Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 03:07, курсовая работа

Описание

Вопрос деятельности военных судов Республики Беларусь вызывает интерес и актуальна для исследования. Итак, целью данной курсовой работы является – исследование деятельности военных судов Республики Беларусь.

Для достижения цели данной курсовой работы необходимо раскрыть следующие задачи:

изучить место и роль военных судов в судебной системе РБ;
установить подсудность военных судов;
описать структуру и полномочия военных судов РБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Общие положения о военных судах в Республике Беларусь............5
Место и роль военных судов Республики Беларусь в судебной системе.
Подсудность военных судов………………………………………………7
Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь…12
Межгарнизонный военный суд.
Белорусский военный суд………………………………………………...20
Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь…………...23
Заключение...........................................................................................................25

Список использованных источников..............................................................27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.10 Кб (Скачать документ)

       Во  всех случаях неправомерными, ущемляющими  права военнослужащих признаются такие  действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в  результате которых военнослужащий незаконно лишен возможности  полностью или частично осуществить  право, предоставленное ему законом  или иным нормативным актом, на военнослужащего  незаконно возложена какая-либо обязанность. Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых отношений.

       Не  подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных  лиц, которые совершаются ими  в сфере управления войсками (о  передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого  дежурства, несении караульной службы и т.п.

       Указанные категории гражданских дел разрешаются  судьей военного суда единолично, но по правилам искового производства, регламентированного  в разделе VI ГПК.

       Жалобы  военнослужащих и членов их семей  на неправомерные действия органов  государственного управления, общественных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.

       Из  всего вышесказанного по поводу подсудности  и компетенции военных судов, можно сделать вывод что, военные суды рассматривают   гражданские и уголовные дела военнослужащих и членов их семей. Также военные суды осуществляют судебную защиту военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц путем рассмотрения гражданских дел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура и полномочия военных  судов Республики Беларусь
    1. Межгарнизонный военный суд

       Межгарнизонные военные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 29 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

       Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.

       В Республике Беларусь действует шесть  межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

       Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя (ч. 3 ст. 30 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

       Количество  судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 30 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Только межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных - по три судьи.

       К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: иметь статус военнослужащего и воинское звание офицерского состава (ч. 3 ст. 94 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

       В соответствии со сложившейся практикой  народными заседателями межгарнизонного военного суда являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда - 35 человек на одного судью.

       Списки  народных заседателей межгарнизонных военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

       Председатель  межгарнизонного военного суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 32 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

       Полномочия  председателя межгарнизонного военного суда и его заместителя полностью соответствуют полномочиям председателя районного (городского) суда и его заместителя.

       Также следует отметить, что в 2005 году было утверждено положение о председателе районного (городского), межгарнизонного военного суда Республики Беларусь. В этом Положении  написано, какие организационные функции выполняет председатель районного (городского), межгарнизонного военного суда Республики Беларусь. Ниже я напишу основные моменты из этого Положения:

  • Организация работы основной деятельности:
  • с учетом категорий сложности дел, их объема, а также квалификации судей, опыта работы, степени загруженности распределяет уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы; в необходимых случаях (болезнь, отпуск, учеба и другие уважительные причины длительного отсутствия судьи) незамедлительно передает судьям для рассмотрения числящиеся за отсутствующими судьями уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы;
  • с учетом соотношения категорий дел, количества и квалификации судей решает вопрос о проведении частичной или полной специализации по рассмотрению уголовных и гражданских дел;
  • осуществляет контроль, за качественным рассмотрением дел и соблюдением установленных законом сроков их рассмотрения, не оставляя без оперативного реагирования ни одного случая волокиты, а также вынесения судебных постановлений с нарушением законодательства Республики Беларусь;
  • устанавливает порядок, исключающий возможность неосновательного отложения судебных разбирательств по вине суда;
  • осуществляет контроль, за соблюдением порядка назначения дел для рассмотрения их в кассационном порядке и своевременным направлением дел в суд второй инстанции;
  • берет на особый контроль уголовные, гражданские и административные дела, не оконченные производством в установленные законом сроки, а также производство по которым приостановлено, требует от судей в необходимых случаях разработки плана, направленного на безотлагательное их разрешение, контролирует выполнение этих планов;
  • обеспечивает и контролирует работу канцелярии суда в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь;
  • в целях повышения четкого и оперативного исполнения служебных обязанностей разрабатывает наиболее рациональное распределение обязанностей между работниками, осуществляющими техническое обслуживание и обеспечивающими функционирование суда, организует взаимозаменяемость в их работе;
  • организует сдачу или списание в архив суда и хранение дел, материалов, документов, ежегодный отбор и уничтожение по акту дел и материалов, сроки хранения которых истекли;
  • дает разрешение на выдачу, высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов и документов;
  • решает вопросы организации рабочих мест, создания надлежащих условий труда с использованием компьютерной и другой техники;
  • изучает и внедряет в практику работы суда передовой опыт организации работы судов Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь;
  • обеспечивает наличие в суде государственной символики Республики Беларусь на здании и в помещениях, а также объявлений, информационных стендов, образцов исковых заявлений;
  • обеспечивает сохранность дел и соблюдение режима секретности в суде;
  • распределяет и закрепляет за судьями судебных исполнителей;
  • руководит работой старшего судебного исполнителя и осуществляет контроль за его деятельностью;
  • организует работу по соблюдению судьями надлежащего контроля за качеством и своевременным обращением к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений.

       В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, выполняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит от количества судей в данном суде и объема их работы.

  • Полномочия заместителя председателя межгарнизонного военного суда:
  • Организация аналитической работы и профилактики правонарушений;
  • ежеквартально с участием помощника председателя суда и консультантов суда анализирует состояние судимости в районе (городе), гарнизоне, итоги работы суда и информирует по этим вопросам местные исполнительные и распорядительные органы и управление юстиции, а председатель межгарнизонного военного суда - Белорусский военный суд;
  • планирует работу суда на полугодие на основании результатов деятельности суда, а также изучения и анализа статистических данных о состоянии преступности, других правонарушений, судимости в районе (городе), гарнизоне;
  • принимает участие в подготовке и проведении совещаний координационного совета по борьбе с преступностью;
  • руководит изучением и обобщением судебной практики, утверждает план обобщений, вопросы, подлежащие изучению, сроки и меры по реализации результатов обобщений;
  • осуществляет контроль за всесторонним и полным выявлением судьями причин и условий, способствующих совершению правонарушений, вынесением частных определений, их качеством, целенаправленностью, направлением копий частных определений на исполнение и принимает меры к обеспечению их исполнения и своевременному принятию мер реагирования на частные определения;
  • систематически с участием помощника председателя суда и консультанта суда анализирует и принимает меры к улучшению работы суда по подготовке и повышению воспитательного значения судебных процессов. Рекомендует судьям конкретные дела к рассмотрению в выездных судебных заседаниях;
  • с учетом состояния преступности и других правонарушений в районе (городе), области, отдельных населенных пунктах, трудовых коллективах и воинских частях планирует и организует работу судей по проведению лекций, бесед, выступлений в печати и по радио, другой правовой работы.
  • Организация работы аппарата суда:
  • обеспечивает четкое распределение должностных обязанностей, утверждает должностные инструкции работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование суда, осуществляет систематический контроль за их выполнением;
  • обеспечивает строгое соблюдение служебной и трудовой дисциплины, проводит работу, направленную на устранение потерь рабочего времени;
  • устанавливает и утверждает правила внутреннего трудового распорядка суда и контролирует их выполнение;
  • организует систематические проверки работы структурных подразделений суда;
  • по мере необходимости проводит оперативные совещания с работниками суда, контролирует изготовление протоколов судебных заседаний и совещаний, обеспечивает выполнение принятых решений и планов работы суда;
  • принимает на работу, решает вопросы предоставления отпусков, перевода, увольнения, поощрения, установления доплат за особый характер работы, наложения дисциплинарных взысканий в отношении работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование суда;
  • осуществляет подбор и изучение личных и деловых качеств кандидатов на должности консультантов суда, стажеров судьи и судебных исполнителей и согласовывает указанные кандидатуры с управлением юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета (далее - управление юстиции), которое направляет материалы в Министерство юстиции Республики Беларусь для назначения их на должности;
  • вносит представление начальнику управления юстиции (председателю Белорусского военного суда) о поощрении, установлении размера надбавок за особые условия государственной службы помощнику председателя суда, консультантам суда, старшему судебному исполнителю, судебным исполнителям;
  • ходатайствует перед начальником управления юстиции, Министром юстиции Республики Беларусь либо председателем областного, Минского городского, Белорусского военного суда или Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о возбуждении дисциплинарных производств в отношении судей;
  • обеспечивает проведение не реже одного раза в месяц занятий с помощником председателя суда, консультантами суда, судебными исполнителями, работниками, осуществляющими техническое обслуживание и обеспечивающими функционирование суда, по повышению квалификации;
  • обеспечивает регулярное не реже одного раза в месяц проведение занятий с судьями по изучению текущего законодательства, материалов судебной практики, передового опыта организации судебной работы, повышению профессионального мастерства;
  • проводит работу по формированию резерва кадров работников суда, представляет на согласование в управление юстиции резерв кандидатов на должности судьи, консультанта суда, старшего судебного исполнителя, судебного исполнителя;
  • способствует созданию в суде деловой, творческой обстановки, поддерживает и развивает инициативу и активность судей и работников суда, своевременно рассматривает критические замечания судей и работников суда и информирует их о принятых мерах;
  • контролирует соблюдение судьями и работниками суда правил поведения, профессиональной этики и делового стиля одежды;
  • несет персональную ответственность за состояние идеологической работы в коллективе;
  • оказывает содействие управлению юстиции в подборе кандидатов в народные заседатели и представлении списков на утверждение, а также осуществляет контроль за истечением срока полномочий народных заседателей;
  • организует своевременное ознакомление с правами и обязанностями народных заседателей и их регулярные занятия по повышению правовых знаний;
  • обеспечивает составление графика участия народных заседателей в осуществлении правосудия и осуществляет контроль за выплатами народным заседателям за исполнение обязанностей в суде.
  • Обеспечение анализа деятельности и планирование работы судебных исполнителей:
  • организует работу судей по контролю за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов, проведением ежеквартальных проверок работы каждого судебного исполнителя с составлением актов проверки и обсуждением итогов на оперативных совещаниях суда;
  • не реже одного раза в месяц проверяет состояние книги учета депозитных сумм путем подсчета и сверки поступивших и выданных сумм с выпиской из депозитного счета банка;
  • обеспечивает оперативное и реальное исполнение судебными исполнителями исполнительных документов.

       Межгарнизонный военный суд рассматривает:

  • гражданские дела  по  искам,  возникающим из отношений военной     службы;
  • уголовные дела  о  всех преступлениях,  совершенных лицами,  на    которых распространяется статус военнослужащего.
  • О восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения.
  • О восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности.
  • Об отмене дисциплинарных взысканий.
  • О взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
  • О возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей.
  • О взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.

       Рассмотрение  уголовных дел в отношении  иных лиц не допускается, за исключением  уголовных  дел  о  преступлениях,  хотя  бы  одно  из которых  подсудно  межгарнизонному  военному суду,  либо совершенных группой лиц, уголовное дело хотя  бы  в отношении одного  из  них подсудно межгарнизонному военному суду.

       Уголовные дела о преступлениях,  совершенных  лицами  в  период прохождения  ими  военной  службы,  но к моменту  рассмотрения дела в суде уволенными с  военной  службы,  рассматриваются  межгарнизонным военным судом.

       Рассмотрев  полномочия мегарнизонного военноого суда можно сделать вывод, что межгарнизонный военный суд Республики Беларусь является судом первой инстанции в трёхзвенной системе военных судов и правомочен рассматривать подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам. Судьи межгарнизонных военных судов должны иметь статус военнослужащего и воинское звание офицерского состава.

       2.2   Белорусский военный суд

       Белорусский военный суд - второе звено в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

       Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести  судей и народных заседателей, состоящих  на военной службе. Число последних  определяется в размере 25 человек  на одного судью. Списки народных заседателей  для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет, и утверждаются Президентом Республики Беларусь.

       Белорусский военный суд действует в составе  президиума и двух судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, которые утверждаются его председателем  из числа судей этого суда. Руководство  их работой осуществляют заместители  председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

       Председатель  Белорусского военного суда в необходимых  случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной коллегии, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой коллегии.

       Судебные  коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные  дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях  против государства, о совершенных  военнослужащими преступлениях, за которые может быть назначена  смертная казнь.

       Белорусский военный суд вправе рассматривать  по первой инстанции и гражданские  дела в случаях, предусмотренных  законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК). Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного военного суда и принять его к своему производству по первой инстанции.

       Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов.

       В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают  жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления  межгарнизонных военный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда для коллегиального рассмотрения дел, которые утверждаются президиумом суда по представлению его председателя. Судебные коллегии Белорусского военного суда по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

       Президиум Белорусского военного суда образуется в составе председателя суда, его  заместителей и судей. Количественный и персональный состав президиума утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Президиум Белорусского военного суда рассматривает в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам уголовные и гражданские дела. Это дела по протестам на кассационные определения судебных коллегий Белорусского военного суда и на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления военных судов (ч. 2ст. 407 УПК, ч. 4 ст. 440 ГПК). В остальном компетенция президиума Белорусского военного суда и порядок его работы такие же, как и президиумов областных (Минского городского) судов.

Информация о работе Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь