Современные подходы к типологии права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение типологии права. Для достижения поставленной цели автором определены следующие задачи:
-изучение типологии как метода научного познания;
-изучение основных подходов к типологии права - формационного и цивилизационного;
-изучение основных правовых систем в современном мире.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения.

Работа состоит из  1 файл

Курсова.docx

— 72.72 Кб (Скачать документ)

     Особенность мусульманского права в том, что  правотворческая роль государства  сводилась главным образом к  санкционированию выводов мусульманско-правовых толков. Роль же основного юридического источника мусульманского права  принадлежала правовой доктрине, а  государство официально санкционировало  ее выводы, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании воли Аллаха и учения определенного  толка. Согласно доктрине ислама исламское  государство не стремится преобразовать  общество и не располагает для  этого средствами; оно лишь призвано обеспечить уважение к божественному  закону.

     Источники мусульманского права. В качестве источников мусульманского права выступают две группы взаимосвязанных норм: предписания Корана и сунны — собрание юридически значимых преданий о поступках, высказывании и молчании пророка Мухаммеда; нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников права — иджма (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов) и кийас — заключение по аналогии.

     1. Коран (от араб. أَلْقُرآن — «чтение») — священная книга ислама, составленная из божественных откровений, ниспосланных пророку Мухаммеду начиная с 610 г. до его смерти в 632 г.20. Коран содержит нормы о религиозных обрядах, закрепляет моральные предписания, обычаи и традиции, регламентирующие уклад жизни и образ поведения мусульман. Являясь религиозным текстом, Коран в чем-то сходен с Ветхим Заветом и Евангелием. В то же время положения Корана имеют юридическое значение, его положения выступают источником права. Структурно Коран состоит из общих положений — религиозно-нравственных ориентиров, позволяющих толковать многие его положения, и конкретных правил поведения, своего рода установок о том, как разрешать конкретные споры, конфликты.

     2. Сунна (от араб. سنة — путь, наставление) описание поступков, высказываний, или повествования — хадисы о жизни Пророка Мохаммеда (Магомета), являющих собой образец для подражания правоверным, и инкорпорированные в шести канонических сборниках21. Это религиозные тексты, содержащие толкование Корана. Сунна формировалась с VII по X вв. и преследовала цель задокументировать примеры из жизни Мухаммеда для руководства верующими своих действий. При этом в традициях ислама признание установок Корана строго обязательными, в то время как наложения сунны признаются желательными для выполнения. Преобладающая часть предписаний сунны не имеет нормативно-юридического характера.

     3. Необходимость устранения многочисленных  пробелов в регулировании самых  разнообразных отношений обусловило  появление такого источника, как  иджма.22 По форме иджма представляет собой сборник решений докторов ислама (муджатахидов) относительно разрешения вопросов, которые не урегулированы Кораном и сунной, учредивших новые общеобязательные правила поведения. Обязательность иджмы не вызывала сомнений: только будучи зафиксированными в иджме, нормы права подлежали применению. Со временем иджма приобрела силу источника права. В современных условиях иджма — своего рода догма мусульманского права: при разрешении дела современный судья правовую основу ищет не в Коране, а в положениях, освященных иджмой.

     4. Кийас - «вывод по аналогии», решение сомнительных правовых случаев, не находящих себе ответа ни в Коране, ни в Сунне, ни в согласных решениях друзей, окружавших пророка23. Особенностью такого толкования являлось признание его самостоятельным источником права. Неопределенность мусульманского права (в этом мусульманские правоведы усматривают его достоинство) дает широкий простор для отыскания права в процессе истолкования Корана и сунны. Таким формально-логическим способом в мусульманском праве конструируется норма права. Значение кийаса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и отыскать в самом шариате норму необходимую для решения по аналогии любого дела, не создавая при этом новой нормы и не нарушая фикции мусульманской правовой доктрины (так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе).

     Явившиеся результатом деятельности суннитских и шиитских юридических школ, иджма  и кияс оказали существенное влияние  на эволюцию мусульманского права.

     5. Общие принципы — сформулированные различными богословско-юридическими школами положения, имеющие общий характер. Учитывая архаический характер институтов мусульманского права, и отсутствие систематизации, выработанные доктриной принципы права, имеют важное юридическое значение для этой правовой системы. В некоторых случаях в Коране и сунне не сформулировано правило поведения, на основе которого можно было бы решить конкретное дело. Тогда такое правило формулируется, исходя из анализа и толкования случаев из жизни пророка, его высказываний или молчания, которые имели отношение к ситуациям более или менее аналогичных тем, которую необходимо разрешить. Такой подход позволяет не только устранить пробел в нормативных положениях. Корана или сунны, но и устранить имеющиеся в них противоречия (таких исламские правоведы насчитывают несколько десятков).

     Мусульманская юриспруденция определяет норму  права как общеобязательное правило  поведения, установленное верховным  законодателем Аллахом. Для формирования нормы характерны два пути: прямой — через откровения; опосредованный — через толкование воли Аллаха. В мусульманском праве выделяют: норму «истинную», которую должно применять и имеющую божественное происхождение; норму реальную, применяемую  муджатахидами и имеющую рациональное происхождение.

     По  своему содержанию нормы мусульманского права подразделяются на две группы. К первой группе относят положения, которые содержат оценки поступков  правоверных, подразделяющихся на пять групп: поступки, являющиеся обязательными; те, которые рекомендуются; те, что  разрешаются; те, что не разрешаются; те, что запрещаются. Ко второй группе относят нормы, формулирующие конкретные правила поведения относительно определенных ситуаций, а также устанавливающие  условия осуществления и последствия  определенных деяний.

     Абсолютное  большинство норм мусульманского права  имеют императивный, властный, характер; диспозитивные нормы встречаются редко. Поскольку мусульманское право основано на идее обязательств, возложенных на человека, его нормы не отличаются предоставительно-обязывающим характером; абсолютное большинство регулятивных норм носит обязывающий характер. Своеобразны санкции: за невыполнение обязанностей санкцией, возлагаемой на верующего, считается грех того, кто данную норму нарушает.

     Длительное  время мусульманское право не знало деления на отрасли. Группирование  норм осуществлялось в зависимости  от их тематической оценки (семья, религия  и др.). Ныне мусульманские ученые подразделяют систему мусульманского права на следующие группы норм (отраслей): регулирующих отправление религиозного культа; закрепляющих личный статус правоверных; образующих гражданское право (муамалат); представляющих отрасль «властных  норм» (т.е. регулирующих государственно-управленческие, административные, финансовые отношения); образующих отрасль деликтного (уголовного) права (укубай).

     Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относится судебное (процессуальное) и международное право. Судебное право включает нормы, устанавливающие  право занятия должностей судей  исключительно мусульманами; к числу  важных процессуальных доказательств  в гражданском и уголовном  процессе отнесена клятва именем Аллаха. Судьям при вынесении решения  предоставлена широкая свобода  усмотрения: они вправе руководствоваться  положениями (нормами) мусульманского права, сформулированными различными мусульманскими правовыми школами.

     Международное право, базирующееся на идее существования  двух миров — «мира ислама»  и «мира войны», определяет внешнюю  политику государства с позиции  «мира ислама» — осуществления  политики защиты интересов всех мусульман, в том числе проживающих в  других государствах. Юридически не утративший значения «институт джихада» требует  войны с «неверными» со всеми, кто выступает против мусульман.

     Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения, которые связаны  с его: во-первых, вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской  правовым семьям; во-вторых, кодификацией мусульманского права (так, практически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы); в-третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата.

     Под влиянием правовых систем развитых стран  мусульманская правовая система  эволюционирует. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы, совершенствуется деятельность судов. Наметилась общая тенденция гуманизации  мусульманского права. В 1981 г. принята  Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека24. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман. Декларация провозглашает и гарантирует права на жизнь, на свободу, на равенство и недопущение никакой дискриминации, на справедливость, на справедливый судебный процесс, на защиту против превышения власти, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, право убежища, защиту права немусульманских меньшинств, на обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, на свободу вероисповедания, собраний, гарантированный экономический порядок, на защиту собственности, статус и звание трудящихся, на социальное обеспечение, на создание семьи. Гарантированы права замужней женщины: право жить в доме, где живет ее муж; получать средства, необходимые для поддержания уровня жизни не ниже ее супруга; право расторжения брака (хулы); право наследования; право на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам и др. Гарантированы право на образование, на личную жизнь, на свободу перемещения и места жительства. 

     Заключение 
 

        В результате исследования вопросов, которые были поставлены перед  нами в начале работы,  для  определения понятия типология  права мы смогли сделать следующие  выводы:

     Типология (от греч. τύπος — отпечаток, форма, образец и λόγος — учение, наука ) - метод познания, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их последующая группировка с помощью идеальной модели или типа, а также результат типологического описания.

     Существуют два подхода к типологии права - формационный и цивилизационный.

       При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Исторический тип права - категория, призванная выразить в обобщенных характеристиках единые социально-классовые черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически определенному экономическому базису классового общества. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

     Рабовладельческое право. История Древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели - древневосточную и античную. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное.  Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности.

       Феодальное право - исторический тип права, выражавший государственную волю феодалов, соответствующий экономическим и социально-политическим отношениям феодального общества. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в Новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Информация о работе Современные подходы к типологии права