Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 03:07, курсовая работа

Описание

Вопрос деятельности военных судов Республики Беларусь вызывает интерес и актуальна для исследования. Итак, целью данной курсовой работы является – исследование деятельности военных судов Республики Беларусь.

Для достижения цели данной курсовой работы необходимо раскрыть следующие задачи:

изучить место и роль военных судов в судебной системе РБ;
установить подсудность военных судов;
описать структуру и полномочия военных судов РБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Общие положения о военных судах в Республике Беларусь............5
Место и роль военных судов Республики Беларусь в судебной системе.
Подсудность военных судов………………………………………………7
Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь…12
Межгарнизонный военный суд.
Белорусский военный суд………………………………………………...20
Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь…………...23
Заключение...........................................................................................................25

Список использованных источников..............................................................27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.10 Кб (Скачать документ)

       Содержание:

            

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Общие положения о военных судах в Республике Беларусь............5
    1. Место и роль военных судов  Республики Беларусь в судебной системе.
    2. Подсудность военных судов………………………………………………7
  2. Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь…12
    1. Межгарнизонный военный суд.
    2. Белорусский военный суд………………………………………………...20
    3. Военная коллегия Верховного Суда  Республики Беларусь…………...23

Заключение...........................................................................................................25

Список использованных источников..............................................................27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

       Введение.

       Вооруженные силы Республики Беларусь могут успешно  действовать и выполнять стоящие  перед ними задачи лишь тогда, когда  в них поддерживается основанный на законах, строгий военный порядок. Президент и Правительство республики придают большое значение деятельности судов в современных условиях, потому что поддержание и укрепление законности в Республике Беларусь входит в обязанности всех без исключения государственных структур. В системе органов государственной власти суду, в том числе и военному, принадлежит особое место. Это главный инструмент правового государства и атрибут гражданского общества. Не случайно в механизме защиты прав и свобод граждан Конституция Республики Беларусь отводит судебной власти одно из центральных мест.

         Вопрос деятельности военных судов Республики Беларусь вызывает интерес и актуальна для исследования. Итак, целью данной курсовой работы является – исследование деятельности военных судов Республики Беларусь.

       Для достижения цели данной курсовой работы необходимо раскрыть следующие задачи:

    • изучить место и роль военных судов в судебной системе РБ;
    • установить подсудность военных судов;
    • описать структуру и полномочия военных судов РБ.

       Объектом  исследования являются военные суды Республики Беларусь.

       Предметом исследования – правовая база, структура, полномочия и подсудность военных судов.

       Для достижения целей курсовой работы были использованы совокупность общенаучных методов познания, таких как: диалектический метод и метод анализа. В ходе исследования применялись также специальные методы правовых исследований: исторический, формально-логический, а также методы обработки данных.

       Первая  часть посвящена общим положениям о военных судах в Республике Беларусь, о месте и роли военных  судов Республики Беларусь в судебной системе, история их появления, структура и подсудность военных судов.

       Вторая  часть содержит характеристику, структуру  и полномочия межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда. Также рассказывается о Военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь.

       Основой работы являются законодательные источники, нормативные акты, в которых содержатся нормы государственного, административного, процессуального и иных отраслей права, регулирующих построение судов. 
 

 

       

  1. Общие положения о военных  судах в Республике Беларусь
    1. Место и роль военных судов  Республики Беларусь в судебной  системе

       Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выполнять  поставленные перед ними задачи только в том случае, если в них будет  поддерживаться воинская дисциплина, законность и правопорядок. Этому  призваны способствовать военные суды, которые по действующему белорусскому законодательству отнесены к судам  общей юрисдикции.

       Исторически военные суды представляют собой  первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса  заключается в следующем: Военные суды – часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются нормы Конституции Республики Беларусь об основах судебной власти, Кодекса о судоустройстве и статусе судей, процессуального законодательства, разъяснение Пленума Верховного суда Республики Беларусь.                      

       В СССР военные суды назывались военными трибуналами. Их статус определяло общесоюзное  Положение о военных трибуналах, которое было принято в 1958 г., а 25 июня 1980 г. была утверждена новая редакция этого Положения. После образования  Республики Беларусь военные трибуналы  переименованы в военные суды.

       Трибунал (от лат. tribunal) – судилище, судебная коллегия; чрезвычайный или специализированный суд, например, военный. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 года военные трибуналы были переименованы в военные суды и явились частью системы общих судов, а поэтому при осуществлении правосудия действовали на основе того же законодательства, что и другие суды, входящие в систему Республики Беларусь. В соответствии с ч.2 ст. 28 Кодекса в системе общих судов могут создаваться специализированные суды: семейные, административные, в том числе и военные. И не случайно, что в Кодексе «О судоустройстве и статусе судей и Республике Беларусь» военным судам посвящены: Глава 4. Межгарнизонный военный суд (ст. 38 – 39), Глава 5. Белорусский военный суд (ст. 39 – 44), которые чётко регламентируют порядок образования военных судов, их систему, подсудность, полномочия. При осуществлении правосудия военные суды действуют на основе того же законодательства, что и другие суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. (Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятый 29 июня 2006 г. № 139 – 3).

       Наряду  с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Военные   суды призваны нести борьбу с посягательствами на безопасность Республики   Беларусь, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, с нарушениями   воинской дисциплины и установленного порядка несения службы.

       Система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда.

       Военные суды обладают  определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским, областным, Минскому городскому), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде - общем для них высшем судебном органе. Рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов - лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела но искам, возникающим из воинских отношений.

       Надзор  за судебной деятельностью военных  судов осуществляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организационное обеспечение деятельности военных судов - Министерством юстиции Республики Беларусь (ч. 2 ст. 183 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

       Финансирование  и материально-техническое обеспечение  деятельности Военной коллегии Верховного Суда и военных судов осуществляются Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны (ч. 2 ст. 183, ст. 191 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

       Можно смело сказать, что военные суды в судебной системе крайне важны - как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции Республики Беларусь, и призваны нести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы. Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выполнять поставленные задачи только в том случае, когда в них будет воинская дисциплина, законность и правопорядок. 

       1.2. Подсудность военных судов

       Прежде  чем приступить к исследованию подсудности военных судов, следует для начала знать определение, что такое подсудность.

       Подсудность — это распределение дел, подлежащих рассмотрению, установление конкретного  суда, который должен рассмотреть  данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому или другому  суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц  подчиняться данному компетентному  суду.

       Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого  в совершении преступления распространяется статус военнослужащего. Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в вооруженных силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

       Статус  военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи  с увольнением с военной службы (ст. 1 и 2 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. № 1939-XII «О статусе военнослужащих в Республике Беларусь», с изм. и  доп. на 15 июля 2008 г. № 408-3).Статус военнослужащих распространяется на:

  • Офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в вооруженных силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безопасности, иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;
  • Военнообязанных, призванных на сборы.

       Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным  судом в качестве обвиняемого  лишь в следующих случаях: когда  хотя бы один из его соучастников в  совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступление будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).

       К исключительной подсудности военных  судов относятся уголовные дела о воинских преступлениях. Это невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части или  места службы и другие (гл. 37 УК).

       Уголовные дела о преступлениях рассматриваются  судьей военного суда единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения  свободы. Во всех остальных случаях  дело должно рассматриваться коллегиальным  составом: судьёй военного суда и двумя  народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться  коллегиальным составом суда.

       Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение предварительного расследования и уголовного преследования, принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, отказ в возбуждении уголовного дела. Этим занимается судья военного суда единолично.

       Военные суды рассматривают гражданские  дела по искам, возникающим из воинских отношений. Это дела по спорам военнослужащих о переводах, возмещении материального  ущерба, увольнении с воинской службы, предоставлении отпуска, по жалобам  военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов  военного управления, ущемляющие их права  и личное достоинство, а также  другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).

       Военные суды осуществляют судебную защиту военнослужащих от неправомерных действий органов  военного управления и воинских должностных  лиц путем рассмотрения гражданских  дел:

  • О необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания.
  • О незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке.
  • Об отказе в переводе по службе, в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам.
  • О необоснованном понижении в должности;
  • Об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами; - о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами.
  • О незаконном возложении материальной ответственности.
  • По другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных Прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения и др.).

Информация о работе Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь