Во
всех случаях неправомерными, ущемляющими
права военнослужащих признаются такие
действия органов военного управления
и воинских должностных лиц, в
результате которых военнослужащий
незаконно лишен возможности
полностью или частично осуществить
право, предоставленное ему законом
или иным нормативным актом, на военнослужащего
незаконно возложена какая-либо
обязанность. Жалобы военнослужащих рассматривает
судья межгарнизонного военного суда
единолично в порядке, установленном ГПК
для дел, возникающих из административно-правовых
отношений.
Не
подлежат обжалованию в суд действия
органов управления и воинских должностных
лиц, которые совершаются ими
в сфере управления войсками (о
передислокации войск, проведении учений),
а также в организации боевого
дежурства, несении караульной службы
и т.п.
Указанные
категории гражданских дел разрешаются
судьей военного суда единолично, но по
правилам искового производства, регламентированного
в разделе VI ГПК.
Жалобы
военнослужащих и членов их семей
на неправомерные действия органов
государственного управления, общественных
объединений и должностных лиц,
а также дела искового производства,
не вытекающие из воинских правоотношений
этих лиц, разрешаются районными (городскими)
судами.
Из
всего вышесказанного по поводу подсудности
и компетенции военных судов, можно
сделать вывод что, военные суды рассматривают
гражданские и уголовные дела военнослужащих
и членов их семей. Также военные суды
осуществляют судебную защиту военнослужащих
от неправомерных действий органов военного
управления и воинских должностных лиц
путем рассмотрения гражданских дел.
- Структура
и полномочия военных
судов Республики
Беларусь
- Межгарнизонный
военный суд
Межгарнизонные
военные суды образуются, реорганизуются
и ликвидируются Президентом Республики
Беларусь с учетом численности и дислокации
воинских частей вооруженных сил, иных
войск и воинских формирований по совместному
представлению Министра юстиции и Председателя
Верховного Суда (ст. 29 Кодекса о судоустройстве
и статусе судей).
Межгарнизонный
военный суд действует только как суд
первой инстанции, рассматривая подавляющее
большинство уголовных и гражданских
дел, подсудных военным судам.
В
Республике Беларусь действует шесть
межгарнизонных военных судов: в Минске,
Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и
Борисове.
Межгарнизонный
военный суд состоит из председателя суда,
судей и народных заседателей. При наличии
пяти и более судей в составе межгарнизонного
военного суда вводится должность заместителя
председателя (ч. 3 ст. 30 Кодекса о судоустройстве
и статусе судей).
Количество
судей для каждого межгарнизонного
военного суда устанавливается Президентом
Республики Беларусь по совместному представлению
Министра юстиции и Председателя Верховного
Суда (ч. 2 ст. 30 Кодекса о судоустройстве
и статусе судей). Только межгарнизонный
военный суд в г. Минске имеет шесть судей,
во всех остальных - по три судьи.
К
судьям межгарнизонных военных судов
кроме общих требований, предъявляемых
к судьям районных (городских) судов, применяются
дополнительные: иметь статус военнослужащего
и воинское звание офицерского состава
(ч. 3 ст. 94 Кодекса о судоустройстве и статусе
судей).
В
соответствии со сложившейся практикой
народными заседателями межгарнизонного
военного суда являются граждане Республики
Беларусь, состоящие на военной службе.
Их количество для межгарнизонного военного
суда - 35 человек на одного судью.
Списки
народных заседателей межгарнизонных
военных судов составляются сроком на
пять лет и утверждаются командирами воинских
частей.
Председатель
межгарнизонного военного суда и его заместитель
назначаются Президентом Республики Беларусь
по совместному представлению Министра
юстиции и Председателя Верховного Суда
сроком на пять лет (ч. 1 ст. 32 Кодекса о
судоустройстве и статусе судей).
Полномочия
председателя межгарнизонного военного
суда и его заместителя полностью соответствуют
полномочиям председателя районного (городского)
суда и его заместителя.
Также
следует отметить, что в 2005 году было
утверждено положение о председателе
районного (городского), межгарнизонного
военного суда Республики Беларусь. В
этом Положении написано, какие организационные
функции выполняет председатель районного
(городского), межгарнизонного военного
суда Республики Беларусь. Ниже я напишу
основные моменты из этого Положения:
- Организация
работы основной деятельности:
- с учетом
категорий сложности дел, их объема, а
также квалификации судей, опыта работы,
степени загруженности распределяет уголовные,
гражданские, административные дела и
иные материалы; в необходимых случаях
(болезнь, отпуск, учеба и другие уважительные
причины длительного отсутствия судьи)
незамедлительно передает судьям для
рассмотрения числящиеся за отсутствующими
судьями уголовные, гражданские, административные
дела и иные материалы;
- с учетом
соотношения категорий дел, количества
и квалификации судей решает вопрос о
проведении частичной или полной специализации
по рассмотрению уголовных и гражданских
дел;
- осуществляет
контроль, за качественным рассмотрением
дел и соблюдением установленных законом
сроков их рассмотрения, не оставляя без
оперативного реагирования ни одного
случая волокиты, а также вынесения судебных
постановлений с нарушением законодательства
Республики Беларусь;
- устанавливает
порядок, исключающий возможность неосновательного
отложения судебных разбирательств по
вине суда;
- осуществляет
контроль, за соблюдением порядка назначения
дел для рассмотрения их в кассационном
порядке и своевременным направлением
дел в суд второй инстанции;
- берет на
особый контроль уголовные, гражданские
и административные дела, не оконченные
производством в установленные законом
сроки, а также производство по которым
приостановлено, требует от судей в необходимых
случаях разработки плана, направленного
на безотлагательное их разрешение, контролирует
выполнение этих планов;
- обеспечивает
и контролирует работу канцелярии суда
в соответствии с Инструкцией по делопроизводству
в районном (городском) суде Республики
Беларусь;
- в целях повышения
четкого и оперативного исполнения служебных
обязанностей разрабатывает наиболее
рациональное распределение обязанностей
между работниками, осуществляющими техническое
обслуживание и обеспечивающими функционирование
суда, организует взаимозаменяемость
в их работе;
- организует
сдачу или списание в архив суда и хранение
дел, материалов, документов, ежегодный
отбор и уничтожение по акту дел и материалов,
сроки хранения которых истекли;
- дает разрешение
на выдачу, высылку по запросам компетентных
органов судебных дел, материалов и документов;
- решает вопросы
организации рабочих мест, создания надлежащих
условий труда с использованием компьютерной
и другой техники;
- изучает и
внедряет в практику работы суда передовой
опыт организации работы судов Республики
Беларусь, Верховного Суда Республики
Беларусь;
- обеспечивает
наличие в суде государственной символики
Республики Беларусь на здании и в помещениях,
а также объявлений, информационных стендов,
образцов исковых заявлений;
- обеспечивает
сохранность дел и соблюдение режима секретности
в суде;
- распределяет
и закрепляет за судьями судебных исполнителей;
- руководит
работой старшего судебного исполнителя
и осуществляет контроль за его деятельностью;
- организует
работу по соблюдению судьями надлежащего
контроля за качеством и своевременным
обращением к исполнению приговоров, решений,
определений и постановлений.
В
межгарнизонных военных судах имеется
аппарат, выполняющий вспомогательные
функции, аналогичные тем, которые осуществляют
работники аппарата районных (городских)
судов. Его численность зависит от количества
судей в данном суде и объема их работы.
- Полномочия
заместителя председателя межгарнизонного
военного суда:
- Организация
аналитической работы и профилактики
правонарушений;
- ежеквартально
с участием помощника председателя суда
и консультантов суда анализирует состояние
судимости в районе (городе), гарнизоне,
итоги работы суда и информирует по этим
вопросам местные исполнительные и распорядительные
органы и управление юстиции, а председатель
межгарнизонного военного суда - Белорусский
военный суд;
- планирует
работу суда на полугодие на основании
результатов деятельности суда, а также
изучения и анализа статистических данных
о состоянии преступности, других правонарушений,
судимости в районе (городе), гарнизоне;
- принимает
участие в подготовке и проведении совещаний
координационного совета по борьбе с преступностью;
- руководит
изучением и обобщением судебной практики,
утверждает план обобщений, вопросы, подлежащие
изучению, сроки и меры по реализации результатов
обобщений;
- осуществляет
контроль за всесторонним и полным выявлением
судьями причин и условий, способствующих
совершению правонарушений, вынесением
частных определений, их качеством, целенаправленностью,
направлением копий частных определений
на исполнение и принимает меры к обеспечению
их исполнения и своевременному принятию
мер реагирования на частные определения;
- систематически
с участием помощника председателя суда
и консультанта суда анализирует и принимает
меры к улучшению работы суда по подготовке
и повышению воспитательного значения
судебных процессов. Рекомендует судьям
конкретные дела к рассмотрению в выездных
судебных заседаниях;
- с учетом
состояния преступности и других правонарушений
в районе (городе), области, отдельных населенных
пунктах, трудовых коллективах и воинских
частях планирует и организует работу
судей по проведению лекций, бесед, выступлений
в печати и по радио, другой правовой работы.
- Организация
работы аппарата суда:
- обеспечивает
четкое распределение должностных обязанностей,
утверждает должностные инструкции работников,
осуществляющих техническое обслуживание
и обеспечивающих функционирование суда,
осуществляет систематический контроль
за их выполнением;
- обеспечивает
строгое соблюдение служебной и трудовой
дисциплины, проводит работу, направленную
на устранение потерь рабочего времени;
- устанавливает
и утверждает правила внутреннего трудового
распорядка суда и контролирует их выполнение;
- организует
систематические проверки работы структурных
подразделений суда;
- по мере необходимости
проводит оперативные совещания с работниками
суда, контролирует изготовление протоколов
судебных заседаний и совещаний, обеспечивает
выполнение принятых решений и планов
работы суда;
- принимает
на работу, решает вопросы предоставления
отпусков, перевода, увольнения, поощрения,
установления доплат за особый характер
работы, наложения дисциплинарных взысканий
в отношении работников, осуществляющих
техническое обслуживание и обеспечивающих
функционирование суда;
- осуществляет
подбор и изучение личных и деловых качеств
кандидатов на должности консультантов
суда, стажеров судьи и судебных исполнителей
и согласовывает указанные кандидатуры
с управлением юстиции областного, Минского
городского исполнительного комитета
(далее - управление юстиции), которое направляет
материалы в Министерство юстиции Республики
Беларусь для назначения их на должности;
- вносит представление
начальнику управления юстиции (председателю
Белорусского военного суда) о поощрении,
установлении размера надбавок за особые
условия государственной службы помощнику
председателя суда, консультантам суда,
старшему судебному исполнителю, судебным
исполнителям;
- ходатайствует
перед начальником управления юстиции,
Министром юстиции Республики Беларусь
либо председателем областного, Минского
городского, Белорусского военного суда
или Председателем Верховного Суда Республики
Беларусь о возбуждении дисциплинарных
производств в отношении судей;
- обеспечивает
проведение не реже одного раза в месяц
занятий с помощником председателя суда,
консультантами суда, судебными исполнителями,
работниками, осуществляющими техническое
обслуживание и обеспечивающими функционирование
суда, по повышению квалификации;
- обеспечивает
регулярное не реже одного раза в месяц
проведение занятий с судьями по изучению
текущего законодательства, материалов
судебной практики, передового опыта организации
судебной работы, повышению профессионального
мастерства;
- проводит
работу по формированию резерва кадров
работников суда, представляет на согласование
в управление юстиции резерв кандидатов
на должности судьи, консультанта суда,
старшего судебного исполнителя, судебного
исполнителя;
- способствует
созданию в суде деловой, творческой обстановки,
поддерживает и развивает инициативу
и активность судей и работников суда,
своевременно рассматривает критические
замечания судей и работников суда и информирует
их о принятых мерах;
- контролирует
соблюдение судьями и работниками суда
правил поведения, профессиональной этики
и делового стиля одежды;
- несет персональную
ответственность за состояние идеологической
работы в коллективе;
- оказывает
содействие управлению юстиции в подборе
кандидатов в народные заседатели и представлении
списков на утверждение, а также осуществляет
контроль за истечением срока полномочий
народных заседателей;
- организует
своевременное ознакомление с правами
и обязанностями народных заседателей
и их регулярные занятия по повышению
правовых знаний;
- обеспечивает
составление графика участия народных
заседателей в осуществлении правосудия
и осуществляет контроль за выплатами
народным заседателям за исполнение обязанностей
в суде.
- Обеспечение
анализа деятельности и планирование
работы судебных исполнителей:
- организует
работу судей по контролю за правильным
и своевременным исполнением исполнительных
документов, проведением ежеквартальных
проверок работы каждого судебного исполнителя
с составлением актов проверки и обсуждением
итогов на оперативных совещаниях суда;
- не реже одного
раза в месяц проверяет состояние книги
учета депозитных сумм путем подсчета
и сверки поступивших и выданных сумм
с выпиской из депозитного счета банка;
- обеспечивает
оперативное и реальное исполнение судебными
исполнителями исполнительных документов.
Межгарнизонный
военный суд рассматривает:
-
гражданские дела по искам, возникающим
из отношений военной службы;
- уголовные
дела о всех преступлениях, совершенных
лицами, на которых распространяется
статус военнослужащего.
- О восстановлении
на военной службе в случае незаконного
увольнения.
- О восстановлении
в прежней должности в случае незаконного
перевода или понижения в должности.
- Об отмене
дисциплинарных взысканий.
- О взыскании
страховых сумм при наступлении инвалидности
и увечья, полученных при исполнении обязанностей
военной службы.
- О возмещении
вреда, причиненного увечьем либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением
воинских обязанностей.
- О взыскании
денежного обеспечения или иных видов
довольствия, а также средств за неиспользованное
санаторно-курортное лечение, расходов
по проезду на транспорте и другие требования
имущественного характера.
Рассмотрение
уголовных дел в отношении
иных лиц не допускается, за исключением
уголовных дел о преступлениях,
хотя бы одно из которых подсудно
межгарнизонному военному суду,
либо совершенных группой лиц, уголовное
дело хотя бы в отношении одного
из них подсудно межгарнизонному военному
суду.
Уголовные
дела о преступлениях, совершенных
лицами в период прохождения
ими военной службы, но к моменту
рассмотрения дела в суде уволенными
с военной службы, рассматриваются
межгарнизонным военным судом.
Рассмотрев
полномочия мегарнизонного военноого
суда можно сделать вывод, что межгарнизонный
военный суд Республики Беларусь является
судом первой инстанции в трёхзвенной
системе военных судов и правомочен рассматривать
подавляющее большинство уголовных и
гражданских дел, подсудных военным судам.
Судьи межгарнизонных военных судов должны
иметь статус военнослужащего и воинское
звание офицерского состава.
2.2
Белорусский военный
суд
Белорусский военный суд - второе звено
в системе военных судов республики. Его
количественный состав устанавливается
Президентом Республики Беларусь по совместному
представлению Министра юстиции и Председателя
Верховного Суда.
Белорусский
военный суд состоит из председателя
суда, двух его заместителей, шести
судей и народных заседателей, состоящих
на военной службе. Число последних
определяется в размере 25 человек
на одного судью. Списки народных заседателей
для Белорусского военного суда составляются
сроком на пять лет, и утверждаются Президентом
Республики Беларусь.
Белорусский
военный суд действует в составе
президиума и двух судебных коллегий
по уголовным и гражданским делам,
которые утверждаются его председателем
из числа судей этого суда. Руководство
их работой осуществляют заместители
председателя суда, входящие в состав
соответствующих коллегий.
Председатель
Белорусского военного суда в необходимых
случаях вправе привлекать судей, входящих
в состав одной коллегии, к рассмотрению
дел, отнесенных к компетенции другой
коллегии.
Судебные
коллегии рассматривают в качестве
суда первой инстанции уголовные
дела о преступлениях против мира
и безопасности человечества, преступлениях
против государства, о совершенных
военнослужащими преступлениях, за
которые может быть назначена
смертная казнь.
Белорусский
военный суд вправе рассматривать
по первой инстанции и гражданские
дела в случаях, предусмотренных
законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК). Он может
изъять любое уголовное или гражданское
дело из межгарнизонного военного суда
и принять его к своему производству по
первой инстанции.
Белорусский
военный суд осуществляет надзор
за судебной деятельностью межгарнизонных
военных судов.
В
кассационном порядке судебные коллегии
Белорусского военного суда рассматривают
жалобы и протесты на не вступившие
в законную силу приговоры, решения,
определения и постановления
межгарнизонных военный судов. С этой
целью в судебных коллегиях образуются
составы суда для коллегиального рассмотрения
дел, которые утверждаются президиумом
суда по представлению его председателя.
Судебные коллегии Белорусского военного
суда по направлениям своей деятельности
изучают и обобщают судебную практику,
анализируют судебную статистику.
Президиум
Белорусского военного суда образуется
в составе председателя суда, его
заместителей и судей. Количественный
и персональный состав президиума утверждается
Президентом Республики Беларусь по
совместному представлению Министра
юстиции и Председателя Верховного
Суда. Президиум Белорусского военного
суда рассматривает в порядке надзора
и по вновь открывшимся обстоятельствам
уголовные и гражданские дела. Это дела
по протестам на кассационные определения
судебных коллегий Белорусского военного
суда и на вступившие в законную силу приговоры,
решения, определения и постановления
военных судов (ч. 2ст. 407 УПК, ч. 4 ст. 440 ГПК).
В остальном компетенция президиума Белорусского
военного суда и порядок его работы такие
же, как и президиумов областных (Минского
городского) судов.