Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
Российская Федерация в третьем тысячелетии оказалась в центре радикальных геополитических изменений, она стала объектом повышенного интереса и определенных территориальных притязаний других стран. Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает особого восторга у ряда стран, сохраняющих приверженность к разрешению разнообразных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующих норм международного права.
I. Введение
II. Основная часть
1.Становление и развитие Совета Безопасности РФ
2.Понятие безопасности
3.Статус Совета Безопасности РФ
а)задачи
б)состав
в)порядок работы
III. Заключение
IV. Список литературы
Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
Необходимо понимать, что и в XXI веке национальная безопасность любой страны - это не только количество боеголовок и штыков. Национальная безопасность- это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества.
В Федеральном законе от 5.03.1992г. №2446-ФЗ «О безопасности» понятие безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Под жизненно важными интересами понимается — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его духовные (нравственные и культурные) и материальные ценности, интеллектуальный потенциал, общественная и социальная стабильность; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В соответствии с Законом «О безопасности» (статья 2), основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1. законность;
2. соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
3. взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
4. интеграция с международными системами безопасности.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности .
Основными функциями системы безопасности являются:
1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
2. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
3. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
4. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
5. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Политика безопасности России является возрождение страны через укрепление российской государственности, удержание в этот период нынешних геополитических рубежей, восстановление роли и влияния России на мировой арене в качестве великой державы, должна быть основана на Стратегии национального развития и безопасности. Ее задачей является выход России в категорию одной из крупнейших и лидирующих держав мира по качеству жизни и влиянию на мировую политику.
Статус Совета Безопасности РФ
Статус Совета Безопасности определяется в статье 13 ФЗ “О Безопасности”, в соответствии с которой Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют: статья 83 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон “О безопасности” от 5.03.1992г., Федеральный закон “О федеральной службе безопасности” от 3 апреля 1995 г., Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. “Об утверждении положений о Совете Безопасности РФ и аппарате Совета Безопасности РФ”.
Основными принципами организации и деятельности Совета Безопасности являются:
1) законность;
2) коллегиальность в обсуждении и принятии решений;
3) невмешательство в компетенцию государственных органов власти;
Совет Безопасности Российской Федерации постоянно действующий конституционный орган, осуществляющий подготовку предложений и рекомендаций не только Президенту Российской Федерации, а всем ветвям власти, как на федеральном уровне, так и субъектов Российской Федерации, чем достигается единство политики в области обеспечения безопасности.
Из всего выше перечисленного следует:
а) это конституционный орган, находящийся непосредственно «под» Президентом ( п. «ж» ст. 83 Конституции РФ и Федеральный закон «О безопасности»);
б) это орган, находящийся "над" тремя ветвями власти, федеральными округами, местными властями, т.к. через него Президент определяет необходимость принятия законов, их исполнение Правительством, судебную и прокурорскую деятельность и т.д.;
в) это также орган межведомственный, не только «транслирующий» Президента, но и непосредственно координирующий деятельность всех указанных структур в сфере Национальной безопасности.
Задачи Совета Безопасности РФ
Основными задачами Совета Безопасности являются:
1. Обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;
2. Определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
3. Разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
4. Подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
5. Подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
6. Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
7. Подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
8. Подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
9. Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
10. Решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.
Основными функциями Совета Безопасности являются:
1 Рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
2. Рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
3. Подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;
4. Организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
5. Подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
6. Подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
7. Рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
8. Анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
9. Рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
10. Принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации;
11. Организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;
12. Организация научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
Состав Совета Безопасности РФ
Порядок формирования Совета безопасности определяется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности».
В состав Совета Безопасности входят:
1.Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации (руководит работой Совета Безопасности);
2.Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, является должностным лицом Совета Безопасности, подчиненным непосредственно Президенту, который назначает и освобождает его от должности;
3.Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности;
В настоящее время постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются на персональной основе, а не по должности. Число непостоянных членов Совета Безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 г.) до 21 (май 2008 г.) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.
Указом Президента РФ от 25 мая 2008 г. № 836 утвержден ныне действующий состав Совета Безопасности РФ:
Медведев Д. А. — Президент РФ, Председатель Совета Безопасности РФ.
Патрушев Н.П. — Секретарь Совета Безопасности РФ.
Постоянные члены Совета Безопасности РФ:
Путин В. В. — Председатель Правительства РФ
Бортников Александр Васильевич — директор ФСБ России
Грызлов Б. В. — Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Лавров С. В. — Министр иностранных дел РФ
Миронов С. М. — Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Нарышкин Сергей Евгеньевич — Руководитель Администрации Президента РФ
Нургалиев Р. Г. — Министр внутренних дел РФ
Патрушев Н. П. — Секретарь Совета Безопасности РФ
Сердюков А. Э. — Министр обороны РФ
Фрадков М. Е. — директор СВР России
Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.
Члены Совета Безопасности РФ:
Балуевский Ю. Н. — начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ — первый заместитель Министра обороны РФ
Иванов Виктор Петрович — директор ФСКН России
Информация о работе Статус и полномочия Совета Безопасности РФ