Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 00:55, курсовая работа
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Введение………………………………………………………………………….
1. Роль Президента РФ в управлении страной.
1.1 Конституционный статус Президента РФ………………………………
1.2 Президент и ветви государственной власти……………………………
1.3 Функции Президента РФ в государственном механизме……………...
1.4 Полномочия и деятельность Президента РФ…………………………...
1.5.Досрочное освобождение Президента от должности и его ответственность………………………………………………………………
2. Роль Федерального Президента Германии в управлении страной
2.1 История президентства в Германии……………………………………
2.2 Конституционные и политические нормы для кандидата в
президенты……………………………………………………………….
2.3 Взаимоотношения президента и государственного аппарата………...
2.4 Функции и полномочия Президента Германии………………………..
3. Сходства и различия глав государств России и Германии………………...
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..
Структуру Правительства РФ определяет своим указом Президент РФ (после консультаций с назначенным им премьер-министром). Он также издает указы о назначении конкретных лиц на должности Председателя Правительства РФ, его членов (министров), руководителей других федеральных органов исполнительной власти (если они входят в состав Правительства РФ, они получают ранг федерального министра). Непосредственно Президенту (а не главе Правительства РФ) подчинены некоторые «силовые» министры (обороны, внутренних дел и др.), а также некоторые другие министры (иностранных дел, юстиции и др.), руководители иных ведомств (например, ФСБ, Федеральной службы РФ по контролю за наркотиков, Государственной фельдъегерской службы, Службы внешней разведки), он руководит их деятельностью.
Президент РФ назначает некоторых других высших должностных лиц, в том числе высшее командование Вооруженных Сил РФ. Он назначает 1/3 состава Центральной комиссии. Особую роль играет Администрация Президента РФ и назначаемый им глава Администрации. Администрация обеспечивает выполнение постановлений и распоряжений Президента РФ, его повседневную деятельность. Ранее Администрация Президента РФ иногда подменяла Правительство РФ, в последние годы это замечается реже.
Полномочия Президента РФ по отношению к власти связаны главным образом с кадровыми вопросами. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает федеральных судей (мировых судей на практике назначают высшие представительные субъектов РФ), вправе обращаться в суд по определенным вопросам, связанным с государственной деятельностью (обращение в Конституционный Суд, обращение в суд в связи с недостижением согласия при осуществлении согласительных процедур и др.).
Президент
РФ представляет также в Совет
Федерации кандидатуру
Только Президент РФ может предлагать кандидатуры для назначения (избрания) на некоторые другие высшие должности (например, с 2004 г. - на должность Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты с 2005г. — на должности глав администрации субъектов РФ).
Полномочия Президента РФ в связи с чрезвычайными ситуациями обусловлены введением военного и чрезвычайного положения (регулируются законами соответственно 2001 и 2002 гг.). В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессин Президент РФ издает указ о введении военного положения. Военное положение - это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, предусматривающий элементы военного управления и ограничение определенных прав и свобод граждан. Чрезвычайное положение вводится Президентом в связи с массовыми нарушениями общественного порядка, стихийными бедствиями и катастрофами. В условиях чрезвычайного положения обычно действуют прежние органы государственной власти и местного самоуправления, которые наделяются дополнительными полномочиями, но могут создаваться новые органы, а также часть полномочий может передаваться силовым структурам. Ограничиваются преимущественно политические права граждан (запрещаются массовые демонстрации, митинга, может вводиться и цензура, не проводятся выборы и т.д.), но ограничения касаются и личных прав граждан (ограничивается свобода передвижения; досмотр транспортных средств, а иногда - личный досмотр; лица, подстрекающие к общественным беспорядкам, могут быть выдворены из данной местности; иногда вводится комендантский час, т.е. запрещение появляться на улицах в ночные часы). При объявлении чрезвычайного положения в связи со стихийными бедствиями и катастрофами могут быть введены трудовая повинность, распределение предметов первой необходимости и др. Однако многие права и свободы не подлежат ограничениям даже в условиях военного и чрезвычайного положения (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).
При введении военного положения полнота власти сосредоточивается в руках Президента РФ. Он вправе приостанавливать деятельность политических партий, других объединений, устанавливать запреты на проведение собраний, митингов, демонстраций, забастовок, на деятельность иностранных и международных организаций в РФ, он утверждает положение о федеральных органах исполнительной власти, к нему переходит непосредственное руководство ими. Права граждан и должностных лиц могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в интересах обороны и безопасности РФ.
При введении военного и чрезвычайного положения Президент РФ немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Случаев введения военного положения не было. Указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации. При неутверждении указ теряет силу (такой факт имел место 7 февраля 1995 г., когда Совет Федерации отказал Президенту в утверждении Указа о продлении чрезвычайного положения на территории Северной Осетии и Ингушетии, в связи с чем Президент РФ отменил ранее действовавший указ).
Полномочия Президента РФ по охране суверенитета государства, безопасности и территориальной целостности страны, в военной сфере и области внешней политики обширны. Эти две сферы традиционно относятся к полномочиям главы государства.
Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Непосредственно ему (а не Председателю Правительства) подчиняется министр обороны, а также некоторые другие руководители министерств и ведомств, имеющие в своем распоряжении войска (министр внутренних дел, директор Федеральной службы безопасности, министр по чрезвычайным ситуациям и др.). Президент утверждает военную доктрину РФ по обеспечению военной безопасности страны, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ (в соответствии с положениями о казачьих воинских формированиях он назначает или утверждает также их войсковых атаманов).
При принятии решений по вопросам безопасности страны и внешней политики важную роль, как уже говорилось, играет совещательный орган при Президенте — Совет Безопасности (он занимается также и принципиальными вопросами внутренней безопасности, выработкой мер по ликвидации внутренних угроз, продовольственной, экологической безопасностью и Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. В составе Совета имеются назначенные им постоянные и непостоянные члены. В числе постоянных членов несколько ведущих министров, председатели палат парламента, а с 2000 г. — также семь представителей Президента РФ в федеральных округах. В Совете Безопасности созданы межведомственные комиссии, которые взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти.
В
сфере внешней политики Президент
РФ (ему непосредственно
Определенные полномочия принадлежат Президенту РФ в качестве члена (а в соответствии с периодической ротацией, т.е. в данном случае чередованием — председателя) Высшего государственного совета Союзного государства Белоруссии и России.
Имеет
место делегирование Президенту
РФ полномочий частного характера законами
парламента (например, в2002 г. регулирование
оборота драгоценных металлов и
камней).
1.5 ДОСРОЧНОЕ
ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РФ ОТ ДОЛЖНОСТИ И ЕГО
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Президент за свои действия может нести ответственность. Он выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде в связи с ходатайством о признании его акта неконституционным (например, при рассмотрении указов Президента РФ Б.Н. Ельцина о запрещении коммунистической партии). Ненормативный акт Президента может быть оспорен в Высшем Арбитражном Суде, если актом нарушены законные экономические интересы и права физического и юридического лица – предпринимателя. Президент может оказаться ответчиком по гражданскому иску в Верховном Суде РФ или ином суде общей юрисдикции и т.д. Во всех этих случаях Президент РФ может выступать только как представитель государства, к которому по существу обращен иск.
Вместе с тем Президент может нести ответственность не только как представитель государства, но и ответственность в личном качестве как человек и должностное лицо. Наконец, он может быть освобожден от должности и не в связи с ответственностью, а по объективно сложившимся обстоятельствам.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно: 1) в результате отставки по его желанию; 2) при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) в случае отрешения от должности (импичмент).
Отставка Президента РФ имела место 31 декабря 1999 г.(Ельцин). Временное исполнение обязанностей Президента РФ перешло к Председателю Правительства (В.В. Путин). Исправляющий обязанности не вправе распускать ГД, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В других отношениях он пользуется объемом полномочий Президента РФ. Закон предусматривает, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий по указанны выше причинам (но не в результате импичмента), не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, задержан, арестован, повергнут обыску, допросу, личному досмотру. Это распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. В случае отставки организуются досрочные выборы Президента РФ.
Конституция РФ, федеральное законодательство не регулируют процедуры прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, и на практике это не имело место.
Процедура импичмента урегулирована ст. 93 Конституции РФ. Попытка ее применения имела место в 1999 г. процедура импичмента является довольно сложной, что обусловлено необходимостью обеспечения стабильности в государстве, защиты высшего должностного лица государства от внутрипартийной борьбы в парламенте или популистических лозунгов. В процедуре отрешения Президента от должности задействованы несколько высших органов государства: обе палаты парламента, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Процесс может начаться лишь по инициативе одной трети членов ГД, которые подписываются под обращением об импичменте. Дума создает комиссию на основе пропорционального представительства фракций, которая готовит проект обвинительного заключения. Оно принимается Думой ⅔ голосов от общего числа и передается в Верховный Суд РФ для заключения о наличии в действиях Президента признаков состава преступления. Затем Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документы поступают в Совет Федерации, который принимает решение об отрешении Президента РФ большинством в ⅔ голосов от общего числа. На любой стадии эта процедура может быть прекращена. Процедура импичмента в отношении Ельцина в 1999 г. не была завершена. Комиссия составила проект обвинительного заключения, но Дума не утвердила ни один из пяти пунктов РФ (государственная измена, насильственный захват, ослабление обороны и безопасности РФ и др.).
2.2
КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ
НОРМЫ ДЛЯ КАНДИДАТА
В ПРЕЗИДЕНТЫ
К
выборам президента в Федеративной
Республике Германия, как и в других
странах, предоставляются определённые
требования. Эти требования изложены
в статье 54 Основного закона ФРГ. Во-первых,
это национально- этнический ценз, то есть
кандидат в президенты ФРГ обязательно
должен обязательно обладать её гражданством
(«каждый немец» может стать президентом).
Во-вторых, это наличие избирательного
права, то есть права быть избранным в
нижнюю палату парламента (Бундестаг).
Эта же норма характерна и для Австрии.
В-третьих, это возрастной ценз, то есть
возраст кандидата в президенты (как и
в Греции) должен быть не меньше сорока
лет.
Непосредственное переизбрание допускается
только один раз.