Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий главы государства и порядка их осуществления.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать характеристику института главы государства;
2. определить полномочия главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах;
3. провести сравнительный анализ полномочий главы государства в РФ и зарубежных странах.
Введение
1 Определение статуса и функций главы государства в Российской Федерации
1.1 Институт главы государства
1.2 Конституционный статус Президента РФ
1.3 Основные функции Президента РФ
2 Порядок осуществления полномочий главы в практике зарубежных государств
2.1. Представительские полномочия
2.2. Полномочия в области государственного управления
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
2.4. Внешнеполитические полномочия
2.5. Полномочия в судебной области
2.6. Чрезвычайные полномочия
3 Сравнительный анализ институтов глав государств в России и за рубежом
Заключение
Список используемой литературы
Статус и функции глава государства
Оглавление
Введение
1 Определение статуса и функций главы государства в Российской Федерации
1.1 Институт главы государства
1.2 Конституционный статус Президента РФ
1.3 Основные функции Президента РФ
2 Порядок осуществления полномочий главы в практике зарубежных государств
2.1. Представительские полномочия
2.2. Полномочия в области государственного управления
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
2.4. Внешнеполитические полномочия
2.5. Полномочия в судебной области
2.6. Чрезвычайные полномочия
3 Сравнительный анализ институтов глав государств в России и за рубежом
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы работы. Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе государства.
Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.
Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.
Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.
Юридически санкционированные исключения из этого правила встречаются крайне редко (например, в законодательстве Ирана).
В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий главы государства и порядка их осуществления.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать характеристику института главы государства;
2. определить полномочия главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах;
3. провести сравнительный анализ полномочий главы государства в РФ и зарубежных странах.
Объект исследования – полномочия главы государства и порядок их осуществления.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий главы государства и порядка их осуществления.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель работы, поставлены задачи.
Первая глава дает представление об институте главы государства, а также о статусе и функциях главы Российской Федерации.
Вторая глава освещает вопросы функций и полномочий глав зарубежных государств.
Третья глава дает сравнительный анализ относительно полномочий глав Российского и зарубежных государств.
В заключении приводятся основные выводы и результаты сравнительного анализа.
Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо[1].
В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти.
Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15 государств — членов Европейского Союза только в одной стране (Франция) глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС — Европейский Совет. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов.
Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ.
Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.
Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать[2].
В качестве главы государства выступают:
— наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, например Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);
— выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;
— узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);
— коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет
— коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.
Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету. Кроме того, обязанности главы государства может выполнять должностное лицо, действующее от имени монарха в одном из государств, входящих в унию (например, в Австралии, Новой Зеландии, которые образуют унию с Великобританией, эти функции выполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из этих государств)[3].
В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности.
Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий.
Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенденции.
В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства[4].
В других — происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором — их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т.д.).
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.
В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган – Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин[5]. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б.Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 г. Президент является, главой государства[6]. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном – с исполнительной властью.
Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.