Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 03:07, курсовая работа

Описание

Вопрос деятельности военных судов Республики Беларусь вызывает интерес и актуальна для исследования. Итак, целью данной курсовой работы является – исследование деятельности военных судов Республики Беларусь.

Для достижения цели данной курсовой работы необходимо раскрыть следующие задачи:

изучить место и роль военных судов в судебной системе РБ;
установить подсудность военных судов;
описать структуру и полномочия военных судов РБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Общие положения о военных судах в Республике Беларусь............5
Место и роль военных судов Республики Беларусь в судебной системе.
Подсудность военных судов………………………………………………7
Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь…12
Межгарнизонный военный суд.
Белорусский военный суд………………………………………………...20
Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь…………...23
Заключение...........................................................................................................25

Список использованных источников..............................................................27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.10 Кб (Скачать документ)

       Руководит работой Белорусского военного суда председатель и его заместители, которые назначаются Президентом  Республики Беларусь по совместному  представлению Министра юстиции  и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет. Для обеспечения деятельности по осуществлению правосудия в Белорусском военном суде имеется аппарат суда, который осуществляет те же функции, что и аппарат областных (Минского городского) судов.

       Из  вышесказанного можно сделать вывод  что, Белорусский военный суд наделен широкими полномочиями:

  • рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, если дело не рассматривалось этим судом в кассационном порядке, и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику.
    1. Военная коллегия Верховного Суда  Республики Беларусь

       Высшим  звеном системы военных судов Республики Беларусь является военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь является третьим звеном в системе военных судов. Она образуется из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждается его Пленумом. В настоящее время в ее состав входят: председатель коллегии, пять судей, а также народные заседатели в количестве 10 человек на одного судью, состоящие на воинской службе и участвующие в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции.

       Коллегия  утверждается пленумом Верховного суда Республики Беларусь. Аппарат коллегии утверждается Председателем Верховного суда и Министром обороны.

       Судья Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее  пяти лет, обладать статусом военнослужащего  и иметь воинское звание офицерского  состава. Он назначается на должность  Президентом Республики Беларусь с  согласия Совета Республики Национального  собрания по представлению Председателя Верховного Суда.

       Военная коллегия рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции.

       В соответствии со ст. 269 УПК ей подсудны:

  • уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Беларусь Национального собрания Республики Беларусь, если на них распространяется статус военнослужащих;
  • уголовные дела о преступлениях, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника из нижестоящих военных судов в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;
  • принятые к своему производству по собственной инициативе любые уголовные дела, входящие в компетенцию военных судов.

       Военная коллегия может принять к своему производству любое гражданское  дело, подсудное нижестоящему военному суду.

       В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные  и гражданские дела по жалобам  и протестам на не вступившие в  законную силу приговоры, решения, постановления  и определения Белорусского военного суда.

       В порядке надзора Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные  и гражданские дела по протестам  на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления  межгарнизонных военных судов, приговоры, решения, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь (ч. 3 ст. 407 УПК, ч. 3 ст. 440 ГПК).

       Военная коллегия Верховного Суда вправе разрешать  вопросы о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении  приговоров, определений и постановлений  Белорусского военного суда (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).

       Компетенция и организация работы военной  коллегии определяется нормами, регулирующими  деятельность всех судебных коллегий Верховного Суда (ст. 56, 57 Кодекса о  судоустройстве и статусе судей)

       Изучив  данный раздел работы можно сделать  вывод, что:

  • Высшей судебной инстанцией системы военных судов является военная коллегия Верховного Суда РБ.
  • Военная коллегия рассматривает дела исключительной важности - дела о преступлениях военнослужащих высшего военного состава.

 Заключение

       Проанализировав нормативную базу по данному вопросу, учебники и юридическую литературу о военных судах Республики Беларусь и в результате предпринятого исследования мною были сделаны следующие выводы:

        - в Республике Беларусь создана  солидная правовая база для  деятельности военных судов. 

       - военные суды являются гарантом  законности и справедливости  в одном из важнейших государственных  механизмов Республике Беларусь  – её вооруженных силах.

       - военные суды в судебной системе  РБ занимают особый статус  и обладают определенной автономией  по отношению к судам общей  юрисдикции.

       - система военных судов построена  с учетом дислокации воинских  частей вооруженных сил РБ;

       - надзор за судебной деятельностью  военных судов осуществляется  Верховным судом РБ;

       - военные суды рассматривают дела  в отношении узкого круга субъектов;

       - к исключительной подсудности  военных судов относятся уголовные  дела о воинских преступлениях.

         Подводя итоги проделанной работы следует отметить, что становление демократического правового государства, одним из конституционных принципов которого является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Республики Беларусь), предопределило выделение судебной власти в самостоятельную и независимую ветвь единой государственной власти, придав суду, в том числе и военному, особый статус и особое значение. Таким образом, военные суды обеспечивают максимальный доступ к правосудию военнослужащих и членов их семей. В конечном итоге, это повышает эффективность и качество судебной деятельности, надёжней защищаются права и законные интересы военнослужащих.

       Также я выяснил, что в Республике Беларусь трёхзвенная система военных  судов. В эту систему входит межгарнизонный военный суд, Белорусский военный суд, и военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь. Межгарнизонный военный суд рассматривает гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего. Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику. Что касается военной коллегии Верховного суда, то это высшее звено системы военных судов Республики Беларусь. Военная коллегия рассматривает дела исключительной важности, а если быть точнее, то она рассматривает дела о преступлениях военнослужащих высшего военного состава. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), Минск ; Амалфея, 2005, 48 с.
  2. Декрет от 24 ноября 1999г. №41 “О военных судах Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда”
  3. Указ от 19 февраля 1996г. №81 “О реорганизации военных судов Республики Беларусь”
  4. Указ от 25 января 1999г. №54 “О некоторых вопросах деятельности Верховного Суда”
  5. Постановление министерства юстиции Республики Беларусь,30 июня 2005 г. № 32 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 18.07.2005, № 109, от 08.07.2005)
  6. Бибило, В.Н. “Судоустройство в РБ” , Минск, 2008 г.
  7. Бондаренко, Е.И. учебное пособие “Судоустройство и прокурорский надзор” Минск; 1998 г.
  8. Василевич, Г.А. Конституционный контроль и практика правоприменения в Республике Беларусь, «Журнал российского права» , № 1, январь 2001г.
  9. Данилевич, А.Н. , И.И. Мартинович, учебник “Судоустройство” Минск; Амалфея, 2010 г.
  10. Максимов, Л.Г. , Л.П. Максимова, практическое пособие “Судоустройство Республики Беларусь” Минск, ОО «МНО», 2006. – 134с.
  11. Судовы Веснiк, Минск, 2009. – № 3 с. 59 – 61.
  12. http://www.spravka-jurist.com
  13. http://pravo.kulichki.com
  14. http://www.yurist.by
  15. http://pravo.by

Информация о работе Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь