Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий главы государства и порядка их осуществления.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать характеристику института главы государства;
2. определить полномочия главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах;
3. провести сравнительный анализ полномочий главы государства в РФ и зарубежных странах.
Введение
1 Определение статуса и функций главы государства в Российской Федерации
1.1 Институт главы государства
1.2 Конституционный статус Президента РФ
1.3 Основные функции Президента РФ
2 Порядок осуществления полномочий главы в практике зарубежных государств
2.1. Представительские полномочия
2.2. Полномочия в области государственного управления
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
2.4. Внешнеполитические полномочия
2.5. Полномочия в судебной области
2.6. Чрезвычайные полномочия
3 Сравнительный анализ институтов глав государств в России и за рубежом
Заключение
Список используемой литературы
Сходства в полномочиях глав государств
Глава любого государства, как минимум, имеет следующие полномочия. Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы, созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, вправе отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения. Так или иначе, глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами. В сфере международных отношений глава государства может без специального уполномочия заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.
Различия в полномочиях глав государств
Прочие полномочия глав государств во многом зависят от формы правления соответствующей страны. Так, в парламентарных странах и смешанных республиках глава государства может распустить парламент или его Нижнюю палату. Этим полномочия глав парламентарных государств, пожалуй, исчерпываются. В целом глава государства в парламентарных странах является слабой политической фигурой. Выражением такой слабости выступает институт контрассигнатуры, означающий, что большая часть актов главы государства нуждается в министерском одобрении. Это подчеркивают многие конституции. Например, Конституция Испании устанавливает, что «решения Короля скрепляются подписью председателя Правительства и при необходимости — соответствующих министров. Представление кандидата и назначение председателя Правительства, а также роспуск Генеральных кортесов скрепляются подписью председателя Конгресса (т.е. Нижней палаты парламента). За решения Короля ответственны лица, скрепившие их своей подписью» (ст. 64). Более того, «его решения... без соответствующей подписи не имеют силы», за исключением решений о распоряжении средствами, получаемыми из казны на свое содержание и о назначении и освобождении от должности служащих Двора (ст. 56, 65).
В президентских республиках президент не имеет права распускать парламент, но он является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти, обладая соответствующими полномочиями по осуществлению текущего управления страной. Поэтому он выступает сильной политической фигурой. Его акты не нуждаются в контрассигнации министрами.
В суперпрезидентской республике полномочия президента еще более обширны, чем в президентской. Он единолично назначает министров, объявляет чрезвычайное положение, может в некоторых случаях издавать акты, имеющие силу закона, без уполномочивания со стороны парламента.
В смешанных республиках полномочия президента несхожи в разных странах, но, как правило, президент обладает серьезными полномочиями в сфере исполнительной власти и правом роспуска Нижней палаты парламента.
Для обеспечения эффективного осуществления главами государств их функций и полномочий конституции зарубежных стран предоставляют им комплекс гарантий их деятельности. Это, прежде всего, неприкосновенность, означающая недопустимость привлечения к уголовной ответственности и ограничения личной свободы. Пока глава государства остается в должности, она носит абсолютный характер. Например, согласно ст. 84 Конституции Румынии президент пользуется иммунитетом. При этом монарха невозможно сместить с должности законным путем, а президент может быть отрешен от должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ей процедуры юридической парламентской ответственности. Кроме того, важной гарантией является содержание или вознаграждение главы государства. Монарх имеет право на содержание. Оно выплачивается по цивильному листу, принимаемому парламентом в форме закона, определяющего сумму ежегодных выплат из государственного бюджета на содержание монарха. Президент имеет право на вознаграждение, сумма которого также устанавливается парламентом.
Монарх обладает исключительным правом на особый титул, государственные регалии (трон, скипетр, корону), на содержание из бюджета государства его личного двора.
Основания и процедура приобретения полномочий главы государства, как было отмечено, во многом зависят от формы правления. Монарх — невыборный глава государства, получающий свои полномочия по наследству, т.е. по праву рождения. В случаях отсутствия законного наследника вопрос о преемнике монарха нередко решается парламентом.
В ряде развивающихся стран монархи избираются на определенный срок правящей семьей (Саудовская Аравия) или наследственными главами субъектов федерации (Малайзия, ОАЭ).
Президенты как главы республиканских государств обычно избираются. Порядок избрания определяется тем, какая разновидность республики существует в том или ином государстве. В президентских, суперпрезидентских, а нередко и смешанных республиках президенты избираются непарламентским путем, т.е. либо непосредственно населением (Бразилия, Франция), либо коллегией выборщиков (США). В парламентарных, а иногда и в смешанных республиках президент избирается парламентом (Чехия) или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллегиальных органов регионов и мест (ФРГ, Италия). Президенты избираются на срок от 1 года (Швейцария) до 7 лет (Италия).
Таким образом, основным различием в полномочиях глав государств является его политическая сила. В парламентских странах – глава может распустить парламент и его Нижнюю палату, однако глава государства является слабой политической фигурой.
В президентских республиках – президент не имеет права распускать парламент, однако является сильной политической фигурой, т.к. является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти.
Нынешний статус Президента России позволяет говорить о достаточно широких полномочиях главы российского государства: Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; Президент определяет основные направления внутренней политики; Президент определяет основные направления внешней политики; Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами; Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.
Кроме того, Президент РФ не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.
Глава государства в системе высших органов власти зарубежных стран юридически занимает первое место. Он — глава исполнительной власти и высший представитель государства в международных отношениях, возглавляет весь государственный аппарат, наделен широкими полномочиями.
Правовое положение главы государства зависит от формы правления страны. Поэтому в странах с монархической формой правления главой государства является монарх, а в республиках — президент.
В юридической практике зарубежных стран различают несколько способов престолонаследия: салическая система — наследование престола исключительно по мужской линии, женщины корону не наследуют (Япония, Бельгия, Иордания); кастильская система — женщины наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей (Великобритания, Испания); шведская система — наследование мужчинами и женщинами на равных правах (Швеция); австрийская система — женщина наследует престол только при полном отсутствии мужчин в прямой и боковых мужских и женских линиях династии. Например, племянник монарха имеет преимущество перед дочерьми или внучками наследодателя (Нидерланды).
Различают три системы избрания президента: прямые выборы (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика); косвенные выборы — избрание президента США выборщиками; парламентом (Израиль, Турция, Ливан); особой коллегией, состоящей из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации (ФРГ, Индия); избирательной коллегией, состоящей из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления (Италия).
Компетенция главы государства: участие в формировании правительства; право объявлять чрезвычайное положение на территории всей страны или ее части; право в законодательной области; области внешней политики; право объявления войны и заключения мира; право помилования.
1. Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 528.
2. Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 532.
3. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 205.
4. Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 618.
5. История местного самоуправления в России/Сост. Ю.В.Кириллов. – Обнинск, 1998
6. Конституция Российской Федерации. - http://www.constitution.ru/
7. Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 1993
8. Василевич Г. А., Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 192.
9. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 83.
10. Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 124.
11. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 89.
12. Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 73.
13. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 94.
14. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 358.
15. Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С. 45.
16. Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 117.
17. Страшун Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2007. С. 420.
18. Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 86.
19. Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 140.
20. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 97.
36
[1] Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 528.
[2] Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 532.
[3] Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 205.
[4] Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 618.
[5] История местного самоуправления в России/Сост. Ю.В.Кириллов. – Обнинск, 1998
[6] Конституция Российской Федерации. - http://www.constitution.ru/
[7] Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 1993
[8] Василевич Г. А., Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 192.
[9] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 83.
[10] Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 124.
[11] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 89.
[12] Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 73.
[13] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 94.
[14] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 358.
[15] Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С. 45.
[16] Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 117.
[17] Страшун Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2007. С. 420.
[18] Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 86.
[19] Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 140.
[20] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 97.