как переходная форма государства……………………15
ГЛАВА III. Специфика федеративного устройства Российской Федерации
3.1. Юридическая природа российского федеративного государства……20
3.2. Государственный суверенитет РФ……………………………………….22
Заключение………………………………………………….…………………..27
Список источников и литературы ……………………………………………28
Приложения……………………………………………………………….……30
В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государства Приднестровье в 1993—2006 в одностороннем порядке объявляло конфедерацию Молдавии и Приднестровья.
Наиболее известные исторические конфедерации — это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.
Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.
ГЛАВА III. Специфика федеративного устройства Российской Федерации
3.1. Юридическая природа российского федеративного государства
Определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), при том, что 81,5 % населения составляют русские, 3,7% -татары, 2,9% - украинцы, 1,2% - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6% - чеченцы и т.д. Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.11
Следует выделить юридические признаки Российской Федерации, которые позволяют отнести ее к числу федеративных государств:
1) территория Российской
Федерации состоит из
2) компетенция между Федерацией
и ее субъектами
3) в российском государстве
верховная законодательная,
4) субъекты Федерации
обладают правом принятия
5) в России существует единое гражданство;
6) в российском парламенте
- Федеральном Собрании
7) внешнеполитическую
Российская Федерация - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Особое правовое, а по ряду позиций привилегированное, положение в России занимают республики, автономные округа, автономная область.12
Конституция РФ 12 декабря 1993 года заложила конституционные основы российского федерализма, среди которых выделяют: целостность и неприкосновенность российской территории; равноправие всех субъектов Федераций; строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; признания обладания государственным суверенитетом за РФ, а не за ее субъектами.
В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федерацию, выделяют два типа федераций: конституционные и договорные.
Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия Конституции, а договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений.
В науке конституционного права относительно юридической природы современной РФ высказываются разные суждения. Одни ученые считают, что закрепленные в Федеративном Договоре система федеративных отношений позволяет считать Россию договорной Федерацией. Другие придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что отечественная Федерация имеет конституционную форму и именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и ее субъектами, обсуждаются вопросы статуса территорий, изменения границ или объема полномочий ее субъектов. Тогда о договорной природе РФ в данном случае речи быть не может. Здесь следует учитывать, что концепция договорной федерации может служить идейным обоснованием распада федерации, т.к. ее субъекты, считая себя равноправными участниками договора, предусматривают возможность его одностороннего расторжения.
И, наконец, высказывается мнение о том, что Россия - конституционно-договорная Федерация. Этот вывод делается на основании того, что ряд положений Федеративного Договора нашли отражение в Конституции РФ 1993 года, и он продолжает действовать в части, не противоречащей Основному Закону. Такие концептуальные дискуссии свидетельствуют о не завершенности федеративного строительства в современном российском государстве.
3.2. Государственный суверенитет РФ
Категория суверенитета имеет политико-правовой характер, выражая сущность правовых полномочий государства в его внутренней и внешней политике. Суверенитет - это самостоятельность и свобода нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость в международных отношениях.13 Если конкретизировать данное положение, то можно сказать, что суверенитет - это свойство государственной власти. Составными элементами суверенитета являются верховенство, самостоятельность и независимость.
По отношению к различным властям внутри государства суверенитет означает верховенство государственной власти. Применительно к целям и функциям государства, выбору форм и методов его осуществления суверенитет означает самостоятельность институтов государственной власти. На международной арене суверенитет означает независимость государственной власти.
Государственный суверенитет, выражающий такие существенные свойства государственной власти, как ее верховенство и независимость, реализуется посредством деятельности государства, его органов, через его правовую систему. Поэтому и равнозначны понятия - государственный суверенитет и суверенитет государства.
Государственный суверенитет - это исходящая от народа верховная власть, состоящая в самостоятельном осуществлении государственных функций в рамках национального и международного права.
Несмотря на то, что верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти могут проявляться в различных сферах общественной жизни: в экономике, законодательстве, внутренней и внешней политике, - суверенитет един и неделим.
Согласно устоявшемуся в конституционном праве подходу народ, нация и государство выступают субъектами суверенитета. Отдельными компонентами суверенитета государства являются народ и территория.
Категория суверенитета наиболее важна для федеративного государства, поскольку предполагает конкретизацию объема прав, которыми должна обладать Федерация для обеспечения ее государственного суверенитета. Наличие неотчуждаемых прав Федерации гарантирует сохранение государством его суверенитета.
Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочий государства, тот необходимый минимум, без которого не может существовать суверенное государство. Если суверенитет как определенное свойство государственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может быть речи о его сужении или расширении), то суверенные права - более подвижная категория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства.
К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:
* верховенство Конституции
РФ и федерального
* территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);
* право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. "к" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);
* единые вооруженные силы (п. "м" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);
* единство экономического
пространства, единое финансовое, валютное,
кредитное, таможенное
* исключительное право
на внешнеполитическую и
* управление федеральной
государственной
Российский федерализм характерен тем, что несмотря на четкую определенность положений Конституции РФ об исключительном обладании государственным суверенитетом Российской Федерацией, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации, по прежнему продолжают считать себя суверенными государствами, как это закреплялось в республиканских декларациях о государственном суверенитете 1990-1992 гг. и нашло отражение в Федеративном Договоре 1992 года, республиканских конституциях и других документах.
Статья 61 Конституции Республики Татарстан, например, определяет указанный субъект Федерации в качестве суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.14
Другим примером притязаний на обладание государственным суверенитетом республик являлся Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", где в первой же статье было записано: "Республика Башкортостан - суверенное государство в составе Российской Федерации" (утратил силу).15
Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух тенденциях толкования концепции государственного суверенитета в российском федеративном государстве. Первая, закрепленная в Конституции РФ, основывается на понятии единого, неделимого и распространяющегося на всю территорию Российской Федерации государственном суверенитете, отрицающего какую-либо возможность для субъектов Федерации иметь свой собственный государственный суверенитет.
Вторая тенденция, напротив, заключается в признании суверенитета за республиками в составе Российской Федерации в силу того, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются государствами. Такой подход характерен для внутригосударственных договоров и законодательства республик. Исходя из такого понимания делается вывод, что в России наблюдается сочетание двух суверенитетов в рамках одного государства. Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих в него республик. Тенденция множественности государственного суверенитета таит в себе определенную опасность для существования единого целого федеративного государства.
Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства - государственный флаг, герб, гимн.
Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы Российской Федерации, поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях государства. Столицей России является город Москва, статус которой определяется федеральным законом.
Заключение
Форма государственного устройства - это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями. Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства.
Местные территориальные единицы являются подразделениями унитарных государств и субъектов федераций, а также иных регионов, пользующихся государственной автономией.
Местное управление - это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление через назначаемые вышестоящей властью административные органы.
Местное самоуправление - это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.
Органы местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свою автономию не только от ретивых местных администраторов, но даже от парламентов, президентов и правительств.
Таким образом, форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.
Информация о работе Современное понимание территориального - государственного устройства