Структура правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение понятия правового сознания, рассмотрение его видов, структуры и порядка формирования.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. дать определения основных понятий, сопрягаемых с правовым сознанием;

2. изучить структуру, уровни проявления, виды, функции правосознания;

3. проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и значение правосознания………………………………….5

1. Понятие и функции правосознания………………………………………….5

2. Виды правосознания …………………………………….………………….11

3. Роль правосознания в жизни общества …………………………………….15

Глава 2. Содержание категории «правосознание»………………………......18

1.Структура правосознания…………………………………………………….18

2.Проблемы и пути повышения правосознания в современной России……22

Заключение………………………………………………………………………27

Библиографический список…………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Структура правосознания.docx

— 50.25 Кб (Скачать документ)

     Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение  в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей  и, наоборот, - недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические  элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное  восприятие права, которое может  быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего  осознание права выступает как  обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.

       Правовая психология возникает  под непосредственным воздействием  повседневных условий жизни. Причем  реакция на различные правовые  явления вырабатываются у человека  не только под влиянием особенностей  его индивидуального сознания  и условий жизни, но и в  результате его взаимодействия  с другими людьми. Правовая психология  не поднимается до уровня теоретических  обобщений, не способна проникнуть  глубоко в сущность правовых  явлений, но она является начальной  формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая  идеология. 

       В качестве составного элемента  правосознания можно выделить  правовую мораль. Это представления  людей о действующем праве,  его реализации и развития  с точки зрения их моральных  убеждений. Специфика правового  сознания в том и состоит,  что оно воспринимает юридические  явления через нравственные представления,  требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных  принципов и требований правосознание  оценивает правовые установления, правовую деятельность.

       Именно через правовую мораль  чаще всего психологические и  идеологические элементы правосознания  приобретают характер установки  к определенному образу поведения.  Это обстоятельство подтверждается  и фактом существования в правоведении  проблемы исполнения законов,  не отвечающим нравственным критериям. 

       В своем движении к практике  правосознание выступает одновременно  и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии  идеи и принципы являются одной  из внешних форм (способов) социального  контроля за деятельностью людей.  Внутренними стимулами и регуляторами  поведения человека являются  его чувства и убеждения. Высшими  формами психологической регуляции  выступают мотивы правового поведения  и воля.

       Уместно показать отличие и  взаимосвязь правовой психологии  и идеологии. Правовая психология  отражает правовую действительность  не как систему, а как некий  набор не связанных фактов, сторон  окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает  правовую действительность как  системное целое. Правовая психология  отражает правовую действительность  на эмпирическом уровне, т.е. на  уровне тех фактов, которые воспринимает  субъект. Правовая идеология - на уровне присущей ей закономерностей,  выходит за рамки жизненного  опыта субъекта. Правовая психология  более продвинута, быстрее реагирует  на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения  испытывает непосредственно на  себе. Правовая же идеология медленнее  реагирует на изменения в правовой  сфере, потому что для глубокого  изучения требуется время. 

     Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет  неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются  без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы  правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают  активное воздействие на всю социальную жизнь общества.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Проблемы и пути повышения  правового сознания в современной  России

     Особенности российского правосознания могут  быть выявлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования, безусловно, необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы и т.д. оказываются  неэффективными, если они противоречат культуре масс, выраженной в частности  в правосознании.

     Ярко  прослеживается в современном правосознании  российского народа наследие вековых  традиций. Характерно восприятие общества как патриархальной общности, всецело  определяющей жизнь индивида, не видящего себя вне этой коллективной формы  своего бытия. Власть в этой общности воспринимается в виде патриархальной формы, в которой первое лицо (Царь, Генсек ЦК КПСС или Президент) скорее выступает в роли отца, чем официальной  главы государства. Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Напротив, все официальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое.15

     На  идеологическом уровне, не говоря уже  об обыденном сознании, еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному  пониманию роли права, его социального  потенциала. В числе таких предубеждений  одномерное представление о праве  лишь как о средстве наказания  и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к  праву, названный антиюридическим  морализмом, при котором право  предстает как второстепенное, нижестоящее  по отношению к нравственным началам.

     Здесь же коренятся и источники правового  нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений  людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее войной законов, национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

     Таким образом, вся сфера правового  сознания оказалась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности  и огосударствлением криминала.

     Криминализация  государственности в сегодняшней  России предопределяется уникальной ролью  коррупции как единственного  и де-факто легализованного способа  самоорганизации государственного механизма. Суть проблемы состоит в  том, что государственная система  в России в ее нынешнем проявлении не может быть названа коррумпированной она коррупциогенна, поскольку практически  не предоставляет госчиновникам  возможности для некоррумпированного  существования.16

     Процесс криминализации идет не только сверху, путем укоренения системы, провоцирующей  криминал, но и снизу, путем огосударствления преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственных институтов. Насильственно вытесняемое за пределы законопослушного поведения общество стихийно пытается выработать новые принципы бытового поведения, новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответствующую общественно-экономической практике.

     В рамках реальной этики происходит постоянное столкновение бытового здравого смысла с практически бездействующим законодательством, которое, в силу своего несоответствия здравому смыслу, осознается обществом  как неправедное и не подлежащее исполнению. В результате в обществе вырабатываются стереотипы асоциального поведения, готовность к бойкотированию судебной и правоохранительной систем, к массовому отторжению официальной  власти как не имеющей морального права на регулирование общественных отношений.

     Образующийся  вакуум частично заполняют различные  неформальные способы социально-экономической  саморегуляции, среди которых на первое место выходят способы, связанные  с деятельностью организованных преступных группировок (ОПГ). Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ как власть и относиться к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в качестве сборщика налогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а главное действуют на основе негласных принципов правил, признаваемых значительной частью общества в качестве справедливых и естественных.

     В обществе воспроизводится на новом  уровне фиктивный характер официальной  правовой системы, свойственный советскому периоду когда основы писаного права  носили большей частью декларативный, идеологический характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных принципов, устных согласований и т.д. Только сегодня это прецедентное право по-русски приобретает характер, все более сходный по форме и содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровской самоорганизации17.

     В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и  чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию  правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием беспредел. Основами формирования здорового  нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение  благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших  составных частей всей работы по искоренению  произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому  воспитанию граждан.

     Воспитание  правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения  культуры общества, человека, обретения  им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие  идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы  соотношения законности и свободы  личности, прав человека и его гражданской  ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода  человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения  лица, в которых реализация его  здоровых, разумных и благородных  интересов сочеталось бы с уважением  интересов других людей, общества, государства. Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Воспитание правосознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальных функций государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.18

     Таким образом, развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изучая  правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы  в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

     Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право  и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в  том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную  цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых  заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной  жизни, - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская  война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право  есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком  часто прикрывает собой ложь и  насилие, раздор, бунт и войну.

     Подробное рассмотрение структуры и ее элементов правосознания, позволяет разобраться в современном состоянии правосознания и правовой культуры нашего общества.

       В настоящее время в юридической  и другой литературе, в периодической  печати отмечается невысокий  уровень правосознания и правовой  культуры в нашем обществе. Об  этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Существует  и проблема правового нигилизма.  Суть ее состоит в недооценке  значения и роли права и  законности, а порой и в игнорировании  требований законов.

       Политика нашего государства  в сфере правового регулирования,  юридическая практика должна  строиться так, чтобы в обществе. В сознании людей утверждалось  отношение к праву как к  ценности. Без которой невозможно  добиться социального порядка,  основанного на справедливости, утверждения прав и свобод  личности. Необходимо формировать  отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.

Информация о работе Структура правосознания