Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
Российская Федерация в третьем тысячелетии оказалась в центре радикальных геополитических изменений, она стала объектом повышенного интереса и определенных территориальных притязаний других стран. Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает особого восторга у ряда стран, сохраняющих приверженность к разрешению разнообразных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующих норм международного права.
I. Введение
II. Основная часть
1.Становление и развитие Совета Безопасности РФ
2.Понятие безопасности
3.Статус Совета Безопасности РФ
а)задачи
б)состав
в)порядок работы
III. Заключение
IV. Список литературы
Как относительно полный аналог Совета Безопасности РФ может рассматриваться Совет национальной безопасности США, являющийся по статусу консультативным органом президента США. В состав СНБ США входят 4 человека: президент, вице-президент, государственный секретарь(министр иностранных дел) и министр обороны. У СНБ имеется аппарат (до 150- 170 чел.), возглавляемый помощником президента США по национальной безопасности. Другая мировая держава- Китайская Народная Республика- не дает в открытой печати информации о конкретном государственном органе, осуществляющем функции аналогичные Совету Безопасности РФ. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что таким органом является Центральный военный совет- орган высшего не столько и не только военного, но и общегосударственного стратегического управления. Есть основания полагать, что созданный в структурах высшей власти Индии Совет Безопасности также обладает полномочиями и функциями, сопоставимыми со статусом Совета Безопасности РФ.
Система стратегического управления в развитых странах является в такой же мере, как и в нашей стране, продуктом определенного исторического развития, определенной политической и военной культуры. Таким образом, правовое развитие Совета Безопасности РФ с момента его создания постоянно совершенствовалось.
Характеризуя в целом развитие нормативной базы Совета Безопасности от Закона “О безопасности” 1992 г. До во многом принципиально нового Положения о нем 2004 г., следует отметить внутреннюю противоречивость законодателя(в данном случае- президента РФ), его стремление, с одной стороны, привести законодательство в соответствии с требованиями глобальных изменений XXI в., а с другой- не выйти за рамки устаревшего, но действующего закона “О Безопасности” 1992 г. В этой связи принципиально важным представляется указать на сложившееся общее мнение представителей государственных структур, научных кругов, непосредственных исполнителей упомянутой нормативной базы, а главное высшего руководства странны о том, что она существенным образом устарела.
Это обусловлено кардинальными изменениями в статусе Российского государства и общества в начале XXI в. Эти изменения произошли как во внутренних условиях(экономическая и общественно- политическая стабилизация и укрепление, нарастающее в российском обществе осознание необходимости укрепления национальной безопасности как общенациональной задачи, особенно в свете завершения военной фазы урегулирования конфликта в Чечне и кавказского кризиса августа 2008 г.), так и во внешних- Россия демонстрирует свою растущую роль на мировой арене, в том числе и в первую очередь в системе глобальной безопасности и необходимости её модернизации.
Именно исходя из этих глобально- стратегических оснований, Президентами РФ В.В.Путиным и Д.А.Медведевым был дан ряд поручений, в соответствии с которыми созданной в июле 2008 г. Межведомственной комиссией Совета Безопасности разработаны новые проекты закона “О национальной безопасности” и Стратегии национальной безопасности РФ.
25 марта 2009 г. Состоялось заседание Совета Безопасности по вопросу о Стратегии национальной безопасности РФ. На нем президент РФ Д.А.Медведев отметил, “что главную идею стратегии можно определить как безопасность через развитие”. Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Именно это является главным в содержании нового статуса СБ как основного инструмента президента РФ в обеспечении национальной безопасности РФ.
В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", подчеркивается, что "реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации".
Стратегические цели совершенствования национальной обороны России состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Сохранение окружающей природной среды, обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности также названы стратегическими целями страны в этой программе. Отдельно выделена проблема бесконтрольного распространения генетически модифицированных пищевых продуктов.
Согласно стратегии еще одним из приоритетов обеспечения национальной безопасности на региональном уровне является сокращение разрыва в социально-экономическом развитии между регионами России.
В Стратегии национальной безопасности отмечается, что Россия предпримет все необходимые усилия по поддержанию паритета с США в области стратегических наступательных вооружений в условиях развертывания ими глобальной системы ПРО и реализации концепции глобального молниеносного удара с использованием стратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении.
Понятие безопасности.
Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик и динамичен. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер.
В научной литературе понятие безопасности трактуется с различных точек зрения. Психологи, например, определяют его как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных потребностей и интересов людей; философы - как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости. Политологи трактуют этот социальный феномен как свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства.
В древности понимание безопасности не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось как отсутствие опасности или зла для человека. В таком житейском значении термин "безопасность" употреблялся, например, древнегреческим философом Платоном.
В средние века под безопасностью понимали спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении данный термин не вошел прочно в лексику народов Европы и до XVII в. использовался редко.
Широкое распространение в научных и политических кругах западноевропейских государств понятие "безопасность" приобретает благодаря философским концепциям Т.Гоббса, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Б.Спинозы и других мыслителей XVII—XVIII вв., означая состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной).
Именно в этот период предпринимались первые попытки теоретической разработки этого понятия. Наиболее интересной представляется версия, предложенная Зонненфельсом, который считал, что безопасность — это такое состояние, при котором никому нечего опасаться. Для конкретного человека такое положение означало частную, личную безопасность, а состояние государства, при котором нечего опасаться, составляло общественную безопасность.
При таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других людей, иностранных государств или стихийных сил природы безопасность выступала в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. "Безопасность собственная есть высший закон в политике...", — писал наш великий соотечественник Н.Карамзин
В Израиле понятие «безопасность» является ключевым символом, который направляет сознание общества. Это понятие, черпающее свою силу из извечного страха еврейского народа за свое существование. Определенного рода опасности, вроде нападения на кого-то либо из за его национальной принадлежности, воспринимаются как наиважнейшие события, в то время как десятки «менее значительных» бытовых опасностей остаются незамеченными.
Безопасность по словарю русского языка Ожегова трактуется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». В современных условиях термин «безопасность» вышел за рамки этого определения и является более обширным понятием. Под понятием безопасности подразумевается политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации и др. Каждая из них обладает определенным специфическим своеобразием.
Сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства. Неотъемлемым признаком политической безопасности государства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории, и независимость в международных отношениях.
Экономическая безопасность характеризуется высоким уровнем развития производительных сил и производственных отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силой и системы ее подготовки.
Одним из специфических видов безопасности является военная безопасность. Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.
Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Это предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование эффективной системы коллективной безопасности или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов.
Проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности также занимают важное место в концепции безопасности, поскольку непосредственно связаны с потребностями общества и личности. В качестве неотъемлемой части понятия безопасности и одновременно условием ее реализации выступает национальная безопасность.
В США понятие национальная безопасность впервые было заявлено на государственном уровне в 1947 году в законе «О национальной безопасности» и в настоящее время пронизывает все стороны общественной жизни США. Ставя во главу угла американской политики, этот закон не только адекватно отобразил сущность новых социальных процессов – он позволил правильно выбрать вектор развития. Согласно официальным американским документам, «национальная безопасность» государства означает «способность сохранять в неприкосновенности свою территорию, поддерживать на приемлемых условиях экономические отношения с другими странами, отстаивать свои институты и способ правления от внешних и внутренних угроз». То есть национальная безопасность, даже в первоначальном, «американском понимании», не отождествлялась с военной или оборонной безопасностью.
В Российской Федерации понятие национальная безопасность определяется как совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Национальная безопасность включает в себя:
1. государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
2. общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера.
3. техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера.
4. экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий.
Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.
Обеспечение национальной безопасности включает в себя:
1. защиту государственного строя;
2. защиту общественного строя;
3. обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;
4. обеспечение политической и экономической независимости нации;
5. обеспечение здоровья нации;
6. охрана общественного порядка;
7. борьба с преступностью.
8. обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.
К силам национальной безопасности РФ относятся:
• внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
• внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.
В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", подчеркивается, что "реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации".
Информация о работе Статус и полномочия Совета Безопасности РФ