Статус и функции глав государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий главы государства и порядка их осуществления.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать характеристику института главы государства;
2. определить полномочия главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах;
3. провести сравнительный анализ полномочий главы государства в РФ и зарубежных странах.

Содержание

Введение
1 Определение статуса и функций главы государства в Российской Федерации
1.1 Институт главы государства
1.2 Конституционный статус Президента РФ
1.3 Основные функции Президента РФ
2 Порядок осуществления полномочий главы в практике зарубежных государств
2.1. Представительские полномочия
2.2. Полномочия в области государственного управления
2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
2.4. Внешнеполитические полномочия
2.5. Полномочия в судебной области
2.6. Чрезвычайные полномочия
3 Сравнительный анализ институтов глав государств в России и за рубежом
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая - Статус и функции глава государства.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

В странах, в которых глава государства правом созыва и роспуска парламента не обладает (например, в США), это формально мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в данной группе стран сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент, используемые главой государства. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом.

Различают две основные разновидности вето: абсолютное и отлагательное (относительное). Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства законопроекта, одобренного парламентом. На практике абсолютное вето, признанное в большинстве монархических государств (исключение составляют Япония и Норвегия), в настоящее время не используется. Отлагательное вето представляет собой право главы государства на возвращение переданного ему на подпись законопроекта для повторного обсуждения в парламенте.

Вето обычно распространяется на законопроект в целом. Однако в ряде стран (Франция, Аргентина, Мексика) президент имеет право наложить вето на отдельные статьи и положения законопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, как правило, усложненная процедура. Так, в США право вето, используемое президентом наиболее активно, может быть преодолено лишь в том случае, если законопроект получит повторное одобрение квалифицированного большинства (2/3 голосов) в обеих палатах конгресса.

В Норвегии отлагательное вето, принадлежащее формально королю, может быть преодолено при помощи столь сложной процедуры, что превращает его почти в разновидность абсолютного. Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс в парламенте, глава государства во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов. В парламентарных монархиях и республиках соответствующие полномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за них ответственность[12].

В странах, где глава государства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты, которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации. В середине 80-х годов в США действовало около 12 тыс. нормативных актов, изданных президентом в форме исполнительных приказов.

В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. В результате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных основаниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой деятельности[13].

Исключительно широки законодательные полномочия главы государства в странах с монократическими режимами.

2.4. Внешнеполитические полномочия

Объем внешнеполитических полномочий главы государства определяется действующим законодательством, а уровень и степень их реального осуществления зависят от сложившейся политической практики, обычаев и традиций политической жизни. Постановления, характеризующие статус главы государства в области внешних сношений и конкретизирующие его полномочия, встречаются преимущественно в конституциях, принятых после второй мировой войны. "Президент Республики — записано в Основном законе ФРГ — представляет Федерацию в международных правовых сношениях" (ст. 59). Примерно так же определяется положение монарха в Испании. "Король — гласит Конституция — осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях" (ст. 56)[14].

Несколько более специализированный характер носят правовые нормы, используемые в республиках со смешанной формой правления. Так, согласно французской Конституции, "президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их" (ст. 52). Весьма лапидарна Конституция США, которая наделяет президента правом "по совету и с согласия сената" заключать международные договоры и назначать дипломатических и консульских представителей (разд. 2 ст. II). Исключительно широкие полномочия американского президента основаны не на тексте Конституции, а на решениях Верховного суда, резолюциях Конгресса и доктрине "внешнего суверенитета". Последняя исходит из утверждения, что "внешний" суверенитет в отличие от "внутреннего" не является производным от передачи полномочий штатов, а вытекает из акта образования федерации. Поскольку же президент — единоличный носитель федеральной исполнительной власти, а осуществление внешней политики образует ее прерогативу, соответственно руководство внешней политикой отнесено к ведению главы государства.

При установлении реальных внешнеполитических полномочий главы государства нельзя исходить только из конституционного текста. В Основном законе ФРГ они определяются, например, значительно шире, нежели в американской Конституции, хотя действительность прямо противоположна. Решающее значение имеет практика функционирования конституционного механизма. В странах с парламентарными формами правления все полномочия главы государства осуществляются правительством и его руководителем. В республиках со смешанной формой правления в зависимости от расстановки политических сил возможно как единоличное руководство внешней политикой со стороны главы государства, так и определенное разделение полномочий между ним и главой правительства. В президентских республиках глава государства занимает явно доминирующие позиции в области руководства и управления внешними делами.

Таким образом, национальная практика в области осуществления внешнеполитических полномочий отличается значительным разнообразием. Тенденции к концентрации оперативного руководства внешними сношениями противостоит в демократических странах тенденция к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшими органами. Поэтому, даже в президентских республиках, где глава государства располагает обширными полномочиями в области руководства внешней политикой, его возможности в определенной степени лимитированы. Только в странах с монократическими режимами, деспотическим или абсолютистским правлением какое-либо "конкурирующее" участие других государственных органов в осуществлении внешних функций государства практически отсутствует[15].

Действующее законодательство, корректируемое практикой построения и функционирования государственного механизма, позволяет выделить и очертить компетенцию главы государства в сфере внешних сношений. Это, во-первых, верховное представительство страны в международных отношениях. Любое выступление, заявление или акция главы государства, независимо от наличия специальных полномочий, обязывают государство. С этим же связано и право непосредственного обращения к главам иностранных государств. Это право может осуществляться как путем посланий, так и посредством личных встреч. Практика свидетельствует о том, что все более активный характер приобретают личные контакты, визиты и встречи глав государств, а равно международные форумы с их участием. При выезде главы государства с официальным визитом за рубеж (в некоторых странах, например Мексике, с разрешения парламента) он имеет право на почетную встречу и пользуется особыми льготами и привилегиями.

Во-вторых, глава государства назначает руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей страны за рубежом. В США такие назначения производятся формально "по совету и с согласия Сената", в большинстве других стран — по решению правительства. Глава государства скрепляет своей подписью верительные и отзывные грамоты. При нем аккредитируются иностранные дипломатические представители[16].

В-третьих, в ряде стран глава государства дает, указания о подготовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно-правовые акты. Его обязаны информировать о проведении переговоров и подписании актов, не требующих ратификации.

В США, где весьма распространена практика подписания так называемых исполнительных соглашений, не требующих ратификации Сенатом, президент должен представлять их в определенные сроки Сенату для ознакомления. Глава государства скрепляет своей подписью ратификационные грамоты, однако наиболее важные международные договоры ратифицируются на основе решения парламента (либо одной из палат). В США решение о ратификации принимает только верхняя палата Конгресса квалифицированным большинством в две трети голосов. Во Франции ратификация производится президентом на основе уполномочивающего закона, принимаемого Парламентом.

В-четвертых, к компетенции главы государства во многих странах отнесено объявление войны и заключение мира. Особая значимость этого полномочия привела к тому, что в большинстве стран оно осуществляется на основе решения парламента или правительства. В США право объявлять войну отнесено к компетенции Конгресса. Однако президент, используя свои

полномочия главнокомандующего вооруженными - силами, может отдать приказ об их применении за рубежом без санкции парламента[17].

Согласно совместной резолюции палат, принятой в 1973 году, вооруженные действия, начатые по приказу президента, должны быть прекращены в течение 60 дней с момента представления доклада президентом спикеру Палаты представителей и председателю pro tempore Сената. В исключительных случаях — 90 дней, если конгресс не объявит войну или не примет специальный закон. На практике именно эти полномочия президента используются все чаще при применении вооруженных сил США за пределами страны.

2.5. Полномочия в судебной области

Государственно-правовая доктрина и конституционное законодательство почти всех стран мира провозглашают независимость судебной власти. Вместе с тем за главой государства сохраняются значительные полномочия, позволяющие оказывать серьезное влияние на деятельность судейского механизма.

Важнейшими полномочиями в этой области являются:

• назначение на судебные или высшие судебные должности;

• председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросами, относящимися к судейскому корпусу;

• осуществление права помилования.

Так, в США президент "по совету и с согласия Сената" назначает членов Верховного суда, который представляет собой не только высшую судебную инстанцию общей юрисдикции, но и орган конституционного надзора. О значимости этих назначений можно судить по двум весьма примечательным примерам. В 30-е годы Президент США Ф. Рузвельт столкнулся с оппозицией консервативного большинства членов Верховного суда своему так называемому "новому курсу". Только проведя назначение нескольких либеральных судей, он сумел сломить это сопротивление, хотя его попытки реформировать Верховный суд окончились безрезультатно. В 1986 г. Президент Р. Рейган назначил председателем Верховного суда У. Ринквиста и членом суда А. Скалиа, которые были известны как архиконсервативные деятели[18].

Учитывая, что члены Верховного суда пребывают в должности пожизненно, а за годы своего существования судом были объявлены неконституционными тысячи законов Конгресса и отдельных штатов, проведенные назначения оказали заметное влияние на общую ориентацию судебной политики.

Назначение, перемещение и карьера судейских чинов во многом зависят от деятельности различных консультативных дисциплинарных органов, руководимых главой государства. Во Франции, например, таким органом выступает Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом Республики[19].

Право помилования, которым наделен глава государства, трактуется обычно весьма расширительно и включает не только смягчение наказания, но и освобождение от преследования. О том, как оно используется, свидетельствует решение Президента Дж. Форда об освобождении от судебного преследования Р. Никсона после отставки последнего с поста Президента США в связи с угрозой применения импичмента.

2.6. Чрезвычайные полномочия

Во многих странах (США, Франция, Шри Ланка, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Сенегал и др.) глава государства наделен правом введения чрезвычайного положения или использования чрезвычайных полномочий. Чрезвычайное положение имеет довольно много разновидностей: осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности и т. п. Характеризующая их общая черта — это приостановка действия конституционных гарантий, ограничение полномочий представительных учреждений, расширение власти административных или военно-политических органов, введение в ряде случаев превентивного заключения[20].

Так, согласно ст. 16 Конституции Франции, Президент Республики в случае угрозы режиму, территориальной целостности и независимости страны, выполнению международных обязательств и нормальному функционированию властей может принять все необходимые меры, диктуемые обстоятельствами. Он должен проконсультироваться с Премьер-министром, Конституционным советом и председателем палат, однако их мнение не связывает президента. Парламент не может быть распущен, но он лишается на этот период важнейшего полномочия — возможности выражения недоверия правительству. В США решение президента о введении чрезвычайного положения может сопровождаться использованием вооруженных сил внутри страны для подавления волнений.

В условиях демократических стран применение чрезвычайных полномочий должно носить временный характер и использоваться исключительно в целях защиты основных прав и свобод, восстановления и утверждения законности и обеспечения нормального функционирования государственных властей.


3 Сравнительный анализ институтов глав государств в России и за рубежом

 

Для сравнения функций и полномочий глав Российского и зарубежных государств рассмотрим табл.3.1.

Таблица 3.1

Сравнение полномочий глав государств

Полномочия

Глава РФ

Глава зарубежного государства

1.Представительские полномочия

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и   взаимодействие органов государственной власти.

Решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами,

Глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами.

2.Полномочия в области государственного управления

Президент РФ не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Глава исполнительной власти, возглавляет весь государственный аппарат, принимает участие в формировании правительства

3.Полномочия в сфере законодательной деятельности

Президент определяет основные направления внутренней политики

Имеет право в законодательной области; области внешней политики

4.Внешнеполитические полномочия

Определяет основные направления внешней политики

Высший представитель государства в международных отношениях

5.Полномочия в судебной области

Осуществляет помилование.

Имеет право помилования.

6.Чрезвычайные полномочия

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами

Имеет право объявлять чрезвычайное положение на территории всей страны или ее части; право объявления войны и заключения мира

Информация о работе Статус и функции глав государства